конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)
план-конспект урока по теме

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают все свои умения и знания, по теме "Здоровье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_sam_sebe_ya_pomogu_-_ya_zdorove_sberegu.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область: (познание, коммуникация, социализация)

Раздел: Использование здоровьесберегающих методик в логопедической работе.

Подготовила учитель-логопед Рзянина Н.И. МБДОУ «Детский сад № 67  «Медвежонок» комбинированного вида, г.Северодвинск

Тема: «САМ себе я помогу – я здоровье сберегу!»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:
 Учить  понимать значение пословиц и поговорок о здоровье; фразеологизмов: «золотые» руки;
Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью, уточняя значимость его сохранения.

    Формировать представления дошкольников о зависимости здоровья, о двигательной  активности и закаливании.

    Закреплять названия основных частей тела, уточнить их предназначение и правила ухода за ними.

Уточнить значимость и правила проведения дыхательной, артикуляционной гимнастик, кинезиологических упражнений, самомассажа кистей рук, лица, аурикул (ушных раковин).
 Уточнить название одежды по сезонам, значение использования её в соответствии в погодой и сезоном, а так же правилами ухода за ней.

Закреплять  умение определять последовательность звуков в словах и  записывать эти слова (отгадывая загадки и заполняя кроссворд).

Закреплять у детей навыки по запоминанию устного задания и воспроизведению  действий в определенной последовательности.

Совершенствовать умение говорить без заикания в спокойном темпе, проговаривать предложения  на выдохе, предварительно правильно брать дыхание.

Коррекционно - развивающие:

  Развивать:

-  познавательный интерес, мыслительную активность, долговременную память,    воображение детей.

  -  умение ориентироваться в пространстве, располагаться справа, слева, сзади, спереди, между.

- координацию голосоведения, движения и дыхания.

Воспитательные:

  Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье, стремление  вести здоровый образ жизни, содержать свое тело и одежду в чистоте.

 Активизация словаря: здоровый образ жизни,   антонимы: мятый – поглаженный, чистый-грязный, сухой – мокрый, наливать – выливать, вешать – снимать, складывать – разворачивать (белье), трудолюбивые, работящие, ловкие, умелые, сильные; глаголы в прошедшем времени:наливали воду, насыпали порошок, терли, выкручивали (выжимали), встряхивали, вешали, прикрепляли прищепками, снимали, гладили

Предварительная работа: 

Беседы с детьми о их здоровье, о мероприятиях, которые необходимо проводить для его сохранения, знакомство с пословицами о здоровье.

Оборудование:

Кроссворд, фломастер, текст загадок, диск Суворовой ИГРЫ (записи № 1, №3 )

Персонаж: Айболит, девочка чумазая – ребенок группы

Ход.

Логопед:  Ребята, посмотрите, у нас сегодня много гостей!  А что нужно делать, когда вы кого-то встречаете?

Дети: Здороваться!

Логопед: Давайте поздороваемся со всеми.  А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили нашим гостям частичку здоровья. Ведь здороваясь, вы как бы говорите: «Здравствуйте» (Здравия (здоровья желаю).  Давайте подарим друг другу частичку здоровья.

Дети встают в круг и поворачиваясь друг к другу здороваются улыбаясь и подмигивая друг другу (соседу справа и слева).

Логопед: Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь».    Ребята, а вы знаете еще пословицы или поговорки о здоровье. (Ответы детей) и уточнение смысла.

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Без болезни и здоровью не рад.  В здоровом теле - здоровый дух.

Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.

Чистота – залог здоровья.            Здоровье не купишь ни за какие деньги.

Очень хорошо, что вы все это знаете.

 

Кто-то стучится?

Айболит: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте взрослые. Я узнал, что вы говорите о здоровье и поспешил к вам. А по дороге встретил вот эту девочку чумазую по имени Аня. Это случайно не ваша Аня потерялась?

Логопед и дети: Нет. Наши детки все чистые аккуратные и здоровые.

Айболит: Неужели (осматривает), да и правда. А что же вам помогает быть здоровыми?

Логопед: Доктор Айболит, мы научили наших детей жить под девизом:

Дети (хором): Сам себе я помогу – я здоровье сберегу!

Айболит: Ой, какие молодцы, а только как вы можете себе помочь? Что нужно делать?

Дети: Нужно заниматься физкультурой, делать зарядку, закаляться, правильно питаться, соблюдать режим дня, следить за чистотой тела, одежды, употреблять в пищу витамины. 

Аня: А что такое закаляться?

Дети: Это мыть руки и умываться прохладной водой, летом купаться, бегать босиком. Не бояться холода. 

Айболит:  А вы знаете, что такое здоровье?

Дети:  Да. Здоровье – это сила, красота, когда настроение хорошее и все получается, когда нет болезни. Здоровый человек бодрый, энергичный, активный, воодушевленный, веселый, счастливый, радостный, довольный,

Логопед : Посмотрите на Аню. Она здоровая?

Дети:  Нет, она больная:  у неё насморк, у неё грязные руки и одежда. Она грустная.

Айболит: Я её полечу, а вы ей расскажите, как ухаживать за своим телом и научите её выполнять  гимнастики здоровья, чтобы не болеть.

Логопед: Дети, посмотрите у Ани насморк и нос не сухой. Чем ей надо его вытирать? Платком носовым. Аня, у тебя есть платок?  - Нет. Логопед дает Ане платочек, она вытирает нос. Дети давайте Ане расскажем, для чего нам нужен чистый нос?

Дети: Нам нужен чистый нос, чтобы вдыхать воздух.

Логопед: А мы можем вдыхать через рот? Да. Как вдыхать правильно?  - Через нос. – Почему?

Дети: В носу воздух очищается от микробов и согревается. -  А плохо вдыхать через рот? – Холодный воздух попадет в горло, и оно заболит, и поэтому можно простудиться.

Логопед: ребята, давайте научим Аню выполнять дыхательную гимнастику, которую мы выполняем каждый день. Только надо чтобы носик был чистым и хорошо дышал. Проверить у Ани.

Логопед: Ребята, слушайте внимательно,  запоминайте и встаньте так, как я вам скажу. Даются инструкция: кто в центре, кто справа от него, кто слева, кто сзади, кто спереди (по первому звуку имени). И дается установка на запоминание своего места на ковре, для выполнения других упражнений.

 Д.Г. по Стрельниковой: Упражнения  «Ладошки», «Киски», «Люблю себя»(8*4)

Айболит:  А для чего вы их выполняете?

Дети: Чтобы не болеть, красиво говорить, тренируем диафрагму. Покажите где она? Логопед – оценка выполнения Д.Г.

Айболит: Какие молодцы!  

 Аня: Я тоже теперь буду выполнять Д.Г. А что еще вы  выполняете чтобы не болеть и красиво говорить?

Логопед и дети: Мы выполняем гимнастику для язычка и движения с речью.

Логопед: Аня, а ты умеешь прыгать и говорить одновременно. – Нет!

Давайте покажем Ане упражнение:

  Чтобы красиво говорить дети учатся двигаться и одновременно говорить. Учи, Аня.   Речь с движением «Чтобы голос был в порядке»  Восстановить дыхание.

Логопед: Что мы тренировали? Дети: Учили голос, речь, дыхание работать дружно, не сбиваться. Дети садятся на стулья.

Айболит: даже я не знал о таких упражнениях. Хорошо у вас работают носы, язычки, голос. А уши ваши работают? Для чего они нужны?

Дети: Уши нужны, чтобы слышать, прислушиваться.

Айболит: А что вредно для ушей?

Дети громкая музыка, нельзя ничего в них вставлять, ничем нельзя их ковырять.

Айболит: А я сейчас проверю, как вы хорошо слышите. Игра «Телефон» Называет шепотом слово РУКИ. Какое слово я загадал?

Дети: Руки            Айболит: Какие вы умники и умницы, конечно это – руки!

 Логопед: Что мы делаем руками?

Дети: рисуем, вырезаем, лепим, пишем, играем, рисуем, одеваемся и тп.

Значит наши руки какие: если мы мастера – мастеровые, любят трудиться – трудолюбивые, работают – работящие. А про какие руки говорят: «Золотые», Те, которые умеют все делать. Наши руки - Не знают скуки.

Логопед: Айболит, а наши ребята выполняют каждый день гимнастику для пальчиков. А для чего?

Дети: чтобы они были ловкими, подвижными и чтобы пробуждались и лучше работали клеточки нашего мозга.  

Логопед: И для лучшей работы нашего мозга  мы выполняем кинезиологические упражнения. Какие кинезиологические упражнения вы знаете? Дети: «Колечки», «Лезгинка», «Педали»,  «Ухо-нос», «Перекрестный шаг», «Знак бесконечности», «Оладушки»  (Показ упр-й)

Аня: Я тоже хочу научиться выполнять такие упражнения

Логопед:  Вставай с ребятами и учись. Дети встают на прежние места (по памяти)

Диск Суворовой (запись № 1)выполняется комплекс кинезиологических и релаксационных упр-й.

Аня: Вот здорово! Теперь и я могу выполнять такие упражнения.

Логопед: Ребята, посмотрите у Ани грязная и мятая одежда. Как вы думаете это хорошо?  –  Нет.            Логопед: А почему?  

Дети: Одежда должна быть  чистой, поглаженной, тогда и болеть не будешь.

А что нужно сделать, чтобы одежда стала чистая? Постирать.

Логопед: Что нам надо для того, чтобы постирать одежду?

Дети: Вода, порошок стиральный, машинка стиральная. А чтобы одежда была поглаженная – утюг.

Аня: А у нас нет стиральной машины и поэтому мы не стираем белье.

Логопед: Давайте научим Аню стирать белье без стиральной машины. Чем будем стирать? Дети: Руками

Логопед: Вставай Аня с ребятами

Диск Суворовой (запись № 3) ритмические упр-е: «Стирка»

(Инструкция: Дети встают по памяти на те же места)

Логопед: Вот видишь, Аня, можно стирать и без стиральной машины.

(У Ани снимается шарф, и грязная одежда).

Ребята, мы все это время стояли и у нас устали что? Наши ноги устали. Давайте их стряхнем, чтобы они расслабились и присядем на стульчики.

Логопед: Давайте теперь вспомним, какие действия мы выполняли когда стирали? Дети: наливали воду, насыпали порошок, терли, выкручивали (выжимали), встряхивали, вешали, прикрепляли прищепками, снимали, складывали, гладили.  Оценка ответов.

Айболит: А я хочу проверить так ли вы все запомнили? Сейчас поиграем в игру «Наоборот» Аня, присоединяйся к нам. Одежда была грязная, стала – чистая,  мятая – поглаженная, сухая – мокрая, воду наливали – выливали, вешали белье – снимали; складывать белье – разворачивать. Замечательно!

Логопед: доктор Айболит наши дети очень стараются всегда выполнять все задания.

Айболит: У меня есть еще одно задание и оно трудное, я его обычно загадываю в школе, там дети уже знают буквы и могут писать слова.

Логопед: А наши ребята тоже знают буквы и они готовы уже хорошо учиться в школе.

Айболит: Для того, чтобы выполнить мое задание необходимо очень внимательно слушать, очень хорошо думать. Не знаю, справитесь или нет?

Логопед: А наши дети сейчас выполнят специальный массаж,  который они научились делать в нашем саду, станут очень внимательными и смогут справиться с твоим заданием. И научат Аню.  

Для чего ребята мы выполняем массаж?

Дети: чтобы хорошо думать, соображать, чтобы не болеть.

Самомассаж:  зоны внимания на ушах (см. приложение)

Айболит: Очень хорошо! Если вы выполните мое задание, то узнаете что в жизни самое дорогое.

Кроссворд. Логопед и Айболит загадывают загадки. Дети отгадывают и вписывают в кроссворд.

1. Ускользает, как живое,  Но не выпущу его я.  Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)         Скажите, сколько раз в день вы должны мыть руки?

3. Вытираю я, стараюсь,   После ванной паренька.       

 Все намокло, все измялось –   Нет сухого уголка.            (Полотенце)  


5. Дождик теплый и густой, этот дождик не простой. Он без туч, без облаков, целый день идти готов

      ДУШ

7.   Пластмассовая спинка,    Жесткая щетинка,      С зубной пастой дружит,

      И нам  усердно служит.      (Зубная щетка)   Чистит что? ЗУБЫ  Сколько раз нужно чистить зубы?

2.    Лёг в карман и караулю – Рёву, плаксу и грязнулю.   Им утру потоки слёз,  Не забуду и про нос.  (Носовой платок)


4.  Без чего не может мама  Ни готовить, ни стирать, Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба,  Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...  (Воды)

6.   И сияет, и блестит,  Никому оно не льстит,  А любому правду скажет –   Все как есть ему покажет.      

            (Зеркало)

(Здоровье собираем из букв)

Дети прочитывают главное слово ЗДОРОВЬЕ.

Айболит: Я очень рад, что сегодня вы показали, что действительно можно самому человеку сохранять свое здоровье. Значит, какие гимнастики  необходимо выполнять? И что еще для здоровья?

Дети:  Делать дыхательную, голосовую, кинезиоогическую гимнастики, массаж лица, ушек, показали точки на лице, научили как правильно стирать одежду. И Аня тоже будет знать девиз здоровья.

Логопед:  Давайте вместе с Аней его повторим: «Сам себе я помогу – я здоровье сберегу»

Аня: Какие ребята вы умные. Спасибо, что научили меня выполнять такие разные и нужные для здоровья гимнастики. Я хочу у вас остаться, чтобы с вами их  выполнять и никогда не болеть.

Логопед : оставим? Конечно, оставайся. Мы будем очень рады.

Айболит: Это очень хорошо, что теперь Аня тоже будет выполнять ежедневно зарядки, будет ходить чистой,  опрятной и не будет болеть. А что необходимо кушать каждый день, чтобы быть здоровым?

 Дети перечисляют. И конечно необходимы фрукты и овощи, потому что в них много витаминов. Так весной уже в продуктах мало витаминов я вам принес сегодня витамины.

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

                                                                                                            Приложение

Местонахождение 4-х точек на ушах для активизации мыслительной деятельности, внимания, памяти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жиз...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу"

Конспект занятия в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Жизнь в зимнем лесу" ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе

В статье описывается необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с детьми логопатами, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную ...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Биологическая Обратная Связь – как здоровьесберегающая технология в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Метод БОС – современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Суть метода: с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о функционировании его органов и систем, ...