Полезные ссылки, статьи, тесты
статья по теме

http://www.gogul.tv/catalog/library/    Гогуль – детский браузер, проводник в мир Интернета, специально разработанный для детей, их родителей и воспитателей. В недрах Интернета содержится огромный массив информации, способной оказать влияние как позитивное, так и негативное на становление личности ребенка. Интернет – своеобразное отражение окружающего нас мира, который богат сокровищами, но, увы, не избавлен от безобразий и уродств. Детский браузер Гогуль - инструмент конкретного воплощения этого вашего решения, обеспечит контроль посещения ребёнком сайтов в Интернете.

http://www.edukids.ru  Поступление в ВУЗ - целая эпоха в жизни каждого человека. Тому, кто прошел через это, не надо объяснять все сложности и неожиданности этого процесса. Информационный портал, созданный в целях помощи абитуриентам и их родителям, а также всем, кто интересуется дальнейшим образованием в России и за ее пределами, сделать правильный выбор, разобраться в потоке обширной информации о вузах, о новых специальностях и возможностях применения полученного образования на рынке труда.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые родители и педагоги!
С 2010 года из Китая в Россию идёт поток синтетических наркотиков. Наркотики эти чрезвычайно опасны, так как доступны, просты в употреблении, и действуют, в первую очередь, на психику ребёнка. 
Покупают эти наркотики подростки через Интернет или у сверстников. Они заходят на известные сайты (например, «ВКонтакте», «Одноклассники» и т.д.), торгующие наркотиками, набирая в поисковике несколько ключевых слов, получают контакт, списываются через скайп или ICQ, далее производят заказ. 
После оформления заказа им сообщают номер счета для оплаты. Как правило, оплату они производят через платёжные терминалы. После поступает сообщение, где можно забрать спрятанные наркотики (на сленге подростков это действие называется «поднять закладку» или «найти клад»). 
Для того чтобы понять, покупает ли Ваш ребенок наркотики, достаточно проверить его переписку в телефоне (она, скорее всего, не стирается!).
Самые распространенные среди молодежи наркотики – курительные смеси JWH, которые являются синтетическими аналогами каннабиноидов, но в разы сильнее.
JWH заходит в Россию в виде реагента (концентрата или порошка), который похож на обычную соду. Действие наркотика может длиться от 20 минут до нескольких часов. 
Его разводят разными способами, наносят или опрыскивают на «основу». Чаще всего, «основа» – обычная аптечная ромашка. Может быть, «мать и мачеха» или любая аптечная трава, которую для вязкости иногда перемешивают в миксере с черносливом или табаком для кальянов. Однако молодые потребители чаще всего берут готовый наркотик.
Самый распространенный способ употребления курительных смесей – маленькая пластиковая бутылочка с дыркой (если такие бутылочки с прожженной дыркой находят в школьных туалетах, это самый верный признак того, что в школе употребляют наркотики!). Иногда эти смеси курят через разные трубочки. Их, как правило, держат при себе (от них исходит неприятный запах). Зачастую, прежде чем зайти домой, подросток оставляет такую трубочку в подъезде (например, в электрическом щитке).

Ранние признаки

Ранними признаками употребления наркотических средств, независимо от вида наркотического средства, могут быть следующие изменения в поведении, характере и физиологии подростков: 
Ø исчезновения из дома,
Ø потеря интереса к учебе, труду и досугу,
Ø пропуски занятий в школе,
Ø снижение успеваемости,
Ø изменения в поведении (необоснованная агрессивность, озлобленность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость),
Ø отчужденность, скрытность, лживость,
Ø исчезновение ценных вещей и денег из дома, кражи, возникновение долгов,
Ø появление у подростка пакетиков с неизвестными веществами,
Ø появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов («трава», «дживик, «ляпка», и т.д.),
Ø нарушения сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон),
Ø изменение аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, появление чрезвычайной жажды).

В то же время наличие у подростков одного или нескольких из вышеуказанных признаков не дает оснований утверждать, что подросток употребляет наркотики. Всё это вместе должно побуждать родителей, учителей и близких подростка принять предупредительные меры.

• кашель,
• сухость во рту,
• помутнение или покраснение склер глаз,
• расширенные либо суженые зрачки, не реагирующие на свет,
• нарушения координации движения, 
• дезориентация во времени и в пространстве,
• при сильной интоксикации могут возникнуть неподвижность суставов или судороги,
• нарушения речи (заторможенность либо многоречивость, не свойственная вашему ребёнку),
• заторможенность мышления (с трудом отвечает на вопросы, с паузами, невпопад),
• бледность кожных покровов,
• учащённый пульс,
• приступы немотивированного смеха,
• при сильной интоксикации могут возникнуть тошнота, рвота, головокружение, потеря сознания, велика вероятность летального исхода.

• упадок общего физического состояния,
• потеря веса (за месяц до 10 кг.), 
• снижение концентрации внимания,
• нарушения сна, 
• апатия (не хочет учиться, посещать уроки, «всё лень»),
• перепады настроения (могут быть вспышки немотивированной агрессии, раздражительности, нетерпимости в адрес окружающих людей),
• лживость,
• резкий спад интеллектуальных возможностей, 
• постоянное враньё,
• появляются новые знакомые, о которых ребёнок не рассказывает, 
• неопрятный внешний вид,
• ворует деньги и вещи из дома и магазинов,
• не считает себя наркоманом…

Психостимуляторы
Помимо солей в молодежной среде также популярны психостимуляторы: МДПВ («соли», «легалка», «скорость», «свист» и т.д.). Покупают эти наркотики по той же схеме, что и JWH. 
Выглядит данный психостимулятор как кристаллический порошок, который очень похож на сахарную пудру и имеет ярко выраженный белый (иногда темный) цвет.
Хранят в доме, как правило, в туалете, в вентиляции, на балконе, под напольным покрытием, в постельном белье или в подъезде, на своем этаже. У каждого наркомана есть специальная коробочка или мешочек, где хранятся шприцы, капли, и все, что нужно для употребления. 
Опасность этих наркотиков заключается в их доступности и простоте употребления (нюхают, реже курят, разводят в любой жидкости, пьют, но самое страшное – колют в вену). Очень сложно просчитать дозу, при передозировках солями процент летального исхода значительно выше, чем при передозировках каннабиноидами. 
При употреблении солей человек стремительно деградирует, и деградация эта имеет необратимые последствия. Если курительные смеси можно какое-то время употреблять незаметно, то начавшего употреблять соли видно сразу.

• «дикий взгляд»,
• обезвоживание,
• учащённое сердцебиение, 
• падение артериального давления,
• тревога, страх, ощущение, что за тобой следят, что за тобой пришли,
• судорожные движения нижней челюстью, гримасы, общие судороги,
• боли в груди,
• отсутствие аппетита,
• слуховые и зрительные галлюцинации,
• непроизвольные движения руками, ногами, головой,
• полное отсутствие сна,
• невероятный прилив энергии (желание двигаться, что-то делать, все действия, как правило, непродуктивны),
• возникают бредовые идеи (например, что за ними ведётся слежка),
• наиболее тяжелое проявление отравления (неуправляемая гипертермия и развитие отека мозга). 
При повышении температуры тела у больного свыше 40-41º С, быстро развиваются отек головного мозга, острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность. Больной умирает через несколько часов.

«Стеновая реклама» наркотических средств 
Часто информацию о распространении курительных смесей дети и подростки считывают со стен домов, когда видят надписи следующего содержания: «Алхим», «Соль», «Афган», «Авган» «Джараш», «AF», «Staf», «Ляпки», «Белый», «Бошки», «Легал», «Лег-с», «Легал хороший», «Легал от Ашота РФ», «Лига», «ОПЕРА», «Миксы», «Смеси», «Пробники», «План», «Палыч», «Порох», «Спайс», «Дживиаш», «JWH», «Снег», «Тапки». 
Рекламу наркотиков, размещённую на стенах зданий, заборов, иных строений можно рассматривать как один из путей склонения к потреблению психоактивных веществ. Этот вид пропаганды обращён к широкому и неопределённому кругу лиц, зачастую содержит только номер мобильного телефона, ICQ либо ссылку на Интернет-сайт и единственное слово «соли», «миксы», «спайсы» или зашифрованное выражение для опытных потребителей, например, «тапки», то есть таблетки.

Информация с сайта Управления ФСКН России по Свердловской области http://www.66.fskn.gov.ru/5437/5527/

 

«Построение отношений с наркозависимым подростком в семье - Памятка для родителей»

1. Нужно перестать себя обманывать и признать, что ребенок — наркозависимый.

Необходимо осознать и принять тот факт, что в семье появилась серьезная проблема. Семья должна объединиться в борьбе с ней несмотря ни на какие разногласия. Нужно настроиться на долгий и трудный путь помощи ребенку в его борьбе за жизнь. Успех реален, если родители смогут изначально настроится на то, чтобы: проявлять максимум терпения и веры в успех; быть максимально честными с собой и подростком; обращаться за помощью ко всем, кто может оказать реальную помощь; активизировать собственные силы подростка, давая ему ощущение поддержки с вашей стороны.

2. До того как начать помогать подростку, нужно получить как можно больше достоверной информации по проблеме.

3. Прежде чем спасать ребенка, необходимо оценить свое собственное состояние и если необходимо — улучшать его.

Зависимость появляется не вдруг, она формируется в продолжение какого-то времени, а нередко является логическим завершением длительных явных или скрытых семейных проблем.

Параллельно с зависимостью подростка у родственников развивается расстройство под названием «созависимость». Это означает, что у родственников и близких наркомана в результате психической травмы и попыток приспособиться к ней вырабатывается комплекс особых черт характера, мешающих нормальной и счастливой жизни: неуверенность в своих силах и своей правоте, чувство вины за поведение своего ребенка, забота о нем в ущерб интересам других членов семьи; усталость, обидчивость, раздражительность. У них может развиться и неискренность в отношениях с окружающими, желание скрыть истинное состояние своего ребенка. Как только вы заметили негативные изменения в своем состоянии, обращайтесь к психологу, психотерапевту или в общественные организации.

4. Нужно вырабатывать реалистический взгляд на проблему, избегая иллюзий и мифов.

Родители понимают, что наркозависимый остается несмышленым ребенком, у него детский подход к взрослым проблемам. Он легкомыслен, нетерпелив, самонадеян, не принимает во внимание возможности других и объективные обстоятельства, уверен, что все сойдет ему с рук. В душе он хороший человек и не делает никому зла специально. Он живет своими фантазиями. Нередко в своем поведении родители уподобляются своему ребенку, оторванному от реальности.

Важно разделить ваши проблемы и проблему ребенка. Необходимо признать, что ребенок вырос, несмотря на свое безответственное поведение. Он имеет право на собственную жизнь. Он — не ваша собственность. Вы не можете контролировать его жизнь, как бы ни старались это делать. Он вправе выбирать свой путь, даже если его не одобряют окружающие, Он сам и только сам должен нести ответственность (перед собой, законом и перед Богом) за свою жизнь.

5. Постарайтесь, прежде всего, понять причины и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических веществ.

Прежде чем начать серьезный разговор с вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начинайте разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а вы — спокойны и контролируете себя. Когда разговор пошел, следует, не стесняясь, спрашивать напрямую и досконально обо всех непонятных и беспокоящих вас его поступках и словах. Узнайте, как ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка — это может сразу оттолкнуть его от вас.

Помните, что именно доброе отношение и любовь способны помочь ребенку в трудный момент. Одной из причин употребления наркотиков служит невнимательное и равнодушное отношение родителей к проблемам своего ребенка, скандалы и ссоры в семье. Важно понять — что вы делаете такого, что способствует употреблению наркотиков. Постарайтесь, чтобы ребенок понял, что нет в мире людей, более любящих его, чем родители, что они ближе всех принимают к сердцу его проблемы, стремятся предупредить возможные опасности.

Именно своей любовью и объясняйте свою твердую позицию, однозначно дайте понять, что вы будете настойчиво стремиться помочь ему избавиться от этого пристрастия («Мы любим тебя и не успокоимся, пока ты не справишься со своей проблемой»). Проводите эту мысль регулярно. Во время разговора выражайте свои чувства спокойным и ровным тоном. Подчеркните, что вы не приемлете не самого ребенка, а именно наркотики, так как они ведут к смерти. Четко выразите свое негативное отношение к наркотикам. Выясните его позицию к ним. Ваша любовь к ребенку и борьба за его жизнь должны стать причинами вашей твердости. И ребенок обязательно должен это знать.

6. Будьте готовы встретить сопротивление вашего ребенка (вернее, его аддикции).

Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Будьте готовы, что ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах. Будьте готовы, что он перестанет употреблять один наркотик (инъекционный), но тайно от вас будет использовать другие.

7. Действуйте совместно.

Если в разговоре участвуют оба родителя, чрезвычайно важно, чтобы они были едины и последовательны в своем подходе. Не позволяйте играть на ваших разногласиях. Протестуйте только против наркотиков, их употребления, поведения, связанного с ними. Не ополчайтесь на ребенка как на личность. Выразите вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы. Если ваш ребенок крещен в православную веру, помощь может оказать беседа с православным священником, посещение храма, временное проживание в нем.

8. Подумайте, что можно изменить в условиях жизни ребенка и семьи.

В случае, если вы подозреваете, что ваш ребенок продолжает принимать наркотики, изучите ситуацию более подробно. Известны случаи, когда проблема решилась путем перевода в другое учебное заведение, смены места жительства, отрыва от порочной компании. Пристально и внимательно наблюдайте за вашим ребенком. Заведите дневник. Отмечайте факты характерных поступков с указанием дат и времени.

9. Демонстрируйте твердую позицию несогласия с образом жизни его друзей-наркоманов.

Выясните его точку зрения на этот счет. Будьте готовыми встретить сопротивление со стороны ребенка, угрозу покинуть дом. Не меняйте позицию и постоянно разъясняйте ее подростку. Ищите возможность отвлечь его от компании, включить его в другие социальные группы.

10. Обратитесь за помощью к специалистам, если вы убедились, что ваши усилия не дали желаемых результатов.

Помните: чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что она будет эффективна. Не прибегайте к самолечению или помощи экстрасенсов, магов. Важно совместно с подростком выбрать ту форму реабилитации, которая наиболее подходит для него и семьи. Не останавливайтесь ни перед чем, пока подросток не пройдет полный курс реабилитации.

11. Постарайтесь избавиться от непродуктивного чувства вины за проступки своего ребенка.

Независимо от того, на какой стадии реабилитации подросток находится, следуйте правилу: перестаньте искать виноватых. Если он достаточно взрослый, чтобы не выполнять ваших требований, значит, взрослый и для того, чтобы отвечать за свое поведение. Вы все равно не сможете прожить его жизнь за него и не корить себя понапрасну. Даже, если вы найдете причину его порока в недостатках ваших методов воспитания, вы ничего не сможете изменить.

Не пугайте. Не угрожайте. Не читайте нотаций. Не устраивайте истерик. Если подростку удастся спровоцировать вас на грубость, он получит полное моральное право на употребление наркотиков, заглушая обиду и чувство вины. Не поддавайтесь на провокации, не теряйте контроля над собой. Ни на день не отказывайтесь от борьбы с зависимостью; убеждайте: наркотики – смертельно опасны, тебе это не нужно, ты можешь справиться с этим, если сам захочешь и обратишься за помощью. Ставьте перед подростком конкретные задачи на короткие промежутки времени. Ставьте условия, поддерживайте его только в том, что не связано с наркотиками.

12. Не помогайте подростку поддерживать его аддикцию.

Не потакайте все увеличивающимся капризам и выпрашиванию денег. Добивайте одинакового отношения к этому всей семьи. Не верьте подростку на слово. Не давайте обхитрить себя. Не верьте его обещаниям, верьте только делам. Не покрывайте подростка, не давайте деньги, не отдавайте за него долги, не решайте его проблемы. Не делайте за подростка ничего из того, что он может и должен сделать сам. Он должен столкнуться лицом к лицу с негативными последствиями употребления наркотиков, иначе он не захочет освободиться от зависимости. Отношения с наркозависимым необходимо строить на твердых правилах, не подверженных изменению. Он точно должен знать, как вы относитесь к той или иной его выходке или проступку и что предпримите в ответ. И если он нарушил оговоренное правило, вам лучше следовать своим обещаниям до конца. Вы должны быть исключительно правдивы и принципиальны с подростком. Если он знает, что ему могут солгать, он не будет ни доверять вам, ни выполнять ваши условия.

13. Не стоит скрывать правду о том, что ваш ребенок употребляет наркотики, от родных и друзей.

Он может пользоваться неосведомленностью окружающих, чтобы выманивать деньги на покупку дурмана. Такое ваше поведение он расценивает как неявное согласие с употреблением (по принципу: «если окружающие ни о чем не догадываются – значит, я не так уж сильно отличаюсь от нормальных людей, значит все не так страшно»). Главное же в том, что, скрывая свое несчастье от знакомых, друзей и родных, вы остаетесь с проблемой один на один. Если родители друзей вашего ребенка не будут знать о его проблеме, у него будет больше шансов сделать наркоманами детей, пока еще не знакомых с наркотиками. И вы тогда не сможете простить себе это. Другие родители при подходящем случае не смогут удержать его от преступления, если не будут понимать его мотивы. Стремительное распространение наркотиков во многом связано с молчанием людей.

14. Поддерживаете любые позитивные проявления.

Выражайте веру в его возможности. Убеждайте в необходимости отказа от наркотиков. Загружайте его работой по дому, даче, занятиями спортом, прикладным искусством, контролируйте темпы и качество работы. При этом сохраняйте контакты с подростком и его доверие. Ему нужна ваша поддержка и вера. Больше времени проводите вместе с ним, не выпуская из поля зрения, не давая воссоединиться с друзьями-наркоманами. Чаще посещайте школу, действуйте согласованно с педагогами (факт наркотизации все равно долго не скроешь).

15. Не давайте зависимому командовать в семье и разрушать ее.

Не подчиняйте его желаниям и требованиям интересы семьи. Помните, что подросток – это не вся семья. Семья должна жить нормальной жизнью, иначе она разрушится сама и не сможет помочь подростку. Вы не должны забывать, что у вас есть своя собственная жизнь, за которую отвечаете только вы. Займитесь своей жизнью и жизнью своей семьи

Сайт Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков  http://ufskn74.ru/communication/parents.html



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
  4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

Памятка для родителей

Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка.

Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните!

  1. От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «Я - хороший ребенок». От сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я – плохой».
  2. Душевная копилка ребенка работает день и ночь ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем.
  3. Научиться слушать своего ребенка в радости и в горести.
  4. Даже требования, которые вы предъявляете своему ребенку, должны быть наполнены любовью и надеждой.
  5. Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.
  6. Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и к другим людям.
  7. Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте.
  8. Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом.
  9. Проводите со своим ребенком достаточное количество времени, и не сетуйте на то, что у вас этого времени нет.
  10. Заводите в семье свои  красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям

  • перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка;
  • придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая;
  • в выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей;
  • посидеть в сумерках при свечах рядом с мамой и папой;
  • на ночь услышать доброе пожелание;
  • в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;
  • вместе с мамой готовить к празднику и печь красивый торт, а с папой просто поговорить по душам;
  • посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.



Предварительный просмотр:

Тема: Помощь ребёнку при подготовке к экзаменам.

Все мы когда-то сдавали экзамены. Что такое экзамены в жизни человека? Самый ответственный и сложный периодИменно на экзамене подводится итог учебной деятельности каждого школьника.  

Для вас и ваших детей наступает волнующая пора- пора сдачи первых государственных экзаменов.

Чтобы успешно сдать экзамен, детям необходимо хорошо подготовиться к нему. Кроме того, важную роль в подготовке детей к экзамену играет поведение их родителей. Помощь взрослых очень важна, поскольку ребенку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку— умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность выпускника в сдаче государственной (итоговой) аттестации.

Что значит – поддержать ребенка?      

•Верить в его успех.

•Опираться на сильные стороны ребёнка.   

•Подбадривать, хвалить детей за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе. Чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. 

•Избегать подчеркивания промахов ребёнка.    

•Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку.

Поддержку можно оказывать:

• Добрыми словами (например: «Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь хорошо!»,  «Ты знаешь это очень хорошо», «У тебя всё получится!», «Ты сможешь это сделать», «Я буду мысленно всегда рядом с тобой!»                                                                    

• Совместными действиями (присутствием при домашних занятиях ребёнка, совместными прогулками, совместными занятиями спортом)

 •  Доброжелательным выражением лица, тоном высказываний, прикосновениями.

В ходе подготовки к экзаменам родители нередко используют тактику запугивания. Такая тактика не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые школьник не может самостоятельно преодолеть.

Очень важно понять в какой помощи нуждается именно ваш ребёнок. Нужно спросить его об этом: «Как я могу тебе помочь?»

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка.

  • Школьники часто волнуются, т.к. им кажется, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам. Помогите распределить темы подготовки по дням, в составлении плана или расписания рабочего времени на период экзамена.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.
  • Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных  ему письменных и устных видов работ.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

В экзаменационную пору основная задача родителей – создать гармоничную домашнюю среду! 

  • Обеспечьте спокойную, уютную, рабочую атмосферу в доме.
  • Организуйте удобное место для занятия ребёнка. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
  • Проследите, чтобы никто из домашних не мешал, не отвлекал ребёнка во время занятий. 
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать.
  • Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада. 

Наблюдайте за самочувствием ребёнкаНикто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс. Признаки стресса:

-физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания  и пр.), резкая прибавка или потеря  в весе, боли различного характера (в голове,  груди, животе, шее, спине и т.д.).

эмоциональные: беспокойство,  сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие  к  окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений,  потеря  интереса  к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос,  кусание  ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение  пищевых привычек (голодание или избыточный прием пищи), злоупотребление лекарствами, употребление алкоголя, курение.                                                                    

Обратите внимание на питание ребёнка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и  сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как овощи, фрукты, рыба, творог, орехи, шоколад и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Особое внимание следует уделить режиму сна и бодрствования. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок хорошо высыпался. Не разрешайте детям учить целыми днями  или ночами, так как это ведет к раздражительности, быстрой утомляемости, беспокойству. Полноценный 8-часовой сон обязателен! Причем, ложиться спать необходимо не позднее 22 часов, т.к. режим отдыха для центральной нервной системы наступает именно в период с 22.00 часов до 24.00 часов.

Эмоциональный настрой играет важную роль при подготовке и прохождении ГИА, т.к. период экзаменов для большинства выпускников является очень тревожным. Особое значение в этот период имеет ваш собственный эмоциональный настрой.  Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей,  может эмоционально "сорваться". Важно сдерживать отрицательные эмоции и демонстрировать ребенку спокойствие, терпение, доброжелательный настрой. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом. Настраивайте детей на то, что у них все получится.

В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений выделяют, так называемую группу  риска.

Задачи родителей:

Для тревожных детей на предэкзаменационном этапе важно создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.

Для неуверенных детей -создание ситуации успеха; Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций ("Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным"). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение ("Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?").

Для гиперактивных детей, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации- повышение значимости экзамена. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей "быть внимательнее", поскольку это им недоступно.

Для ответственных детей (отличники), старающихся соответствовать ожиданиям окружающих, снижение значимости экзамена: следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, каким хотелось бы. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между "достаточным" и "превосходным". Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе детям можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд.

Для астеничных детей очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: "Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал". Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать);

3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

                          

 Проявите мудрость и терпение! Ваша поддержка обязательно поможет ребёнку быть успешным!

Ощепкова Надежда Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные ссылки

http://www.guru-soft.ru/...

Полезные ссылки

Интересные материалы для отдыха и творчества, подготовки детских праздников, создания презентаций......

полезные ссылки для психолога

Здесь вы найдете ссылки на полезные для психолога сайты.Дерзайте.Очень много интересного материала.И еще посмотрите       http://www.nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/poleznye-saity-...

Полезные ссылки, статьи, советы для родителей.

Здесь собраны полезные ссылки, советы, памятки для родителей основной школы....

Полезные ссылки, статьи, советы для родителей.

Полезные ссылки, статьи, советы для родителей....

Полезные ссылки, статьи, советы для родителей 2

Полезные ссылки, статьи, советы для родителей....