Что должны знать родители?
материал на тему

Телегина Светлана Алексеевна

«Что должны знать родители?»

Основа всего государства состоит

в правильном воспитании юношества.

Цицерон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_dolzhny_znat_roditeli.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Что должны знать родители?»

Основа всего государства состоит

в правильном воспитании юношества.

Цицерон

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 38.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Статья 43.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке

Учимся сотрудничать

Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит от отцов и матерей, а родители счастливы, когда их сыновья и дочери успешны в учебе и работе.

Коллективная деятельность эффективна тогда, когда присутствует и партнерское сотрудничество, и взаимопомощь, и требовательность, и принципиальность, и доверие, и взаимоуважение в отношениях между людьми. Формирование личности возможно при единстве мнений семейного коллектива, в первую очередь, взрослых, по основным вопросам поведения и воспитания младших.

Известно, что родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей и они все больше надеются на воспитательные функции школы.

Ребенок «впитывает» дух и быт родной семьи, все нравственные нормы, которые отражены в поведении окружающих.

         В интересах родителей быть достаточно бдительными в этом смысле. Народная мудрость по этому поводу говорит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу».

Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – это наши приоритетные ценности. Обучая детей общению и сотрудничеству, мы научим их учиться. Умение учиться предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Соединение усилий учителей и родителей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Педагог наблюдает ученика в общении со сверстниками в ситуациях, большей частью недоступных наблюдению родителей. Но учитель не знает домашней жизни ребенка, не видит его в общении с близкими и самим собой. Поэтому у него нет целостной картины развития. Школьное воспитание не заменит полноценного контакта с отцом, матерью, другими членами семьи.

Тенденции в развитии современной семьи

  • сокращение количества детей;
  • уменьшение доли многопоколенных семей;
  • распространение национально-смешанных браков;
  • распространение социально-смешанных браков;
  • снижение стабильности семейно-брачных отношений;
  • рост числа неполных семей.

Типы семей

Благополучные семьи:

- общие духовные интересы и потребности

- отношения строятся на любви, общности интересов, уважении друг к другу

- творческий подход к семейному воспитанию

Формально-благополучные семьи:

- нацеленность на благосостояние, внешнее благополучие

- отсутствие уважения между членами семьи, духовной близости

- формальный подход к семейному воспитанию

Неблагополучные семьи:

- отсутствие духовных интересов, семейных  традиций

- безразличное отношение к семейным обязанностям

- беспорядок в ведении хозяйства 

Типы семейных взаимоотношений

Диктат 

Проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Виды воздействия:  приказ, насилие, нажим, принуждение, угрозы. Результат - серьезные проблемы формирования личности ребенка.

Опека

Система отношений, где родители, удовлетворяя все потребности ребенка, ограждают его от  забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Виды воздействия –  забота, ограждение от трудностей. Результат:  у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

Сосуществование - система отношений в семье, строящаяся на признании  возможности независимого существования в семье, целесообразности тактики «невмешательства». В основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей как воспитателей. 

Сотрудничество как тип взаимоотношений предполагает построение  межличностных отношений в семье на основе общих целей и задач совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подростковый возраст: что должны знать родители

Подростковый возраст - время закрепления ценностей. Как помочь детям ориентироваться в окружающем пространстве должны знать не только учителя, но и родители. Вам предлагается вариант проведения родите...

Лекторий для родителей на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Лекторий для родителей  о трудностях подрасткового возраста и способах грамотного пребывания родителей в переходном возрасте  их детей....

Что должны знать родители подростка

Что делать? Или, что должны обязательно знать родители подростка? Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменени...

Что должны знать родители подростка

Типы конфликтов и способы их преодоления 1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия Статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в это...

Что должны знать родители подростка

Шпаргалка для родителей 1. Для того чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким. 2. Установите довери...

Что должны знать родители, если их ребенок пошел в 5 класс

Первое родительское собрание в 5 классе, проводится в адаптационный период...

Что вы должны знать о туберкулёзе

Классный час для для учащихся 6-9 класса...