А.А. Иванова "Как помочь ребенку выполнять домашние задания?"
статья на тему

Ильичев Александр Николаевич

Перейдя в 5-й класс, дети часто учатся ниже своих возможностей, потому что многие из них еще не умеют самостоятельно заниматься, контролировать себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Вот тут-то и нужна помощь со стороны родителей. И самым оптимальным ее вариантом будет интерес мамы и папы к тому, что нового узнал их ребёнок в школе и как он сумел выполнить домашнее задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_1.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.А. Иванова, учитель математики, лицея № 408 

Как помочь ребенку выполнять домашние задания?
 Размышления учителя математики.

В современных условиях вариативного начального образования проблема перехода к обучению в основной школе встаёт очень остро. Помочь ученику прожить этот этап его жизни с минимальными потерями - задача учителей, администрации школы и родителей.

Перейдя в 5-й класс, дети часто учатся ниже своих возможностей, потому что многие из них еще не умеют самостоятельно заниматься, контролировать себя, у них недостаточно развита усидчивость и настойчивость в работе. Вот тут-то и нужна помощь со стороны родителей. И самым оптимальным ее вариантом будет интерес мамы и папы к тому, что нового узнал их ребёнок в школе и как он сумел выполнить домашнее задание.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой домашних заданий. Ведь инстинктивно мы чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. С чего начать? Прежде всего, узнать, сколько времени должен тратить ребенок определенного возраста на домашние задания. Помогать ли, и если да, то в чем? Как контролировать, как воспитать самостоятельность? А может, вообще предоставить школьнику полную свободу и ждать от него самостоятельности и ответственности? Что делать, если выполнение домашних заданий превратилось в тяжкую обязанность и для самого ребенка, и для его родителей? Можно ли что-то изменить? Попробуем ответить на эти вопросы.

Продолжительность подготовки домашних заданий, предусмотренная Уставом школы (в скобках указана оптимальная продолжительность с учетом психофизиологии возраста), составляет:

  • в 5 классе - 2 часа (1,5 часа);
  • в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);
  • в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);
  • в 9–11 классах - до 4 часов (3 часа).

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

  • с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
  • в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
  • вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
  • не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
  • никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
  • постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и
    неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к
    трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
  • проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");
  • в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи ("Ты сегодня так старался!").

 Одна из самых распространенных ошибок родителей заключается в том, что они сидят рядом с ребенком, когда тот делает уроки. Так он якобы меньше отвлекается. Через какое-то время, успокоенные хорошими результатами «совместного обучения», взрослые переключаются на свои дела. И тут оказывается, что самостоятельно ребенок выполнить задание уже не в состоянии: он привык, что ответственность за результат берут на себя мама или папа. Поэтому с самого начала научите ребенка организовывать свое время и работу, планировать, какие задания и в каком порядке лучше выполнять. Самое лучшее в этой ситуации – сказать: «У меня много дел, но, если нужна помощь, я к тебе подойду».

Современные дети посещают после уроков многочисленные кружки и секции, и очень часто подготовка уроков начинается далеко после ужина. Ночные бдения за уроками - вещь малоэффективная. Помимо того, что сокращается время сна, после поздних занятий труднее заснуть. В результате возникает эффект перегрузки. А если делать только то, на что хватает сил или желания, то пробелы в знаниях будут нарастать подобно снежному кому. Ученик никогда не усвоит деление, если он плохо знает умножение и вычитание. А умножение и вычитание он не сможет хорошо усвоить, если не научится быстро и правильно складывать. Поэтому очень важно, чтобы дети систематически работали как в школе, так и дома.

 Время от времени надо беседовать с учителями о том, как ребенок усваивает материал, выяснять, в чем ему нужно помочь дома. И все же иногда случается, что ребенок все равно приносит плохие отметки. Отдельные "двойки" и "тройки" - явление, знакомое почти всем родителям. Как вести себя, если дочь (сын) получили "тройку"? Что делать, если в тетради обнаружилась "двойка"? Прежде всего, отнеситесь к этому спокойно. Разберитесь, в чем дело, спросите: "Ты ведь будешь теперь внимательнее следить за тем, что задано, правда?" Но целиком полагаться на сознательность не стоит. Неплохо было бы в течение нескольких дней, а возможно и дольше, родителям последить за тем, все ли уроки сделаны.

Плохая оценка, поставленная за неряшливость, "грязь" в тетради, – серьезное наказание для ребенка (даже если он не подает вида, что расстроен). Бывает, что родителям достаточно показать огорчение и выразить надежду на то, что в дальнейшем ребенок будет писать аккуратнее, и никаких дополнительных наказаний применять не надо.

А бывает, что ребенок получает низкие отметки за устные ответы (иногда и за контрольные работы), хотя знает материал, выучил все уроки. Хорошо ответить ему мешает волнение, возникающее каждый раз, когда учитель вызывает его к доске. Такого ребенка надо ободрить, внушить ему веру в свои силы. О плохих отметках не следует говорить вовсе. Если беспокойство, волнение ребенка в таких случаях очень велико, то следует посоветоваться с школьным психологом, а в серьезных случаях сходить с ним на прием к врачу-невропатологу.

Может быть и такая ситуация, когда ребёнком по разным причинам плохо усвоен учебный материал. Тогда придётся дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятым. Если семья материально обеспеченная, то можно просить о помощи репетитора (лучше работающего в данный момент в школе, а не соседку-пенсионерку), в противном случае постараться помочь самим.

Как лучше это сделать? Прежде всего, внимательно вместе с ребёнком разберите материал изучаемого параграфа, все решённые в нём примеры. Ни в коем случае не пытайтесь объяснять с высоты полученных за многие годы знаний, помните, что ребёнок опирается только на материал предыдущих уроков.

Случай из практики. Способная девочка-пятиклассница, имеющая оценки «4» и «5», провела несколько дней дома (по болезни), где с ней занимался папа, имеющий два высших образования. В классе на уроках в это время мы учились решать уравнения. Девочка пришла на урок. Сразу бросилось в глаза, что она очень некомфортно себя чувствует, весь урок не поднимает руку, сидит подавленная. В конце урока класс писал небольшую самостоятельную работу по решению уравнений. Работа девочки была ужасна, сплошные ошибки. Утром перед уроками пришёл папа и очень эмоционально выразился по поводу необъективно выставляемых, т.е. завышенных мною оценок и умственных способностях своей дочери, которую он так и не смог научить решать уравнения. Я попросила рассказать, как он это делал. Оказывается, папа в своих объяснениях «перепрыгнул» в 4-ю четверть 6-го класса, требуя переноса слагаемых из одной части равенства в другую. Совсем неудивительно, что ребёнок ничего не понял, так как он ещё не знал, как нужно работать с рациональными числами.

К счастью, в данном случае проблему удалось решить буквально за пять минут в присутствии самого папы. Я по сей день с улыбкой вспоминаю его удивлённое (как? так просто?), немного обиженное (я ведь старался!) лицо.

Некоторые родители считают домашние задания слишком тяжелыми или даже бесполезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в другом случае настаиваю на своей позиции: они... мешают развитию ребенка! Первый подход отрицает его способности и снижает желание прилагать усилия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется выполнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складываются нормальные, доверительные отношения с учителем и школой вообще. Сотрудничайте с учителями. Если у вас есть вопросы, связанные с выполнением домашних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как комфортнее и продуктивнее заниматься дома.

Не делайте слишком большие ставки на школьные успехи ребенка! Завышенные ожидания приводят лишь к гигантским разочарованиям. Тот, кого переоценивают, тяжело переживает испытание реальностью. И не шантажируйте детей будущим. Нет смысла говорить 10-летнему ребенку о поступлении в университет или пугать безработицей. Для него это слишком далекая перспектива. Ваша цель - помочь ребенку стать самостоятельным. Это достигается через удовольствие. Ребенок, работающий с удовольствием, видит смысл в том, что делает. Лучшая помощь - это искренний интерес к тому новому, что он узнал, а не к его оценкам. Не забывайте напоминать детям, что ваши чувства не зависят от времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, или от оценок, которые он приносит из школы.

Любите и берегите своих детей, уважаемые родители!