Как превратить ножницы, простой карандаш, шаблон в своих друзей (практические советы для родителей)
консультация на тему

Развитие мелкой моторики рук.

Принципы работы с ножницами, простым карандашом, шаблонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _prakticheskie_sovety.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ПРЕВРАТИТЬ НОЖНИЦЫ, ПРОСТОЙ КАРАНДАШ, ШАБЛОН В СВОИХ ДРУЗЕЙ

Развитие мелкой моторики

        Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи учащихся. Чем лучше вы сможете подготовить руку ребенка для письма, развить мелкую моторику, тем легче ему будет освоить сам технический процесс написания.

        Существует огромное количество игр и занятий для развития мелкой моторики рук ребенка. Главное, чтобы такие занятия были регулярны и нравились вашему ребенку. Достаточно 10–15 минут занятий в день такими занятиями как:

 

  1.  Рисование. Рисуем красками, мелками, карандашами, пальцами, на разносе с манной крупой и так далее.
  2.  Аппликации. Обводим шаблоны, вырезаем детали, приклеиваем их к основе. В качестве материала используем цветную бумагу, ненужные журналы, ткань, сухие листья и тому подобное.
  3.  Лепка. Лепим из глины, пластилина, соленого теста, учимся разминать, отщипывать, вытягивать, раскатывать и так далее.
  4.  Складываем фигурки из бумаги или оригами. Начинайте с простых, знакомых вам с детства самолетиков и корабликов, если ребенку понравится, переходите к более сложным.
  5.  Замечательно развивают мелкую моторику пальчиковые игры

Как ребенок может развивать моторику самостоятельно:

  • складывать пазлы, крупные и мелкие;
  • играть с конструктором из любого материала;
  • делать фигурки из проволоки;
  • выкладывать картинки из мозаики;
  • работать со шнуровками (их можно изготовить самостоятельно из плотного картона при помощи дырокола);
  • сортировать пуговицы (или фасоль и горох) по разным мисочкам;
  • нанизывать на нитку пуговицы, крупные бусины, макароны;
  • застегивать/расстегивать пуговицы.

Для развитие точности движений при письме предлагайте ребенку:

  • обводить трафареты и шаблоны;
  • чертить линии и фигуры под линейку;
  • раскрашивать, штриховать, обводить рисунки по пунктиру;
  • соединять точки, пронумерованные по порядку;
  • учиться проводить ровные линии через весь лист.

Такие занятия хорошо развивают координацию и глазомер.

Выбираем ножницы для ребенка

        К выбору ножниц для ребенка нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут. Многие советуют для первого знакомства с ножницами купить в аптеке детские ножницы, предназначенные для подстригания ногтей у малышей. Я этого делать не рекомендую. Почему? А попробуйте сами что-то вырезать такими ножницами и вопрос отпадет сам собой.

Если уж мы решили, что наш ребенок дорос до использования ножниц, то они должны быть самые что не на есть настоящие. Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми - они мягче и не скользят. Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру школьнику. Лучше если одно колечко будет круглое  (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны. Еще желательно, чтоб ножницы продавались вместе с чехлом.

        Научившись обращаться с детскими ножницами, со временем можно доверять уже и обычные, простые ножницы, которыми пользуются взрослые. Естественно, первое время Вам придется наблюдать, как ребенок упражняется уже с обычными ножницами, он будет очень горд, что родители считают ребёнка уже взрослым и доверяют пользоваться взрослыми вещами.

        При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не ножницы. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным.

        Независимо от того, когда (с какого возраста) вы начали учить ребенка работать с ножницами, необходимо сразу объяснить правила обращения с ножницами. 

Техника безопасности

  1. Ножницы - это НЕ игрушка. Ножницы - это инструмент. Они острые и опасные. Если не правильно ними пользоваться, можно пораниться. С ножницами не играют, с ними работают. Ножницами МОЖНО: резать бумагу, картон, нитки, ткань, вырезать детали для аппликаций - кружочки, квадратики и т.д.
  2. Ножницами НЕЛЬЗЯ: махать, бросать, подносить к лицу, брать без разрешения, ходить, а тем более бегать.
  3. Передают ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия.
  4. С ножницами нужно работать, сидя за столом.
  5. Каждый раз после работы положить ножницы на место!

Принципы работы с ножницами

Положение рук

        Прежде всего, как и для любой работы, связанной с мелкой моторикой, ребенка нужно правильно усадить.

  1. Ребенок должен сидеть прямо, его ноги должны упираться в пол, а не висеть в воздухе.
  2. Локти ребенка должны лежать на столе, колени должны быть согнуты под прямым углом.
  3. Руки должны быть несколько прижаты к телу, не плотно, но при этом они не должны находиться очень высоко "в воздухе". Проследите, чтобы ребенок не поднимал локоть при вырезании.

        Если у ребенка не получается держать руки правильно - можно попробовать несколько приемов:

  1. сказать ему: «Представь, что твои руки у локтей привязаны к телу». Можно немного придержать его руки, чтобы он понял и ощутил это положение.
  2. можно дать ему вырезать, положив локти на стол.
  3. можно вырезать, лежа на полу, на животе. В этом положении поднимать локти очень неудобно, и дети с трудностями координации часто именно так усваивают правильное положение рук. Дайте ребенку вырезать так в течение нескольких дней, чтобы он привык, а потом усадите опять за стол.

        Кроме положения локтей, важно проследить за правильным положением кистей рук. Когда ребенок держит в одной руке ножницы, а в другой - лист для вырезания, руки должны находиться в так называемой функциональной позиции - когда ладони повернуты внутрь друг к другу и большие пальцы наверху. Ребенку можно сказать: «Проследи за тем, чтобы большие пальцы обеих рук были наверху».

Как правильно держать ножницы

  1. Держите руку так, чтобы большой палец смотрел наверх. Наденьте на палец одно из колечек ножниц.
  2. Проденет кончик среднего пальца в другое колечко.
  3. Поместите указательный палец на второе колечко (снаружи).
  4. Безымянный палец и мизинец должны быть подогнуты (упираться в ладонь). Иногда безымянный палец вкладывается во второе колечко вместе с указательным.
  5. Поместите перед ребенком лист бумаги (выше уровня его глаз). Когда ребенок режет бумагу в направлении наверх, он автоматически берет ножницы правильно.


        
Далее покажите ребенку, как Вы сами режете бумагу на полоски, вырезаете круги и треугольники. Будьте терпеливы, поддерживайте ребенка, даже тогда, когда ему не удается сделать надрез. С течением времени ребенок будет овладевать навыками все лучше (ему необходима практика).

        Вот как развиваются у ребенка навыки использования ножниц:

  1. Начинает проявлять интерес к ножницам и работе с ними.
  2. Держит ножницы правильно.
  3. Открывает и закрывает ножницы произвольно.
  4. Может отрезать кусок бумаги.
  5. Отрезает кусок бумаги, делая два или более последовательных надреза.
  6. Может разрезать лист бумаги пополам.
  7. Может вырезать квадрат.
  8. Вырезает фигуры более сложных форм.

Начинаем резать бумагу

        Ваш ребенок научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.

        Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами. Если у вашего ребенка не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.
        Затем можно начинать учится вырезать из квадратной заготовки круг. При этом квадратная заготовка должна быть среднего размера. Очень маленькие или большие заготовки для обучения не подходят. Оптимальный размер квадратной заготовки 6 на 6 сантиметров.

        Вырезать круг можно двумя способами.

  1. Методом срезания углов. У круга нет углов, значит чтобы квадрат превратился в круг углы нужно срезать. После того как вы срезали все четыре угла получился многоугольник. Все эти уголочки тоже нужно срезать. Остались еще острые уголочки? Их тоже долой. В конце концов у вас получиться достаточно ровный круг. Возможно с первого раза он будет и не совсем ровный, зато вырезанный самостоятельно.

  1. Задача все та же - срезать углы у прямоугольника, но срезать мы их будем от середины одной из сторон квадрата к середине соседней стороны, закругляя срез. После нескольких попыток у детей обычно получаются достаточно ровные круги.

Если ваш ребенок – левша

        Уже давно никто не переучивает левшей, наоборот, им стараются создать все удобства для обучения и развития. Для таких детей разработаны специальные ножницы, резать которыми им гораздо сподручнее.

Работа с простым карандашом, шаблонами

        

        Работа с простым карандашом не только готовит руку к письму, но и развивает мелкую моторику ребенка, а соответственно на прямую влияет на развитие речи. Графические изображения желательно выполнять простым карандашом (ТМ), но при этом научите учащегося не пользоваться ластиком, т. к. это приучает ребенка к «праву на ошибку».

Переучивать, всегда сложнее, чем научить, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок правильно научился работать с простым карандашом.        

 Как правильно сидеть при работе

        Стол, за которыми сидит ребенок, и стул должны соответствовать его росту. Спина должна быть прямой, плечи на одной высоте. Грудь не касается стола. Ноги согнуты под прямым углом, опираются всей стопой на пол или подставку.

Как правильно держать карандаш

        Расстояние от кончика грифеля до указательного пальца около 2 см. Указательный палец не должен прогибаться в первом суставе, это говорит об излишнем напряжении. Карандаш удерживается большим, указательным и средним пальцами. Его следует держать на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Безымянный палец и мизинец внутри ладони. Конец карандаша должен быть направлен в плечо пишущего. Локоть и кисть правой руки лежат на столе. Кисть руки повернута книзу с опорой на мизинец. Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажима, обратного движения почти нет. В ходе обучения формируются такие важные качества движений, как координированность, точность, гибкость руки, ритмичность. Совершенствование движений руки связано с развитием произвольного внимания, двигательной памяти, пространственных и зрительных представлений.

Как правильно держать карандаш левшам

        Расстояние от кончика карандаша до указательного пальца около 4 см. Рука при  работе должна быть под линией письма. Бумага располагается под наклоном вправо примерно на 20° и сдвинута от центра тела к левой руке. Свет при письме должен падать справа.

        Нужно научить школьников обводить по шаблонам (наружный контур) и трафарету (внутренний контур). Данные задания наиболее трудные для детей, так как в работе участвуют обе руки, причем их движения различны. Из-за, несовершенной моторики, неумения распределять внимание учащиеся или не удерживают на одном месте шаблон (трафарет), или грифель карандаша уходит у них в сторону от границ шаблона (трафарета).

        Проще всего обвести предмет с помощью трафарета (нужно научить ребенка обводить предмет по трафарету крепко держать свободной рукой трафарет и не двигая его). Именно поэтому лучше сначала предложить ребенку трафарет.

        Сделать шаблон в домашних условиях довольно просто – вырезать из плотного картона силуэт предмета. Но научить обводить шаблон более сложная задача: свободная рука плотно прижимает шаблон, не двигает его, а обводить предмет, нужно сначала сверху (слева направо), а потом снизу (слева направо), отрывая карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практические советы для родителей.

здесь представлены советы родителям и их детям как легче и проще выучить английский язык....

практические советы для родителей «Как помочь детям справиться с экзаменом»

Материал содержит  психологические  советы  для родителей  по оказанию помощи выпускникам при сдаче ЕГЭ. Может быть использован на родительском собрании....

Практические советы логопеда родителям.

Рекомендации родителям дошкольников подготовительных групп....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Как проявить свою любовь. Несколько советов работающим родителям.

Современный темп жизни не позволяет родителям уделять своим детям столько времени, сколько этого требуется.  Работающие мамы видят своего ребенка в среднем два или три часа в сутки. Поэтому недос...

Практические советы для родителей: "Если вас тревожит развитие Вашего ребёнка..."

Только родители могут дать своему ребёнку любовь, заботу, ощущение, что он важен и нужен, защищен от всех невзгод. Они не специалисты и не обязаны разбираться во всех тонкостях развития ребёнка. Но их...