Выступление на родительском собрании «Профессиональное самоопределение глухих старшеклассников»
статья на тему

Григорьева (Наследникова) Наталья Анатольевна

Виды деятельности, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха и возможности региона для дальнейшего обучения неслышащих выпускников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rod._sobr.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Горбатовская школа-интернат 1 вида»

Выступление

на родительском собрании

«Профессиональное самоопределение

старшеклассников» 

                                                                      Подготовил:

                                                               учитель трудового обучения          

                                       Наталья Анатольевна Григорьева

г. Горбатов, 2012 год     

    Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактутализация, самореализация, связанная с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактутализация проявляет себя через увлеченность значимой работой; К. Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение… П.Г. Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.    

Представители  воспитательной  концепции  профориентации  связывают  подготовку  к  выбору  профессии  с  всесторонним  развитием  личности  ребёнка,  с  развитием  его  индивидуальных  особенностей,  интересов,  склонностей  и  способностей.

При  этом  всячески  поощряется  активность  самих  школьников  в  выработке  планов  на  будущее  и  целеустремлённая  подготовка  к  сознательному  выбору  профессии. Этот  выбор  должен  основываться  на  широком  знакомстве  учащихся  со  многими  профессиями  и  оценке  своих  индивидуальных  качеств,  необходимых  в  будущей  трудовой  деятельности. Важное  значение  придается  школьному  обучению,  а  также  связи  с  родителями  школьника  в  целях  его  правильной  профориентации.

        В  процессе  формирования  личности  старшего  школьника  его  готовность  к  выбору  профессии,  как    определённое  психическое  состояние  (потребность  в  труде,  знания  о  будущей  профессии,  интерес  и  способность  к  предстоящей  деятельности),  может  находиться  на  разных  уровнях  развития,  которые  условно  названы,  как  желание,  интерес,  склонность  и  призвание.

Чем  больше  знает  любой  человек  о  различных  видах  производства  и  профессиях,  об  условиях  труда,  о  том,  где  можно  обучить  той  или  иной  специальности,  тем  осознаннее  будет  его  выбор.

        На  развитие  интересов  и  склонностей  у  учащихся    в  различных  видах  профессиональной  деятельности  большое  влияние  оказывает  целенаправленно  осуществляемое  обучение  и  общественно  полезный  труд  учащихся. Но  для  эффективности  этой  деятельности  особое  внимание  важно  уделять  индивидуальной  работе  с  учащимся,  необходимо  каждому  найти  определённое    занятие,  максимально  соответствующее  его  личным  качествам  и  возможностям.

        Профессиональная  адаптация - весьма  значимый  фактор  социальной  реабилитации  аномального  человека,  его  социальной  адаптации.

        Под  понятием  социальной  адаптации  мы  подразумеваем  приспособление  людей  с  дефектами  слуха  к  выполнению  функций  члена  общества  в  специфических  условиях,  обусловленных  данным  нарушением. Это  понятие  включает  в  себя  осознание  и  принятие  своего  дефекта  и  его  последствий,  способность приспособления  к  затруднённым  условиям  профессионально-общественного  функционирования  и  участие  в  культурной и  социальной  деятельности   общества (М.Гжегожевска).

        Однако  социальная  адаптация  слабослышащих  людей  во  многом  зависит  от  отношения  и  поведения  людей  из  их  ближайшего  окружения. С  сожалением  приходится  отметить,  что  в  большинстве  своём  общество ещё  недостаточно  подготовлено  к  взаимодействию  с  лицами,  имеющими  те  или  иные  дефекты,  как  здоровья,  так  и  развития.

        Факторы,  отягчающие  процесс  их социальной  адаптации:

  • Недостаток  информации,  раскрывающей  возможности  восстановления  трудоспособности;
  • Ложные  представления  нормально  слышащих  о  глухих  людях,  в  частности  необоснованные  обвинения  их  в  наличии  отрицательных  общественных  черт;
  • Темпы  современной  жизни,  при  которых  нарушения  слуха  становится  препятствием  для  быстрого  приёма  и  передачи  информации.
  • Всё  это  часто  ведёт  к  самоизоляции  слабослышащих  людей,  мешает  их  общественной  адаптации.

        Многие  глухие  не  включаются  более  широко  в  общественную жизнь,  не  проявляют  инициативы.

Они  плохо  чувствуют  себя  в  многолюдных  собраниях,  у  них слабо  развито  чувство  собственного  достоинства. Даже  очень  желая  принять  участие  в  каком-либо  мероприятии,   товарищеской  встрече,  только лишь  немногие  из них  решаются  высказать  своё  желание. Такое  поведение  часто  является  следствием  ошибок,  допущенных  в  процессе  воспитания,  излишней  опеки,  когда  ребёнок  с  нарушением  слуха  освобождался  от  обязанности  принимать  решения,  проявлять  инициативу. В  этом  находит  свое  отражение  теория  предохранительных  действий,  согласно  которой  в  процессе  восстановления  трудоспособности  на  первый  план  выдвигают  меры,  ориентированные  в  большей  мере  на  защиту  и  поддержку,  чем  на  стимулирование  развития.

        Из  сказанного  можно  сделать  вывод,  что  человек,  не  умеющий  примириться  с  наличием  у  себя  дефекта  и  его  последствиями,  приобретает  многие  комплексы,  усложняющие  нормальное  общественное  функционирование. Умение  же  преодолевать  трудности,  невосприимчивость  к  неблагоприятным  ситуациям  или  общественно-профессиональным  укладам  облегчают  правильное  определение  своего  места  в  жизни  и  в  обществе.        

Виды деятельности, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха.

На основе анализа особенностей детей с нарушением слуха С.М. Гойхман были предложены виды деятельности и производства, которыми могут овладеть подростки с нарушениями слуха:

Швейная  и  меховая  промышленность

Портной  лёгкого  женского  платья,  скорняк-раскройщик,  швея-мотористка.

Строительство

Маляр-штукатур,  паркетчик,  плотник-столяр,  облицовщик-плиточник-мозаичник.

Галантерейная  и  игрушечная  промышленность

Вырезальщик-фасонщик,  расписчик  игрушек,  художник.

Обувная  промышленность

Модельер,  закройщик,  заготовщик,  мастер  по  индивидуальным  заказам. Профессии  конвейерного  производства: заготовщик,  обтяжчик,  прессовщик,  фрезеровщик.

Швейная  промышленность

Закройщик,  мастер  по  ремонту  швейного  оборудования,  портной  

верхней  женской  одежды,  портной  верхней  мужской  одежды,  художник-отдельщик.

Металлообрабатывающая  промышленность

Слесарь-ремонтник,  слесарь-сборщик, газосварщик,  электросварщик.

Деревообрабатывающая  промышленность

Станочник  строгальных  станков,  станочник  токарных  станков,  столяр-краснодеревщик,  столяр.

Коммунальное  обслуживание  и  бытовое  обслуживание  населения

Мастер  по  ремонту  бытовых  электрических  приборов,  переплётчик,  повар,  фотолаборант.

Металлообрабатывающая  промышленность

Наладчик  станков,  слесарь-инструментальщик,  слесарь-лекальщик.  Слесарь-монтажник,  строгальщик,  токарь,  фрезеровщик,  модельщик,  термист,  гравер,  различных  производств.

Электро- и  радиотехническая  промышленность

Монтажник  электро -  и  радиоаппаратуры  и  приборов,  слесарь-сборщик  электро -  и  радиоаппаратуры.

Производство  медицинского  инструмента  и  оборудования

Медицинский  оптик,  сборщик  очков.

Строительство

Лепщик  архитектурных  деталей,  слесарь-сантехник (по  внутреннему  водопроводу,  канализации,  отоплению),  строитель  широкого  профиля  по  отелочным  работам (стекольщик,  штукатур-плиточник).

Швейная,  трикотажная,  галантерейная  промышленность

Вышивальщица  швейного,  трикотажного,  галантерейного  производства,  вязальщица  трикотажного,  текстильно-галантерейного  производства,  ткач  текстильно-галантерейного  производства.

Электро- и  радиотехническая  промышленность.

Монтажник  электромеханических  и  радиотехнических  приборов  и  систем,  слесарь-механик  по  радиоаппаратуре.

Художественная промышленность.

Инструктор,  резчик  по  дереву,  столяр  по  производству  художественной  и  стильной  мебели,  токарь  по  камню,  дереву,  янтарю,  чеканщик,  художник  росписи,  ювелир.

Коммунальное  хозяйство  и  бытовое  обслуживание  населения.

Кондитер,  машинистка,  слесарь-автоэлектрик  по  ремонту  электрооборудования  автомобилей,  слесарь  по  ремонту  автомашин  и  тракторов,  слесарь-механик  по  ремонту  пишущих  машин,  слесарь-механик  по  ремонту  счетных   машин.

Полиграфическая  промышленность

Наборщик,  печатник.

Профессии,  общие  для  ряда  производств

Оператор  счетно-вычислительных машин,  чертёжник-конструктор.

Возможности региона для обучения неслышащих выпускников:

  1. Специализированные училища Нижегородской области для инвалидов.

Нижегородское профессиональное училище-интернат для инвалидов.

Адрес: ул. Героя Попова, 12-а.

Прием инвалидов 2-й и 3-й группы на базе основного общего, среднего (пол-ного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.

Специальность

Форма обучения

Срок обучения

Примечание

Художник по дереву

Очная

3 года

На базе 9 классов

Оператор ЭВМ

Очная

3 года

На базе 9 классов

Оператор ЭВМ

Очная

1 год

На базе 11 классов

Рекшинское профессиональное училище-интернат для инвалидов.

Адрес: 606115, Нижегородская обл., Борский р-н, п. Рекшино.

Прием инвалидов 2-й и 3-й группы на базе основного общего, среднего (пол-ного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.

Специальность

Форма обучения

Срок обучения

Примечание

Портной

Очная

3 года

Срок обучения не зависит от базового образования

Садовник

Очная

2 года

     

  1. Профессиональные училища начального уровня (ПТУ), принимающие на обучение инвалидов, окончивших коррекционные школы.

Наименование

учебного заведения

Адрес

Специальности

Срок обучения

Г. Нижний Новгород

Профессиональный

 лицей  № 3

603096,

ул. Мокроусова,

д. 21

Штукатур, маляр, облицовщик, плиточник

2 года

Профессиональный

лицей  № 41

603057,

ул.Бекетова,  8-б

Штукатур,облицовщик- плиточник

2 года

Профессиональное училище  № 38

603044,

ул. Дежнева,  д.12

Маляр (строительный), штукатур,

столяр (строительный)

2 года

Профессиональное училище  № 39

603044,

ул. Рубо, д. 5-а

Штукатур,облицовщик- плиточник, монтажник санитарно-технических систем и оборудования

2 года

Профессиональное училище  № 54

603000,

ул.Кулибина,  д.3

Оператор вязально-швейного оборудования

Швея

2 года

Профессиональноеучилище  № 80

603109,

ул. Сергиевская,  д.14-а

Швея

Оператор ЭВМ (на базе основного общего образования)

2 года

Нижегородская область

Профессиональноеучилище  № 12

606488,

Борский район, пос. Память Парижской коммуны

Маляр (строительный), штукатур

2 года

Профессиональноеучилище  № 14

606002, г.Дзержинск,

ул. Свердлова, 8

Столяр (строительный)

1 год

Профессиональноеучилище  № 49

606029,

 г. Дзержинск,

ул. Петрищева, 8

Штукатур,

Плотник

1 год

Профессиональноеучилище  № 35

607030, г. Выкса, ул. Романова, д.1

Штукатур

1 год

Профессиональноеучилище  № 64

607340,  р.п. Вознесенское, ул. Восточная, 14

Маляр (строительный), Штукатур

1 год

Профессиональный

 лицей  № 68

601220,

г. Арзамас,

ул. Мира, д.1

Штукатур,

Облицовщик-плиточник

2 года

Профессиональный

 лицей  № 71

606110,

г. Богородск,

пер. Риковский, 2

Швея,

Штукатур

2 года

Профессиональный

 лицей  № 92

606280,

с. Спасское,

ул. Советская, 7

Овощевод,    швея,

Маляр (строительный), Штукатур

2 года

Профессиональный

 лицей  № 106

606330, р.п. Большое Мурашкино,

Учебный городок

Маляр (строительный), Штукатур,

Швея

2 года

  1. Учебные курсы для инвалидов

Учебно-производственный комбинат «Нижегородец-Н».

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Гончарова, 5.

Принимаются инвалиды 2-й и 3-й групп на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и коррекционных школ, по рекомендации МСЭК.

Специальность

Форма обуч.

Срок обучения

Портной женской и детской легкой одежды

Очная

3 месяца

Портной женской и детской легкой одежды

Очная

6 месяцев

Портной женской и детской легкой одежды, мужская одежда

Очная

11 месяцев

Закройщик женской и детской легкой одежды (с начальными навыками портного)

Очная

6 месяцев

        

Правильный выбор профессии делает нашу жизнь намного богаче. Любимая работа помогает раскрыться наиболее ярким сторонам  личности. Она в ладу с нашими  наклонностями, в ней проявляется наш характер.

Проблема профессионального образования лиц с нарушениями слуха и социальная значимость вопросов трудоустройства инвалидов по слуху является актуальной. Решению этой проблемы способствует использование профориентационной работы на уроках трудового обучения и во время внеклассных мероприятий.

Во время проведения профориентационных занятий неслышащие старшеклассники успешно адаптируются к трудовой и социально-профессиональной жизни в социуме,  требующей не только формирования профессиональных знаний и умений, но и освоения норм и ценностей конкретного трудового коллектива, особенностей и возможностей адаптации в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профессиональная ориентация подростков"

Беседа с родителяим  о профессиональном самооопределениии детей...

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков».

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор...

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"

Доклад "Воспитание здорового образа жизни у глухих старшеклассников, формирование негативного отношения к вредным привычкам и их социальная адаптация"...

выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников

выступление фсп Индивидуальные образовательные маршруты подготовка старшеклассников...

Конспект родительского собрания "Профессиональное самоопределение"

Конспект родительского собрания "Профессиональное самоопределение"...

Научная статья "Работа глухих старшеклассников с иллюстративным материалом в процессе изучения художественных произведений".

Статья посвящена вопросу использования иллюстраций в процессе когерентного восприятия художественного текста глухими старшими школьниками. Рассматривается применение разнообразных форм работы с иллюст...

Выступление команды в фестивале "Посвящение в старшеклассники".

Выступление команды в фестивале "Посвящение в старшеклассники"....