О преимуществах и недостатках применения ИКТ в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
статья на тему

Забелина Наталья Михайловна

Размышления о необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда применительно к детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, а именно задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ns-portala.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

 О преимуществах и недостатках применения ИКТ

 в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

 

На протяжении всего существования педагогики перед учителем и воспитателем стояла, среди прочих, и задача поиска оптимальных систем обучения. Перед педагогом, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, эта задача стоит особенно остро.  

Почему же именно ИКТ уделяется сегодня такое внимание?

Во-первых, современные условия жизни отражаются и на общении; возросшее количество компьютеров и широкая доступность сети Интернет привели к тому, что все меньше становится живого общения посредством звука, а все больше - посредством буквы. И как бы мы ни относились к подобной ситуации, но игнорировать ее невозможно, а, следовательно, необходимо взять ее на вооружение.

Информатизация общества ставит перед дошкольными работниками задачу «идти в ногу со временем», стать для ребенка проводником в мир новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности.

Во-вторых, известно, что дети с ОВЗ (задержкой психического развития) характеризуются быстрой истощаемостью внимания, эмоциональной неустойчивостью и снижением познавательного интереса, а использование в коррекционно-образовательном процессе не только традиционных методов, но и компьютерных технологий делает для ребенка занятия интересней и увлекательней. Сочетание традиционных технологий и ИКТ способствует не только усвоению знаний и навыков, но и развитию произвольной регуляции деятельности дошкольников: умения подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Не стоит забывать и о том, что при выполнении заданий компьютерной программы координированно работают несколько анализаторов (моторный, слуховой, зрительный), что позволяет активизировать компенсаторные механизмы ребенка с ОВЗ.

И в-третьих, немаловажен тот факт, что использование ИКТ дает возможность оптимизировать работу учителя-логопеда: экономить время на поиск информации, иллюстративного и звукового материала, увеличить объем вариантов заданий и упражнений, а также создать у ребенка большую заинтересованность в логопедических занятиях. Кроме того, повышается познавательность и вариативность занятия, возможность его индивидуализации, что особенно важно для детей с ОВЗ.

Как и многие учителя-логопеды, я применяю компьютерные технологии для любого из направлений работы:

  • организационного,
  • диагностического,
  • просветительско-профилактического,
  • коррекционно-развивающего.

При правильном и творческом подходе ИКТ дает возможность развивать речь во всех ее проявлениях (формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи, лексико-грамматические средства языка и связную речь) и на любом этапе работы (обследование, введение нового материала, закрепление, обобщение): от записи фрагмента собственной речи ребенка и сравнения ее с заданным образцом – до составления рассказа по картинкам и схемам, от упражнений на дыхание и просодику – до игр на развитие лексико-грамматического строя речи, от артикуляционных упражнений – до обучения грамоте.

Для работы можно использовать готовые лицензионные продукты, ведь электронные игры положительно воспринимаются детьми, характеризуются высоким качеством демонстрационных материалов, возможностью показа видеофрагментов, оперативностью управления. Важно также, что они обеспечивают возможность самопроверки.  

Широкое применение в практике учителей-логопедов нашли и различные мультимедийные презентации, созданные самостоятельно в Мicrosoft РоwегРоint. Я считаю, что презентации - это одна из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к занятиям. Педагог имеет возможность самостоятельно решить, какое направление требует его дополнительного внимания, какие формы работы и какой материал выбрать для реализации поставленных задач.

При всем многообразии положительных сторон использования ИКТ в работе логопеда считаю необходимым помнить и об отрицательных сторонах.

«Обезличенность» компьютера, которая, с одной стороны, позволяет ребенку с ОВЗ преодолевать психологический барьер в общении, связанный с отношением к своему речевому дефекту, повышать самооценку, может, с другой стороны, увести от «живого» общения, так как не дает опыта реальной коммуникации, диалога. Поэтому ни одна компьютерная программа не заменит личного общения с педагогом.

Зачастую компьютерные обучающие игры просто дублируют задания из рабочих тетрадей, уже давно используемых в детских садах, не внося ничего нового в процесс обучения. Но это всего лишь бесполезные программы, а ведь есть еще и вредные! Некоторые авторы к таким относят, например, детский графический редактор, считая сложные движения «мышью» вредными для маленькой неподготовленной руки ребенка.

Опасность я вижу и в том, что ребенок, привыкший видеть в компьютере лишь источник игр и развлечений, не сможет относиться к нему как к инструменту серьезной работы, к источнику знаний.

Слабую материально-техническую оснащенность учреждений и недостаточную практическую подготовку педагогических кадров в данной области также можно назвать серьезной проблемой.

Главный же «минус» использования ИКТ – это потенциальный вред здоровью. Ведь не секрет, что современный ребенок и без того очень много времени проводит за телевизором, компьютером и прочими гаджетами, что приводит к повышенной нагрузке на нервную систему, позвоночник и особенно зрение. Поэтому построение воспитательно-образовательного процесса на основе информационно-образовательных технологий должно проходить в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими нормами.

Таким образом, необходимость применения ИКТ в современных условиях неоспорима. Но надо серьезно задуматься о разумной дозировке использования ее на занятиях в ДОУ. Нельзя бездумно применять технологии просто потому, что это «актуально»; необходимо каждый раз серьезно анализировать, что это дает коррекционно-образовательному процессу, что это дает ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Светодиоды - полупроводниковые приборы, их практическое применение Преимущества и недостатки применения светодиодов на практике.

Цели занятия для педагога: повысить уровень знаний учащихся о полупроводниковых приборах, продолжить развитие у обучающихся творческого, технического мышления, логики, внимания. Продолжить формировани...

Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.

Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же  проанализированы методические рекомендации  ведущих специалистов в об...

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, ...

Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками с ТНР

В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике....

Презентация "Логопедическая работа с дошкольниками"

Презентация раскрывает игровой метод в формировании лексико-грамматических средств связи у дошкольников с ОНР....