Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.
консультация

Ребёнок не хочет читать? Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения? Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы и методы работы по коррекции недостатков чтения. Повышаем скорость чтения.

Слайд 2

Ребёнок не хочет читать. Что делать? Как избавиться от ошибок при чтении? Как развивать технику чтения?

Слайд 3

Проведённые исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся 53% учатся хорошо и отлично, а среди медленно читающих таких учеников бывает не более 4%.

Слайд 4

Начинать выполнение уроков следует с чтения, т.к. основу любого предмета составляет чтение. Научишь читать книги и привьёшь любовь – все предметы будут даваться легко.

Слайд 7

О какой бы области не шла речь, для достижения уровня мастерства, соизмеримого со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Создаётся впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию. Гладуэл Малкольм

Слайд 8

Чтение для ума, что физкультура для тела. Джозеф Аддисон

Слайд 9

Что такое хорошее чтение?

Слайд 10

ЧТЕНИЕ СКОРОСТЬ ОСОЗНАННОСТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 11

Скажите, пожалуйста, вы встречали хорошо читающего человека, который очень неграмотно пишет? Как правило, нет. У человека, который много читает, формируется, так называемое, орфографическое чутье или зрительная память. И такой человек, не зная правил грамматики, напишет слова правильно чисто интуитивно.

Слайд 12

Техника чтения

Слайд 13

Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру. Применение даже нескольких приёмов значительно продвинет вашего ребёнка в обучении.

Слайд 14

Будет ли ребёнок читать лучше: если вы его усадите и заставите читать по 10 страниц в день?

Слайд 15

Способы и приёмы, способствующие формированию правильного чтения. читать ежедневно и кратковременно; Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. И поэтому упражнения даются 3-4 порциями по 5-10 минут. хорошие результаты дает чтение перед сном (5-10 минут); Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8-9 часов, когда человек спит, он находится под их воздействием. если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения; Материал для чтения должен быть занимательным. подбирать книги по возрасту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вызвать интерес к чтению?

Слайд 2

Положительные эмоции во время занятий чтением. Доброжелательная, непринуждённая обстановка. Ограниченное время занятий. Постоянное подбадривание ребёнка, неудачи не должны его удручать. Книга должна соответствовать возрасту читателя.

Слайд 3

Таблица достигнутых результатов Дата Скорость чтения Количество ошибок Повесьте таблицу на видном месте. Ребёнку, вовлечённому в познавательный процесс, необходимо знать, насколько он продвинулся вперёд.

Слайд 4

Оценивание ребёнком самого себя по трём критериям: Моя оценка Правильность Скорость Настроение

Слайд 5

Осознание ребёнком важности чтения. Задавайте ребёнку вопросы: Что ты делал? Чему ты научился? Как тебе это поможет?

Слайд 6

Некоторые правила: Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка (спорт, игры, прогулка ). Занятия должны проводиться регулярно. Эта регулярность должна войти в привычку. При выборе книг опирайтесь на желания и увлечения ребёнка. Иногда говорите «надо ». Опирайтесь на стремление ребёнка к признанию.

Слайд 7

Пишите ребёнку записки: «Твоя шоколадка лежит в ящике кухонного стола».

Слайд 8

Начинаем читать ребёнку. Останавливаемся на самом интересном месте. А дальше предлагаем дочитать ребёнку.

Слайд 9

Расскажите часть истории и скажите, что забыли продолжение. Скажите ребёнку, что он может сам прочесть, покажите где и на какой странице.

Слайд 10

«Провокация» ребёнка на чтение. «Спровоцировать» ребёнка на чтение. Если он сам не догадался взять в руки интересную книгу, то вы можете высказать заинтересованность судьбой героев книги, после чего, можете сказать, что удивлены, что он до сих пор сам не прочитал эту книгу.

Слайд 11

Замок успехов (после каждой прочитанной книжки ребёнок раскрашивает один элемент в картинке )

Слайд 12

Чтобы ребёнок запомнил, что он читает; чтобы мог вспомнить, что он читал – заводим читательский дневник.



Предварительный просмотр:

Как привить ребенку привычку к чтению.

(рекомендации психолога родителям)

1. Пишите ребенку записки. Например: «Твоя шоколадка лежит в ящике кухонного стола».

2. Попросите прочитать ребенка вам книжку, которую он точно знает наизусть. Например «Мойдодыр» или что-то вроде этого. Пусть он получит удовольствие от роли «чтеца». 3. Разрешите ему читать детские шутки, журналы, книжки с картинками, то, что веселит и нравится. Естественно, проводите возрастную цензуру.

4. Дайте роль для заучивания в детском спектакле.

5. Попросите почитать вслух тому, кто этого делать не может. Например, ребенок может читать маме, чтобы ей не скучно было мыть посуду. Или младшему брату, чтобы показать свое превосходство. Или бабушке, которая плохо видит.

6. Найдите малышу друга по переписке. Ребенка или взрослого, родственника или чужого человека. Главное, чтобы тот писал короткие, но интересные письма и делал это достаточно регулярно. И сами не забывайте писать письма, когда уезжаете в командировку и поздравительные открытки к праздникам.

7. Запишите ребенка в детскую библиотеку.

8. Купите веселую настольную игру, в которой нужно читать то, что написано.

9. Предложите ребенку сделать собственную книгу или журнал.

10. Демонстративно читайте вслух у ребенка на глазах. Покажите удовольствие от книги.

11. Сделайте ребенку свою книжную полку.

12. Остановитесь при чтении на самом интересном месте. Пусть ребенку хочется узнать, что там дальше.

13. Расскажите часть истории и скажите, что забыли продолжение. Скажите, что он может сам прочесть, покажите где и на какой странице.

14. Устраивайте семейные чтения. Читайте вслух отдельные книги, даже если ребенок умеет читать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как вы думаете? Если ребёнку говорить: «Читай быстрее, читай быстрее!» Будет ли ребёнок читать быстрее?

Слайд 2

Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно меняться. Это значит, что, используя определённые упражнения, можно увеличивать скорость чтения.

Слайд 3

Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста Ребёнок постукивает карандашом в течение 5 секунд по каждому квадрату (16 точек и меньше – низкий, 16-20 точек – средний, больше 20 точек - высокий)

Слайд 4

Упражнения, способствующие увеличению темпа чтения.

Слайд 5

Многократное прочтение Гулял Коля по лесу и заметил под кустом зайца. Бедняга сломал лапку и не мог бежать. Жалко стало Коле зайчишку. Взял он его на руки и отнёс домой. Коля сам смастерил клетку и посадил туда зайца. Ребёнок читает текст вслух .

Слайд 6

Многократное прочтение Гулял Коля по лесу и заметил под кустом зайца. Бедняга сломал лапку и не мог бежать. Жалко стало Коле зайчишку. Взял он его на руки и отнёс домой. Коля сам смастерил клетку и посадил туда зайца. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты, отмечает место , на котором остановился. Затем следует повторное чтение. Количество слов стало больше. Читает несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных в минуту слов не перестанет увеличиваться.

Слайд 7

Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать ещё раз. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться. Закрепите ситуацию успеха, похвалите ребёнка.

Слайд 8

«Молния» С мысл этого упражнения : в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Как в ариант : чередование чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде « Молния!» и продолжается от 20 сек. ( в начале) до 2 мин. Работа, ребята, игрушки, колючий, медведи, корова, ромашка, капуста, тарелка, весёлый, утята, рубашка, крапива, кормушка, снежинка , усатый, спасибо, загадка, берлога, барашек, бархотка, белила, белуга, беретик, беседка, болото, билеты, конфеты, бородка, болтунья, булавка, газета, гвоздика, животное, солнечный, бабочка, дерево, жалоба, жадина, козочка, лестница, ленточка, лыжницы, космонавт, корабли, светофор, уговор.

Слайд 9

«Буксир» Вы читаете текст вслух (скорость от 80 до 130 слов в минуту). Ребёнок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за Вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребёнка показать в тексте место остановки. СТОРОЖ В.А.Осеева В детском саду было много игрушек. Ребята играли все вместе и всем было весело. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. - Моё! Моё! – кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили – игрушек хватало на всех. - Как хорошо мы играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице. - А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик. - Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно. - Да потому, что ты не игральщик , а сторож, - объяснили за него дети.

Слайд 10

Эти упражнения нужно включать регулярно в занятия с ребёнком. Их можно использовать также при выполнении ребёнком домашнего задания по чтению, на заданном тексте, выделив для этого 15-20 минут.

Слайд 11

«Постукивание» Для повышения темпа чтения можно использовать упражнение « постукивание ». При проведении этого упражнения детям рекомендуют постукивать карандашом по столу, в темпе читаемого текста, при этом рука не должна лежать на парте.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация внимания

Слайд 2

Роль внимания при чтении так же велика. Очень часто внимание школьника рассеивается, как только материал становится скучным, эмоционально не привлекательным. Чтобы сделать ребёнка внимательным всегда и во всём, придётся его потренировать.

Слайд 3

Свойства внимания Объём Распределение Концентрация Устойчивость Переключение

Слайд 4

Объём внимания Прочитай, запомни и запиши: РБВЛ ЖКПРЧ ЧАШКА БМДРКЛФ КПТНСД СТО Л МАШИНА КОНФЕТА ВСЕМ НЕ УГОДИШЬ. КОНСТРУКТОР ДЫМ ИДЁТ. Я БЕГУ. ПТИЦА ПОЁТ. УЧЕНЬЕ – СВЕТ. По сигналу «Внимание» показываем ребёнку материал на 1-2 сек. Если ученик записал правильно больше 5 букв в самых длинных словах – он «выиграл»!

Слайд 5

Объём и концентрация внимания Поймай букву: Е О Р Ы Л А Г Е С Т Р В Л Д Ы Р Ч Т М Е А П A Ф Г К Ю Ш Т Р И П А В Ц К O Ш Г О Т Б Л Е О Одну букву обвести в кружок, другую – зачеркнуть. Если за 5 минут ученик просмотрит 400 и более знаков, допустив не более 5 ошибок, объём внимания и концентрация – в норме.

Слайд 6

Переключение внимания Вычёркивание букв в тексте (ту букву, с которой начинается строчка – в текущей строке, на следующей – уже новую) Утром первоклассник Толя вышел из дому. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья. Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно …» Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Он тоже собирался в школу и тоже испугался .

Слайд 7

Устойчивость внимания Перепиши без ошибок: а ммадама реберге ассамаса е налсстаде енадслат етальтаррс усокграта лиммодора клатимор грасемвладогунт афунитарелото


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УСТРАНЕНИЕ РЕГРЕССИЙ РЕГРЕССИЯ ПРИ ЧТЕНИИ – ВОЗВРАТНОЕ ДВИЖЕНИЕ ГЛАЗ К УЖЕ ПРОЧИТАННОМУ РЕБЁНКОМ СЛОГУ ИЛИ СЛОВУ

Слайд 2

ПРИЧИНЫ РЕГРЕССИЙ СИЛА ПРИВЫЧКИ . При неправильном обучении чтению ребёнка просят прочитать слово вновь, чтобы осмыслить его, это становится привычкой, тормозящей чтение Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребёнок как можно быстрей начал читать целым словом, в то время как ребёнок ещё не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам, а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. Последний вариант способствует формированию привычки в дальнейшем всегда перечитывать длинные и трудные по написанию слова.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ РЕГРЕССИЙ ТЕКСТ ТРУДЕН ДЛЯ ПОНИМАНИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ВНИМАНИЯ Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимо прервать чтение (возможно, ребёнок устал). Дать ребёнку время на отдых. В это время можно провести упражнения на концентрацию внимания .

Слайд 4

Упражнения, способствующие устранению регрессий.

Слайд 5

Потребуется лист плотной бумаги размером 10 на 5 см. С правого края прямоугольника вырезается небольшое отверстие – «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы. Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. Повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться. Использовать «окошечко» нужно постоянно при чтении текстов, заданных на дом .

Слайд 6

Чтение «с окошечком» Зима. Лесная полянка покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то, что летом. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц. А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, станет столбиком, послушает, всё ли спокойно кругом.

Слайд 7

Чтение с закладкой Дорогая чашка Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик испугался, затрясся от страха и сказал : «Я!». Отец сказал: «Спасибо, что правду не скрыл». (Л.Толстой)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умнй члвк нйдт вход из лбго слжнго плжния. Мдрй в этм плжнии не окжтся. Ж.П. Рихтер

Слайд 2

Интересно, получилось у Вас прочесть эту фразу? Вы прочитали фразу благодаря удивительному свойству мозга – антиципации или предвосхищению

Слайд 3

Развитие антиципации , «предвосхищения»

Слайд 4

АНТИЦИПАЦИЯ – предвосхищение, смысловая догадка, умение не дочитывая слово до конца, догадываться, что это за слово. Этот психический процесс значительно убыстряет чтение.

Слайд 5

Конечно, с возрастом антиципация развивается, и мы все легче и быстрее читаем. Но ведь мы хотим, чтобы наши дети читали быстро и с хорошим пониманием текста сейчас, а не потом. Значит, антиципацию надо развивать сейчас. К сожалению, в школьных учебниках очень мало упражнений на развитие антиципации. И простым чтением текстов это свойство не разовьешь.

Слайд 6

Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист (тогда ребёнку не придётся её двигать). Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Ребёнок читает текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Читать с решёткой тексты необходимо ежедневно по 15-20 минут ежедневно . Важно! При работе с решёткой ни в коем случае нельзя подгонять ребёнка, настаивать на увеличении скорости чтения.

Слайд 7

Чтение с решёткой КАК СТРОЯТ ДОМА Деревянные дома строят плотники из брёвен. Каменные дома кладут каменщики из кирпичей и тёсаного камня. Прежде всего кладут фундамент. На фундаменте выводят стены. В стенах делают отверстия для окон и дверей. Когда стены выведены, то кладут на них балки. В балки укрепляют стропила. На стропилах стелют крышу. Крыши бывают покатые, чтобы дождь на них не задерживался. Снаружи дом готов, но внутри ещё много работы. Надо настлать полы и потолки, вывести трубы, навесить двери, вставить окна. Стены оклеивают обоями. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 8

Лев и мышь. Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: "Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю". Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: "Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь - бывает и от мыши добро". Л.Н. Толстой ЧТЕНИЕ С РЕШЁТКОЙ

Слайд 9

Если ребёнок искажает окончания при чтении:

Слайд 10

Просим произносить вслух только вторую часть слова: Чте ние , толь ко , тра ва , соло ма , кро вать , кастрю ля , ры ба , берё за , кри чал , рисо вал , ду мала , ста туя , столяр, ремень, добыча, магазин, новая, красную, синий, белые, границы, битва, открою, увидели, купить, ошибки, чернее, достанут .

Слайд 11

Произноси вслух только вторую часть слова. Лесная поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки запрятались от холода под корой. Тихо кругом. Изредка пролетят стайкой щеглы или синицы. Или дятел начнёт выколачивать клювом из шишки вкусные семена. Иной раз заяц столбиком постоит на полянке, послушает и побежит в лес.

Слайд 12

Кроме этого, упражнения на антиципацию фраз, требуют многократного прочтения текста, значит, ребенок лишний раз потренируется в чтении, незаметно для себя. Ведь у него нет установки «Читай», ему надо «Найти», а это всегда интереснее, чем просто читать.

Слайд 13

Кроме техники чтения , во время выполнения этих заданий совершенствуется и развивается зрительный анализатор , который влияет на зрительное восприятие и внимание. Увлекательной и интересной может быть работа по составлению слов из его частичек – приставок, суффиксов, корней, окончаний. Пред началом работы разрезаем на глазах у ребёнка определённое количество слов на части (количество слов зависит от возможностей ребёнка).Затем различные частички всех слов смешиваются, и ребёнок восстанавливает слова.

Слайд 14

Собери слова из половинок кло ар ра ор за буз авто бус ун ден стра ут иг яц ро ус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов:"Коррекция недостатков письма и чтения у учащихся начальных классов с использованием информационных технологий"

Предлагается презентация и технологическая карта для проведения консультации для родителей и педагогов с использованием средств информационно-коммуникационных технологий и образовательных электронных ...

Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы  и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан  для выступления на семинаре-практикуме...

Упражнения, Направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков чтения.По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, об...

Статья. "Приёмы и методы работы с географической картой"

Статья. "Приёмы и методы работы с географической картой"...

Применение активных методов обучения в коррекции недостатков речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в...

Мастер-класс «Приёмы и методы работы с текстом по развитию читательской грамотности обучающихся на уроках английского языка»

Формирование читательской грамотности актуально и для уроков английского языка. Мастер-класс основан на ежедневно приобретаемом опыте в работе над текстами с учащимися основной школы. Разнообразие и в...