Причины речевых нарушений.
консультация на тему

Ганькина Марина Евгеньевна

Во время консультаций логопеда с родителями очень важно выявить факторы, которые вызвали нарушения речи. Данные анамнеза помогут в диагностике речевых нарушений и определению дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_rechevyh_narusheniy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины речевых нарушений.

Причины речевых нарушений разнообразны, их множество. Что вызвало нарушение речи в конкретном случае, определит логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребенка.

Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевому недоразвитию.

На внутриутробное развитие ребенка оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

К внешним факторам относят:

  1. Вирусные инфекции матери (краснуха, корь, токсоплазмоз и др.).
  2. Прием медикаментов и других химических средств.
  3. Повышенная доза облучения.
  4. Дефицит питания.
  5. Алкоголизм, курение, наркомания.
  6. Различные вредные производства.
  7. Травмы матери (ушибы, падения).

К внутренним факторам относят:

  1. Несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору.
  2. Токсикоз во время беременности.
  3. Предшествующие аборты. Часто ребенок рождается недоношенным.
  4. Гормональные отклонения матери (например, сахарный диабет).
  5. Наследственная предрасположенность.
  6. Хронические заболевания матери.

Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

Также ребенок может получить повреждения при родах в результате обвития пуповиной, неправильного предлежания плода. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение», затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера. Следствием ее является синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.

Возникновение речевых нарушений может быть связано  с различными заболеваниями в первые годы жизни ребенка. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства. Также негативными для развития речи ребенка являются травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Одним из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день - перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или после родов. Диагноз не означает неполноценность ребенка и не должен слишком сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача – невропатолога. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.

Причинами нарушений речи могут быть снижение слуха, короткая подъязычная уздечка, врожденные или возникшие в результате травм расщелины неба, губ, деформации зубов, неправильный прикус, когда верхняя или нижняя челюсть заметно выдаются вперед. Сейчас таких детей становится все больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребенка. А соски – пустышки часто формируют неправильный прикус. Еще хуже, если ребенок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосет палец. Это может продолжаться неограниченно долго. Следствие этого – «каша во рту».

Возникновение речевых нарушений может быть связано и с неблагоприятными условиями окружения и воспитания. К таким условиям относятся:

  1. «Сюсюканье» при общении взрослых с ребенком.
  2. Неправильное звукопроизношение взрослых в ближайшем окружении ребенка.
  3. Педагогическая запущенность.
  4. Двуязычие в семье.
  5. Психическая травма (испуг, переживания в связи с разлукой с близким человеком и т. д.).

Таким образом, факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и многообразны. Их анализ поможет своевременной диагностике речевых нарушений и определению дальнейшего образовательного маршрута ребенка.

Учитель – логопед Ганькина М. Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины речевых нарушений

В консультации для родителей дается краткий обзор причин возникновения речевых нарушений у детей....

Причины речевых нарушений.

Причины, вызывающие речевые нарушения у детей....

Причины речевых нарушений.

Какие факторы влияют на формирование речи....

Причины речевых нарушений.

Основные причины речевых нарушений....