Музыку и песню в каждый дом
статья на тему

Смирнова Наталия Александровна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyku_i_pesnyu_v_kazhdyy_dom.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч

МУЗЫКА КАК ЧАСТЬ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

  Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

  А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже реагирует на них.

  Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, всё, что происходит во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил ещё до рождения и именно через слух!

  Исследования нейрофизиков показали, что формирование мозга начинается на четвёртой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в значительной степени влияет на всё последующее развитие.

  Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжённость мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем уже стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белью, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.

  Малыш растёт, всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания.

  И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу.

  А нужно ли им это? Да, очень нужно. Мы знаем, что вредно подавление своих эмоций, сдерживать их в себе. НО ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое телесное состояние – чувство вины.

   Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме.

   С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню.

   Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь…

   Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое  от банального или безобразного.

   Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.


ВОСПИТАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО ПОЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА.

   Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть (и всегда было) пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы и т.д.

  От природы каждый из нас наделён удивительным музыкальным инструментом – голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы можно было им воспользоваться как захочешь. Все мамы прекрасно поют для своих детей.

   То, что взрослый поёт ребёнку, должно соответствовать возрастным особенностям восприятия малыша. Поэтому безусловно подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост для исполнения, вместе с тем это истинная музыка…

   Приемлемы авторские произведения при условии, что они имеют подлинную художественную ценность. Это очень важный момент. Простота – отнюдь не синоним примитивности. К сожалению, в имеющемся на сегодняшний день музыкальном репертуаре не так уж много произведений, которые отвечают этому требованию. Можно использовать классическую музыку (колыбельные Брамса, Моцарта, Гречанинова и т.д.). При этом очень важно, чтобы взрослому самому нравилось то. Что он поёт.

  В народной традиции детям много пели  голосом без сопровождения, а наиболее распространёнными музыкальными инструментами были рожки и флейты. Эти инструменты издают только один звук, который ясно слышен ребёнку. Он может далее и сам следить за ходом мелодии. В этом смысле развивающим инструментом является также скрипка.

   Итак, пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

-создавать у ребят определённый эмоциональный настрой: приподнятый, радостный, или, напротив, спокойный, умиротворённый;

-устанавливать контакт между детьми и взрослыми;

-привлекать и переключать внимание детской аудитории;

-развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения;

-углублять эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ.

   Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма проявления детской активности, которая:

-стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков и звучанию разных предметов;

-расширяет способность к различению звучания разных предметов; дифференцированию звуков по высоте, интенсивности;

-развивает мелкую моторику кистей рук;

-формирует чувство ритма.

   Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

   Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Мы знаем, что человек может произнести одну и ту же фразу с разными интонациями. В словах, например, «прошу вас» могут звучать искреннее расположение, угроза, мольба, издёвка или полное равнодушие. Известно, кстати, что женщины больше

Доверяют интонации, жесту, взгляду человека, чем тому. Что он говорит. Мужчины, напротив, менее склонны обращать внимание на невербальный канал коммуникации.

   Детей важно научить слушать не только собеседников. Но и самих себя: научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так. Чтобы это было понятно окружающим. Немало людей смогли бы обойтись без услуг психотерапевта в зрелом возрасте, если бы в детстве их научили понимать состояние других и выражать своё собственное.

 

 Слушание музыки решает в первую очередь задачу формирования у детей эстетического вкуса и приобщения к миру музыкальной культуры. Прежде чем включить музыку, которую вы хотите предложить детям, вам стоит:

--прослушать ряд музыкальных произведений и выбрать из них те, которые нравятся вам и трогают лично вас. Помните, что только ваше собственное чувство к данной конкретной музыке может пробудить интерес ребёнка к звучащему;

-по возможности прочитать о композиторе, чтобы ваше собственное отношение к его музыкальному стилю, самому композитору и его произведениям было осознанным;

-постараться избавиться от привычки обсуждать и объяснять детям какое содержание несёт та или иная музыка и о чём хотел сказать композитор в данном произведении; пусть просто слушают музыку.

   Общими критериями отбора музыкальных произведений в этом случае можно считать:

-преобладание выразительности над изобразительностью;

-доминирование мелодической линии (голос, солирующий инструмент);

-чётко выраженное настроение;

-истинную эстетическую ценность композиции.

   Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнить детям любую лирическую песню или романс.


Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ваших детей.

Источник звука

Воздействие звука и оценка его

Голос самих детей

Голос взрослого

Пение птицы, журчание воды.

Шум автодороги, работающих механизмов, гудение ламп дневного света, аквариумных компрессов.

Звучание речи, музыки из радиоприёмника, магнитофона.

Звучание музыкального инструмента.

Создают шумовой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, все говорили негромко, безусловно следуя в этом положительному примеру взрослого.

Воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии детей. Поэтому говорить надо ласково, мягко, негромко, неторопливо, отчётливо произнося все звуки, так как дети следят за артикуляцией взрослого и на этой основе формируется их собственное звукопроизношение.

Используйте разнообразные ласковые обращения и формы слов – это очень смягчает язык.

Очень благотворно действующие шумы.

Неблагоприятно действующие шумы, которые необходимо устранить или ослабить.

Включать не более чем на 20 минут при условии, что это не фон, а звуки, которые вы  вместе внимательно слушаете.

Прекрасно, если инструмент настроен, музицирующий владеет им, отобранное произведение соответствует данному моменту и понятно детям.


АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Какое значение вы придаёте музыке в развитии своего ребёнка?
  1. Считаю частью его будущей образованности.
  2. Отвожу одну из главных ролей.
  3. Особого значения не придаю.
  4. Другое.

  1. Как ребёнок относится к музыкальному репертуару общеобразовательного учреждения?
  1. Поёт детские песни с удовольствием.
  2. Предпочитает копировать песни взрослых.
  3. Совсем не поёт и не говорит о детских песнях.
  4. Поёт только со взрослыми.
  5. Другое.

  1. Как вы приобщаете ребёнка к музыке?
  1. Посещаю с ним концерты.
  2. Беседую с ним о музыке.
  3. Считаю, что это должны делать в школе.
  4. Предпочитаю отдать ребёнка в музыкальную школу.

  1. Каков интерес вашего ребёнка к музыке?
  1. Интереса не проявляет.
  2. Постоянно говорит о том, что делали на уроке музыки.
  3. Говорит со мной о музыке, если я его спрашиваю.
  4. Другое.

  1. Как ребёнок реагирует на музыку?
  1. Сразу начинает петь, как только услышит знакомую песню.
  2. Внимательно слушает музыку.
  3. Пытается движением воспроизвести характер музыки.
  4. Равнодушен к музыке.
  5. Другое.
  6. Какие условия созданы для домашнего музицирования?
  1. Не занимаюсь этим.
  2. Есть музыкальный инструмент.
  3. Есть фонотека с детским репертуаром.
  4. Другое.

ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОСТЬ?

       Специалисты определяют её как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

        Эти способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

       Чем активнее общение вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желательнее новые встречи с ней.

        Развитию музыкальности способствуют музыкально-дидактические игры.

         Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности. В школе мы применяем музыкально-дидактические игры на уроках, кружках, так и в свободное время. Проведение игр дома с родителями поможет детям быстрее усвоить требования по развитию движений, певческих навыков, слушанию музыки.

         Музыка имеет в воспитании ребёнка большое значение. Она открывает перед ним безграничный мир ощущений, переживаний, позволяет в самой доступной форме знакомиться с окружающими явлениями.

         Воспринимая музыку, ребёнок глубже чувствует и осознаёт окружающее. Семья должна помочь детям полюбить и понять хорошую музыку.

          Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Об этом необходимо знать и помнить родителям, ведь именно от них зависит, каким в дальнейшем станет ребёнок и как сумеет распорядиться своим природным даром. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребёнка нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если возникают подобные желания, то пение кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого нужно время и терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по музыке: «Эти песни не горят, они в воздухе парят!» (Бардовская песня)

Цель: Познакомить учащихся с жанром авторской песни.Задачи:  1.Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.2.Сформировать представление о бардах.3.Побудить детей к выразительному...

Презентация "Истоки русской музыки. Календарные песни"

Презентация представляет собой наглядное приложение к учебно-методической разработке "Русский музыкальный обрядовый фольклор" и может использоваться для показа на электронной доске. Работа содержит-сх...

Конкурс «Героизм, слава, история России в музыке и песнях»

На примере подвига Зои Космедемьянской, о котором рассказывается в стихотворении и песне "Про Зою",  ьпоказать значимость  и опасность деятельности всех партизан и партизанских отрядов, кото...

Урок музыки "Старинной песни мир"

Урок разработан по программе Сергеевой Г.П., Критской  Е.Д. "Музыка" для 6 класса....

План-конспект урока по музыке "Авторская песня:прошлое и настоящее"

Конспект урока по программе Критская, Сергеева....

Презентация по музыке древняя песнь материнства

На ней играет набежавший ветерПростую, незатейливую песню…К дороге подошедший перелесок,Как парень, растянул свою гармонь –Широкую мелодию Руси!А лес сосновый – золотой орган,И музыка его почти что зр...

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...