Проблема с почерком. Что делать? Советы родителям.
консультация на тему

Рекомендации и упражнения по исправлению почерка у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pocherk.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Что делать:

  • если ребёнок не видит границы строки;
  • много раз обводит одну и ту же букву;
  • буквы «корявые», с разным наклоном.

Проблема с почерком – довольно распространённая в начальной школе. Обучение письму – сложный вид работы для любого малыша. Исследования показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и космонавты в момент старта.

Навыки письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения возникают, если у ребёнка недостаточно развита мелкая моторика (то есть умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук).

  • Лучше, конечно, предупредить эти трудности и заняться специальной тренировкой ещё до школы. Но и первокласснику эти упражнения будут полезны, а кому то просто необходимы. Выделите для них полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время приготовления уроков.
  • Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребёнок будет следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать как можно больше.
  • Подбирайте интересные и забавные задания, развивающие зрительно – моторную координацию. Например, требуется прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с ней – с внутренней стороны.
  • Конечно, поможет штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям рисовать по клеточкам под диктовку (Одна клетка вправо, две вниз и т.д.). Придумайте рисунок сами или возьмите из специальной литературы. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно превратятся в чёткие и уверенные.
  • Обязательна тренировка пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка головоломок (пазлы), складывание узоров из мозаики или других мелких предметов – спичек, пуговиц, вырезание ножницами по контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
  • Многие из женских занятий очень полезны и мальчикам. Ведь как раз у них-то гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей вышивать, плести из бисера, вязать. Поможет и традиционная мужская работа – забивание гвоздей, выпиливание, выжигание.

Особые случаи

Иногда затруднения с письмом связаны с недостаточным развитием у ребёнка координации движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с мячом), танцы, гимнастика.

Если, несмотря на все усилия – ваши и ребёнка, не удаётся выработать красивый почерк, возможно, придётся обратиться за помощью к детскому невропатологу.

Особенно нужна такая консультация, если речь идёт не просто о недостаточно красиво выписанных буквах, а о более существенных проблемах. Например, ребёнок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются на одной линии, а к концу строчки сползают вниз. Такие деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а она может быть следствием функциональных и органических нарушений головного мозга.

Что касается ребёнка, пишущего левой рукой, вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают специальные прописи для левшей.

Упражнения, облегчающие написание букв

 Упражнение 1. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3. Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4. На столе лежит 10-15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5. Дети зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6. Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди.

Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывать ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7. Это упражнение напоминает перекладывание мячика в руках. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Работа в тетради

Если есть проблемы с почерком, стоит поработать в тетради в косую линейку.

Чем писать?

Начинаем писать карандашом:

  • он должен быть не очень мягким (ТМ);
  • стандартной длины (никаких коротких карандашей);
  • гранёным;
  • без ластика;

Если ребёнок неправильно держит карандаш – использовать наконечник – корректор.

Почему начинаем писать карандашом?

  • написанное можно стереть;
  • не надо зачёркивать;
  • пусть ребёнок привыкает к чистым страницам;
  • карандашом легче отрабатывать каллиграфическое написание букв.

Очень хорошо, если какое-то время ребёнок будет писать карандашом, особенно в классе. Ошибки ему отмечают на полях, он сам их находит и исправляет.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Поэтому хорошо если:

  1. место «хватки» пишущего предмета будет покрыто рёбрышками или «пупырышками»;
  2. но ещё лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, а для этого корпус её должен быть трёхгранным.

Если вы не нашли ручку, чтобы в ней были совмещены два «удобства», то купите:

  1. «пупырчатую» ручку

                 и

  1. «треугольный» карандаш

Списывайте в течение некоторого времени (2-3 недели) по одной строке в день в тетради в клеточку (по одной букве в клетке, буква должна занимать клетку целиком).

Литература:

О.С.Ильичёва, Г.М.Зегебарт Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Генезис, 2013 г

Т.А.Воробьёва, Т.В.Гузенко 50 уроков для подготовки руки к письму. Литера, 2014 г.

О.Узорова, Е.Нефёдова 350 узоров. Тренируем руку. Астрель-АСТ , 2010

Т.В.Шклярова Прописи. М.: Грамотей, 2011

С.Ф. Дубнова, И.А.Паншина Прописи для леворуких детей. М.: Печатный двор, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Родителям.Детские советы родителям.

Лирическое стихотворение-напутствие родителям о том, что нужно беречь детскую душу....

для родителей. книга-психолог.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

рассматриваютмя интересные вопросы и пути их решения....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Советы родителям по теме "Проблема школьной отметки"

Советы родителям по теме "Проблема школьной отметки"...

Советы родителям по проблеме заикания

В данной консультации родители могут узнать, что такое заикание....

Памятка для родителей. Советы родителям на каждый день. Рекомендации родителям учащихся начальных классов.

Родители в определении задач и поиске путей воспитания в своей семье должны исходить из знания индивидуальных особенностей своих детей. При этом следует учитывать, что каждому возрасту свойственны как...

"Проблема с почерком"

Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе. В данном пособии родителям даются рекомендации по улучшению почерка ребёнка....