В.А. Куценко Педагогическая психология для родителей
статья на тему

Ильичев Александр Николаевич

Современное школьное образование рассматривается как социальный институт, система, процесс и результат. Это единство обучения и воспитания, в ходе которых реализуется и информационная, сообщающая функция, и делается акцент на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

Психологическая служба является здесь значимым компонентом, который обеспечивает своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их потенциала, задатков, способностей, интересов и склонностей. И конечно, тесное взаимодействие с родителями учеников – это важное условие успешной реализации поставленной задачи. Такое сотрудничество способствует благоприятному прохождению адаптации ребенка на всех этапах его обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kutzenko.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.А. Куценко (ГОУ лицей № 408) 

Педагогическая психология для родителей

Современное школьное образование рассматривается как социальный институт, система, процесс и результат. Это единство обучения и воспитания, в ходе которых реализуется и информационная, сообщающая функция, и делается акцент на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.

Психологическая служба является здесь значимым компонентом, который обеспечивает своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей их потенциала, задатков, способностей, интересов и склонностей. И конечно, тесное взаимодействие с родителями учеников – это важное условие успешной реализации поставленной задачи. Такое сотрудничество способствует благоприятному прохождению адаптации ребенка на всех этапах его обучения.

Приведем несколько научно-практических рекомендаций, охватывающих важные вехи в школьной жизни ребенка.

        Начальная школа. Как помочь ребенку сосредоточиться

С проблемой невнимательности ребенка сталкиваются, наверно, большинство родителей. Как правило, они прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения.

Для начала необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Ими могут стать и соматические заболевания, и особенности неврологического статуса ребенка, и недостаточная мотивация, заинтересованность в деятельности. Психолог поможет выяснить причину и предложит пути решения затруднения.

Однако, заботясь о развитии внимания ребенка, родителю и самому следует быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.

Вот несколько упражнений, направленных на тренировку различных свойств внимания, которые можно использовать в домашних занятиях.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Важно показать ребенку, что его успехи растут от занятия к занятию.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, слов, цифр, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд или произнесенных. От занятия к занятию число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание песни и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием разных правил вычеркивания букв (например, О подчеркиваем, А обводим в кружок; в другой раз Н зачеркиваем, Е обводим и т.п.)

Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер. И важно помнить, что главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Средняя школа. Как научить ребенка правильно готовить домашнее задание

Переход в среднюю школу требует от ученика больших ресурсов. Важно поддержать его, подсказать оптимальные способы распределения своего времени и привлечения своих способностей. При работе над домашними заданиями родители могут использовать психологические приемы, которые помогают ученику все делать эффективней.

Важно объяснить ребенку, что наша память работает по определенным законам и что мы лучше всего запоминаем:

  • то, чем постоянно пользуемся;
  • то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
  • то, что нам нужно; то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
  •  то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).

Вторым важным моментом является условие веры ребенка в свои силы. Поэтому психологическая поддержка словами: «У тебя все получится!» - это обязательная составляющая самостоятельной деятельности учащегося.

Можно подсказать ребенку метод ключевых слов при подготовке устных предметов:

Ключевые слова — самые важные в каждом абзаце:

  • Ключевое слово должно помочь воспроизведению соответствующего абзаца.
  • Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
  • Читая абзац, надо выбрать для него одно-два ключевых слова.

После выбора ключевых слов следует записать их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания. К каждому ключевому слову поставить вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста. Важно обдумать и постараться понять эту взаимосвязь. Для этого следует выполнить следующие упражнения:

  • соединить два соседних ключевых слова с помощью вопросов;
  • после соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка, следует записать эту цепочку и постараться ее выучить;
  • пересказать текст, опираясь на полученную цепочку.

Кроме этого, при подготовке устных заданий можно порекомендовать использовать метод «5 П», разработанный американскими психологами. По данным психологов США, такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию:

  • П — Просмотри текст (бегло).
  • П — Придумай к нему вопросы.
  • П — Пометь карандашом самые важные места.
  • П — Перескажи текст.
  • П — Просмотри текст повторно.

Старшая школа. Как помочь подготовиться к экзаменам

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Конечно, экзамены – это дело индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только сопереживать своему ребенку.

Но именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Ведь каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а, не преуспев, вдохнуть полной грудью и суметь идти дальше.

Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными и почему. Эта информация поможет совместно создать план подготовки, обдумать - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема сил, а хорошо знакомые – в часы спада.

Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти па подготовку организма, а не знаний.

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, можно устроить вместе с ребенком репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, возьмите один из вариантов ЕГЭ по математике за прошлые года. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, подготовьте место, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали. Остановите испытание, дайте ребенку отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, – лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Ну и конечно, идя на экзамен, ученик должен сосредоточиться на достижении успеха, а не думать о возможном провале. Разумеется, от неудачи не застрахован никто, но чем меньше ее боишься, тем более вероятен успех! И задача родителей - эмоционально настроить школьника, подкрепить его веру в себя, дать установку на позитив!

        Школа – это сложный, насыщенный путь для ученика. И сотрудничество педагогов, специалистов, родителей помогут сделать этот путь для ребенка успешным и наполненным достижениями сообществом.