«Возрастная психология младших школьников»
консультация по теме

Ширшов Дмитрий Васильевич

Родительское собрание на тему: «Возрастная психология младших школьников»

 

ЦЕЛИ:

l  Обсудить возрастные особенности младших школьников;

l  Познакомить родителей с периодами, присущими психическому развитию детей младшего школьного возраста;

           

Младший школьный возраст – это важный период в жизни человека, это выход на новый возрастной этап, это много новых возможностей и поэтому, многие педагоги, и психологи, в своих исследованиях уделяли и уделяют огромное внимание этому возрасту.  

 

В этот период происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobr_no_1_12-13g.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ    

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

ПУРОВСКАЯ  РАЙОННАЯ  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ  

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ  СПОРТИВНАЯ  ШКОЛА

ОЛИМПИЙСКОГО  РЕЗЕРВА  «АВАНГАРД»

ПРОТОКОЛ

родительского собрания

спортивного отделения «Лыжные гонки»

От  25 сентября 2012 г.

Присутствовали:

                                                                                                                 Тренеры-преподаватели:

                                                                                                                 Зарко Л.Ю.

                                                                                                                 Ширшов Д.В.                                                              

                                                                                                                 Халявин П.В                                                                                                                 

                                                                     Родители (кол-во чел.) 28 человека

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Организация учебно-тренировочного процесса в СДЮСШОР «Авангард» на 2012-2013 уч. год. Права и обязанности учащихся и родителей. (Халявин П.В.)

2. Прохождение медицинского осмотра. (Зарко Л.Ю.)

3.Беседа с родителями о возрастных особенностях младших школьников. (Ширшов Д.В.)

С докладом выступил тренер – преподаватель по лыжным гонкам Ширшов Д.В. Доклад на тему: «Возрастная психология младших школьников».

СЛУШАЛИ:

1. Старшего тренера - преподавателя отделения «Лыжные гонки» Халявина П.В, он рассказал всем присутствующим родителям об организации учебно-тренировочного процесса в СДЮСШОР «Авангард» на 2012-2013 уч. год. Далее Павел Владимирович  рассказал о правах и обязанностях учащихся и родителей.

2. Зарко Л.Ю. рассказала родителям учащихся   о   процедуре прохождения   медицинского осмотра, о его необходимости для спортсменов.

3.Ширшов Д.В.  ознакомил родителей с возрастными особенностями детей младшего возраста.

 

РЕШИЛИ:

1.Принять информацию к сведению.

2.Принять информацию к сведению.

3.Принять информацию к сведению.

                                                                                                    Председатель: Зарко Л.Ю..

                                                                                                   Секретарь: Халявина Ю.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва

Родительское собрание

на тему:

«Возрастная психология

младших школьников»

Подготовил тренер-преподаватель

по лыжным гонкам

 Ширшов Д.В.

     Родительское собрание на тему: «Возрастная психология младших школьников»

ЦЕЛИ:

  • Обсудить возрастные особенности младших школьников;
  • Познакомить родителей с периодами, присущими психическому развитию детей младшего школьного возраста;

        

Младший школьный возраст – это важный период в жизни человека, это выход на новый возрастной этап, это много новых возможностей и поэтому, многие педагоги, и психологи, в своих исследованиях уделяли и уделяют огромное внимание этому возрасту.  

В этот период происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы.  Значительно возрастает сила мышц.

 В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов.

Быстро развивается психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80% .

Но нельзя забывать, что на этапе младшего школьного возраста ребенок переживает кризис семи лет. У ребенка изменяется восприятие своего места в системе отношений. «Меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода». Ребенок осознает свое место в мире общественных отношений и приобретает новую социальную позицию школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Этот процесс коренным образом меняет его самосознание, что приводит к переоценке ценностей. Учеба приобретает громадное значение для школьника. Ребенку младшего школьного возраста нужно время, чтобы учение стало ведущей деятельностью, но оно и по-особому должно быть организованно.

Важным элементом учебной деятельности является игра, в процессе которой ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает социальные роли, требования и правила, принятые в человеческом обществе. Игра, которая принимает социальную окраску, развивает чувства соперничества и сотрудничества. В течение игры младшие школьники смогут усвоить такие понятия, как равенство, подчинение, справедливость, несправедливость. Обычно младшие школьники предпочитают компанию своих сверстников одного с ними пола.

Продолжается усвоение норм поведения, присущих их полу и одобряемых обществом. К тому же младшие школьники не могут долго сидеть на одном месте. Они нуждаются в движении. «К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается», – отмечает А.В. Ковалева. В поведении учащегося начальных классов видны послушание, конформизм и подражательность.

Дети в этом возрасте обладают долей импульсивности, капризности, упрямства. Волевые процессы еще недостаточно развиты у младших школьников. Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников.  Поэтому возрастает значение оценки результатов деятельности школьника со стороны взрослых.

«Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем». Учебная деятельность побуждается различными мотивами. У ребенка появляется стремление к саморазвитию и познавательная потребность. Но не только результат учебной деятельности, оценка мотивируют маленького школьника, а также и сам процесс учебной деятельности: развитие и совершенствование себя самого как личности, своих талантов, способностей.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств, положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности.

Младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

 В этот период жизнь во всем ее разнообразии,  самая настоящая, реальная, всегда нас окружающая - вот что возбуждает его деятельность. Ребенок тяготеет к реальной жизни. Происходит колоссальное расширение умственного кругозора. Именно в этом возрасте обнаруживается страсть к путешествиям, которая выливается иногда в такие формы, как склонность к бродяжничеству, побег из дому и т.д.  Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке.

Чувства жалости, сочувствия, негодования, волнение за благополучие любимого героя могут достигать большой интенсивности. Однако в восприятии отдельных эмоций людей маленькие школьники допускают серьезные ошибки и искажения. Кроме того, маленький школьник может не понять некоторых переживаний людей, и поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания. Вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому, совершая недозволенные поступки, он испытывает обычно переживание стыда, раскаяния, иногда страха.

 Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» – все эти типичные черты моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи, и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении.  Младший школьный возраст – очень благоприятное время для усвоения многих моральных норм. Дети очень хотят выполнять эти нормы, что при правильной организации воспитания способствует формированию у них положительных нравственных качеств.  

В младшем школьном возрасте, по мере взросления и накопления социального опыта, дети постепенно, на основе подражания, учатся радоваться за других. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.

Таким образом, с поступлением в школу резко меняется эмоциональная сфера ребенка. Проявляется чувствительность к страхам, возникает стыд за плохие отметки в школе, развиваются положительные эмоции (радость) в игре, в общении со сверстниками, формируется интерес в процессе изучения предметов. Меняется уклад жизни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения школьника. Младший школьный возраст – это возраст интенсивного развития эмоциональной сферы. На основе эмоциональной сферы развиваются все остальные функции, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, способность произвольно сосредоточить внимание на нужном объекте, произвольно вычленять из памяти то, что нужно для решения текущей задачи; появляется умение выделять цель, условия и средства ее достижения, способность к теоретическому мышлению. Мы видим, насколько сложно ребенку младшего школьного возраста влиться, приспособиться к новому этапу новой жизни, сколько нового надо узнать, понять, принять, и поэтому на этом этапе так необходима поддержка и внимание близких взрослых людей: родителей, педагогов, педагогов-психологов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Зависимость между индивидуальными особенностями ребенка  и успешностью овладения иностранным языком...

"Первый раз - в пятый класс!" О возрастных особенностях младших школьников.

Выступление классного руководителя пятого класса знакомит родителей с возрастными особенностями младших школьников....

Особенности возрастного развития младшего школьника.

Особенности возрастного развития. Младший школьный возраст является наиболее благоприят­ным для развития физических способностей....

Возрастные особенности младшего школьника

Возрастные особенности младшего школьника...