Применение сенсорных игр в работе с дошкольниками.
методическая разработка по теме

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия. Через сенсорные игры  формируются представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сенсорное развитие190.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение сенсорных игр в работе с дошкольниками.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия. Через сенсорные игры  формируются представления детей о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе и вкусе, развивается  внимание, память, логическое мышление, сенсомоторная  координация, пространственное воображение, глазомер, наглядно-образное мышление, мелкая  моторика рук. В процессе игры пополняется  и обогащается  словарный запас, воспитывается  интерес к играм, любознательность, усидчивость.

Ребёнок открыт всему миру. Известно, что он усваивает огромный объём информации. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:

- накопление сенсомоторного опыта;

- формирование представлений о различных свойствах предметов;

- ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования;

- развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Ребёнком лучше запоминается и поддаётся пониманию то, что он пронёс через чувственное обследование.

С четырёхлетнего возраста ребёнок способен воспринимать такие цветовые качества, как насыщенность и светлота (оранжевый, розовый, голубой, коричневый, серый, светло-зелёный), поэтому начинаю работу над оттенками цветов.

Формирование представлений о цвете происходит в различных видах деятельности: на занятиях, в изобразительной (травка светло-зелёная, ствол коричневый) и в конструктивной (из бумаги – цветок розовый).

Игра «Какого цвета не хватает

 Игра «Какого цвета не хватает?»

 

Цель: сравнить парные картинки, определить, какого цвета не хватает, показать круг, объяснить свой выбор.

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

 

Игра «Подбери к каждому предмету цвет»

 

Цель: закрепление цвета и геометрических фигур, продолжать учить собирать разрезные картинки. Можно использовать овощи и фрукты.

Игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, счёта до пяти.

Игра «Найди одинаковые флажки»

Цель: закрепление цвета, геометрических фигур, развитие глазомера и внимания.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

 

Игра «Фрукт, я тебя знаю» («Сок»)

 

Цель: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус.

Игра «Цвета и формы»

Цель: знакомить с цветами и фигурами, учить определять форму предметов и их деталей, выделять часть из целого. Развиваются внимание, мышление и речь, формируется умение сравнивать предметы по размеру. Пазловые замки на элементах тренируют глазомер и позволяют оценивать правильность выполнения задания.

Игра «Рамки и вкладыши»

Цель: вырабатывать умение узнавать и различать форму плоских фигур, учить находить нужные вкладыши к рамкам и вставлять их.

Логические «Блоки Дьенеша»

 

Логические «Блоки Дьенеша»

Цель: продолжать учить выбирать нужные геометрические фигуры, используя схему-задание.

       В развитии сенсорики также огромную роль играет мелкая моторика рук.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. В свободной деятельности использую шнуровку предметов, шнуровку по разным сказкам.

 

игры-тренажёры со шнуровкой – «Паучок», «Бабочка»

 

Можно детям постарше загадать загадку.

Кто охотится за мухой?

У кого большое брюхо?

Догадайся сам, дружок.

Ну, конечно, паучок!

Или загадкой:

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья –

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочка.)

Игра «Крышечки»

Цель: развитие координации зрительных и тактильных анализаторов, закрепление разных оттенков цвета, счёт от 1 до 5 (10).

Эти игры развивают сенсомоторную координацию, пространственное воображение, речь, мелкую моторику, глазомер, внимание и слуховую память, тренируют усидчивость.

«Ящик ощущений»

(По принципу волшебного мешочка и игры «Угадай, что в мешочке».)

Цель: определить предметы на ощупь и объяснить, из чего они сделаны.

Такое упражнение на развитие сенсорных навыков можно проводить, например, в начале занятия, поместив в ящик предмет, имеющий непосредственное отношение к обсуждаемой теме. Это могут быть геометрические формы. Дети 4-5 лет выбирают из 6 форм (шарик, кубик, цилиндр, конус, кирпичик, призма).

Игра «Весёлые человечки»

 

Игра «Весёлые человечки»

 

Цель: развитие воображения, закрепление умения выполнять движения по показу, схематическому изображению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»

Методическая разработка на тему «Применение интерактивной доски при работе с дошкольниками, на примере внеклассного мероприятия «Лесные жители»»...

применение развивающих принципов в работе с дошкольниками

применение развивающих принципов в работе с дошкольниками...

О преимуществах и недостатках применения ИКТ в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Размышления о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда применительно к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здо...

Работа с дошкольниками в области изобразительной деятельности. нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками.

Творчество появляется тогда, когда сам педагог готов эксперементировать, искать, удивляться всему новому, творчески развиваться....

Применение метода кинесиологии в работе с дошкольниками

Представлена картотека кинезиологических упражнений и описаны основные требования к их проведению...

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.

Применение ИКТ в образовательном процессе в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.Развитие современного общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологи...

Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками, способствующих речевому развитию.

: статья посвящена применению инновационных технологий в работе с дошкольниками. Представлены технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Раскрыты методы и приемы использования инноваци...