Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
статья на тему

Кривцова Оксана Павловна

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов. Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologicheskaya_obratnaya_svyaz.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Биологическая Обратная Связь –

как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ.

   Кривцова Оксана Павловна, учитель - логопед Свободненского специального (коррекционного)  детского дома.

 1-2

    На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.  Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены,  имеют хронические заболевания. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение со сверстниками, снижается познавательная активность. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. 

3-4

    Такие дети подвержены стрессу, у них повышен уровень речевой тревоги, они с трудом идут на контакт и отрицательно относятся к каким либо вмешательствам со стороны логопеда. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может растянуться на годы

5

  С такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные, инновационные методики способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

 6

    Особый интерес для меня как логопеда представляет метод Биологической Обратной Связи (БОС)  А.А.Сметанкина,  по выработке у детей диафрагмально-релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный.  Применяемый мною метод ДАС-БОС в комплексе с традиционными логопедическими методиками и коррекционными мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные результаты

7-8

   Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации.

  Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, пациент обучается изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.  

9-10

        Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Реализация предлагаемого нетрадиционного метода позволяет избежать стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

  • способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению;
  • позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;         
  • помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги;
  • стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
  • улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания;

11

   Индивидуальные занятия проходят в приятной комфортной обстановке, с использованием игровой мультимедийной компьютерной программы.

12

   Показания и противопоказания к применению метода БОС у детей с ОВЗ вы видите на экране.

 13

   Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в методике:

  • 1 этап - Диагностический (Обследование, знакомство детей с программой)
  • 2этап – Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
  • 3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования)
  • 4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи (Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
  • 5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов

коррекционной работы. (Итоговая диагностика)             

 14

    Эта методика   рекомендована детям дошкольного возраста, начиная с четырех лет, младшим школьникам, подросткам и взрослым. Программа предусматривает разделение материала для детей, которые не умеют читать, и читающих или обучающихся чтению. Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану. Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса - до 10 мин). Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия.  

15

Структура занятия:

Вводная часть(2-3 мин.) без компьютера

Основная часть(7-9 мин.) сюжетный материал на компьютере

Заключительная часть (3-5). Снятие психического и физического напряжения.

16

   Принципы работы по технологии БОС:

  • Принцип наглядности, систематичности, последовательности, доступности
  • Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода
  • Принцип социализации и безопасности
  • Принцип преемственности.

 17-19

    В данной программе коррекция речи осуществляется в три этапа: 

на первом этапе у пациента формируют диафрагмально-релаксационный тип дыхания.     Дети кладут руку на живот, глубоко вдыхаем – при этом животик надувается, затем выдыхают, - животик опускается. На втором этапе в фазу равномерного выдоха под контролем ДАС пациента обучаю новым навыкам голосообразования, артикуляции, речи и поведения, формируя новое функциональное состояние организма в целом. С теми детьми,  которые не умеют читать,  играю в игру «Эхо»  (отраженная речь).  И-А (кричит ослик). Затем перехожу к пению нескольких гласных звуков: А-У-О, А-У-И. Далее для развития речевого дыхания  учу проговаривать на одном выдохе простые предложения, такие, как: «Это собака», « Это кошка». Здесь главная задача – отработать мягкую подачу голоса, то есть первый звук (« Э») нужно сказать мягко, экономить расходную струю. Затем удлиняю фразу, постепенно добавляя все новые слова. Каждая фраза произносится на  одном выдохе. На третьем этапе тестируем полученные данные. Результаты автоматически заносятся в индивидуальную карточку ребенка, где хранятся в виде графиков, таблиц и звуковых файлов записи речи. Результаты сеанса могут быть сохранены, распечатаны или полностью удалены.

20

    С точки зрения практического логопеда, применение метода ДАС-БОС в коррекции речи имеет ряд положительных моментов:

  • метод ДАС-БОС может гармонично сочетаться с любыми традиционными методиками;
  • метод позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов;
  • под объективным контролем приборов БОС вырабатывается навык произвольной регуляции дыхания: силы, длительности и плавности выдыхаемой воздушной струи, что чрезвычайно важно при постановке  звуков;
  • появляется возможность быстрее и под контролем физиологических параметров, а, следовательно, достаточно объективно синхронизировать дыхание, артикуляцию и голосоподачу;
  • успешнее идет работа над просодическими компонентами речи (темпом, ритмом, паузацией, интонацией, ударением, динамикой);
  • быстрее и качественнее происходит формирование связной речи;
  • использование игровых форм в коррекционных сеансах БОС -  значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка  

21

      На   слайде представлена комплектация оборудования для работы по методу БОС.  Оно состоит из персонального компьютера, который включает в себя монитор, системный блок, блок питания, колонки, клавиатуру, мышь и микрофон (для записи собственной речи и слухового контроля на ней). Главным в комплекте является прибор ПБС- преобразователь биоэлектрических сигналов и датчики для считывания показателей пульса и дыхания. Так же на слайде представлено главное меню программы и показатели пульса и дыхания которые выводятся на экран на протяжении всего занятия. Далее я хотела бы описать  основные виды сюжетов, используемые в программе.

22

    Перед вами сюжеты «Столбик, забор». Это базовые сюжеты, для начальной стадии тренировки ДРД (примерно на 2-3 сеансах).  

   Используя технику диафрагмального дыхания, начинайте вдох, как только столбик начнет подниматься. Когда «Столбик» достигнет верхней границы и начнет опускаться – делайте выдох. Движение столбика – это изменения вашего пульса.

23-24

      Следующий сюжет «Окно»  Это основной сюжет для формирования навыка ДРД, который используется на протяжении всего курса.

   Вдох начинается, как только полоска открывается (двигаться) вверх. Когда полоска достигнет верхней границы и начнет опускаться – делается выдох.

25

    Сюжет «Полосы». Этот сюжет схож с сюжетом «Забор», только там полосы открывались вертикально, а здесь горизонтально и вдох делается произвольно,  как только полоса начнет открываться слева направо, начинается выдох и заканчивается, когда полоса достигает края экрана.

26-27

   Сюжет «Анимация» Этот самый любимый детский сюжет, который максимально приближен к фрагменту мультипликационного фильма.     На вдохе пчела вылетает  из улья  к цветку собирать нектар, на выдохе возвращается обратно в улей. Если упражнение выполнено правильно, в нижней части экрана заполняется одна из десяти сот.

28

  Далее идут уже более сложные речевые сюжеты:

Сюжет «Открывание»

Вдох делайте произвольно, а на выдохе медленно (протяжно, певуче) произносите речевой материал синхронно с открыванием полосы и заканчивается вокализация, когда полоса достигнет края окна.

29

   Сюжет «Строки»

Вдох делается так же произвольно.  Говорить начинают, как только цвет текста станет меняться и одновременно подчеркиваться. Здесь главное произносить слова синхронно с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Когда подчеркивание достигнет края окна – делается вдох.

30

  И последние самые трудные сюжеты это «Текст» и «Пересказ»

Здесь вдох так же произвольный. Начинают говорить, если это пересказ или читать, если это текст, как только цвет текста станет меняться и одновременно подчеркиваться. Слова произносятся синхронно с подчеркиванием, не опережая и не отставая. Фраза заканчивается, как только подчеркивание достигнет символа «/».

 31

   Эта программа позволяет отслеживать динамику наглядно, это можно сделать при анализе линейных графиков показателей дыхания и пульса. Результаты всех сеансов сохраняются в программе автоматически.  На диаграммах можно отслеживать не только периоды работы но и отдыха.

32-34

     В конце каждого занятия, после успешно проделанной работы, ребенку показываются сказки. После проведения нескольких сеансов просмотра сказок, я заметила положительную реакцию у ребенка с моторной алалией на сказку «Репка» и стала показывать ему именно эту сказку, в результате чего, через месяц занятий, ребенок с моторной алалией называл всех героев этой сказки. Дети с общим недоразвитием речи 2 уровня   после месяца занятий смогли пересказать содержание 2-3 сказок. У ребенка с дизартрией (детский церебральный паралич), параллельно отрабатывалась артикуляция, и выполнялись упражнения на релаксацию различных групп мышц. В результате этих комплексных занятий у ребенка снизился уровень речевой тревожности, и улучшилось общее состояние.  

35

   Для повышения мотивации ребенка к занятиям   очень помогают учебные   электронные пособия : «Здоровая Математика»,  «Один-много»  «Один - ни одного»,  «Много - мало», « Счет, сравнение, сложение, вычитание», « длинный - короткий».

36

   Применение данной технологии в работе учителя-логопеда позволяет  повысить сопротивляемость организма  простудным  заболеваниям,      

37

   В заключении хочется отметить, что сочетание традиционных методов комплексного коррекционного воздействия и биологической обратной связи по методу ДАС-БОС позволяет успешно проводить занятия с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, что, несомненно, расширяет возможности практических логопедов и повышает качество и эффективность проводимой ими работы.

   Таким образом, Биологическая Обратная Связь - это уникальная система, позволяющая  детям рассчитывать не на помощь извне, а максимально активизировать резервные возможности своего собственного организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жиз...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную ...

"Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "

Материал содержит информацию по теме "Использование современных игровых технологий в логопедической работе с дошкольниками "...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Инновационные технологии в логопедической работе с дошкольниками с ТНР

В данной статье мной сделан краткий обзор инновационный технологий, используемых в работе логопеда в целом, и в моей личной практике....