Методические разработки родительских собраний
учебно-методическое пособие по теме

Как вести себя с агрессивным ребенком и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Как вести себя с агрессивным ребенком? Причины детской агрессивности"

Цели и задачи:

•        формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей,

•        познакомить с методами её коррекции и своего поведения в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях

•        формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления,

•        наметить пути сотрудничества педагога и родителей в профилактике детской агрессивности.

Верная указка не кулак, а ласка.

Народная мудрость.

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы. Тема нашего собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.

Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.

Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами.

Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.

Чтобы определить актуальность темы сегодняшнего собрания лично для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс – анкеты.

Ребенок за последний год:

1.        Часто теряет контроль над собой.

2.        Часто спорит, ругается с взрослыми.

3.        Часто отказывается выполнять правила.

4.        Часто специально раздражает людей.

5.        Часто винит других в своих ошибках.

6.        Часто сердится, отказывается сделать что-либо.

7.        Часто завистлив, мстителен.

8.        Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих, которые нередко раздражают его.

Если вы отметили хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка.

Как вы видите из вопросов экспресс – анкеты, агрессия может проявляться не только драками. Давайте, уважаемые родители, разберемся, как может проявляться агрессия.

•        Агрессия в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами родители. Кто–то из членов семьи очень часто “выпускает пар” таким образом. Поэтому у ребенка складывается мнение, что если что – то не получается или тебя не понимают, если нет другого выхода, можно поступать таким образом, используя бранные слова.

•        Игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Это связано с тем, что многие отрицательные герои могущественны. Если ребенок в глазах взрослых не выглядит хорошим, то он и примеряет на себя отрицательную роль, сообщая окружающим: “Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло”

•        Агрессия наблюдается в рисунках. Изображение катастроф, аварий и других жестоких ситуаций.

•        Агрессия на окружающих людей. Это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.

•        Жестокость по отношению к животным. Жестокое отношение к животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. Впоследствии это может развиться в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

Каковы же причины возникновения агрессивного поведения у детей? В первую очередь они связаны с семьей:

1) Грубое и жестокое отношение к нему родителей. Ребенок живет в атмосфере неприятия, нелюбви к нему.

3) Агрессивное поведение родителей между собой: оскорбления, крики, брань, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни

4) Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

5) Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера так же могут обуславливать его агрессивность.

Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.

А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Я предлагаю вам следующие советы психологов:

1.        Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

2.        Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

3.        Агрессия в высказываниях Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов. Каковы же наши действия в этих случаях.

а) Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

б) Следите сами за собственной речью.

в) Если ребенок спрашивает о значении того или иного слова, не уходите от ответа. Постарайтесь так объяснить ему значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять.

г) Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, извинитесь перед ним, объясните, что вам не удалось сдержаться, и вы поступили плохо. Впредь старайтесь держать себя в руках.

4.        Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

5.        Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

6.        Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

7.        Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо

8.        Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

9.        Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

10.        Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах

11.        Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.

12.        Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

13.        Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

14. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

15. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

16. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.

Давайте вместе на основе изложенного материала разберем несколько ситуаций и придумаем оптимальные варианты решения:

1.        Родитель резко подавляет ребенка: “Прекрати! Не смей так делать!” Шлепает и ставит в угол.

2.        Родитель делает вид, что не замечает агрессивного поведения ребенка и ребенок продолжает действовать агрессивно.

3.        Родитель “переключает” ребенка на игру, способствующую разрядке негативных эмоций. После того, как ребенок успокоился, объясняет, почему так вести себя неправильно.

Давайте порассуждаем, какой вариант реакции взрослого на неправильное поведение ребенка был бы наиболее оптимальным.

В первом случае, несмотря на то, что ребенок в данный момент прекратил свои “преступные” действия, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте или в другое время.

Во втором случае ребенок решает, что действует правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

А как нам, взрослым научиться управлять своим чувством гнева? Предлагаю вам несколько методик:

1.        Стоп-слова. Когда вы почувствуете, что сейчас достигнете точки кипения, мысленно скажите себе “СТОП!”, лучше даже крикнуть “СТООООП!” Можете использовать любое слово, главное, чтобы оно остановило вас от немедленной реакции. После этого подождите хотя бы 10 секунд. За это время вы сможете успокоиться еще больше и принять решение по сложившейся ситуации.

2.        Сделайте серию глубоких вдохов. Это поможет восстановить дыхание и ритмичность работы сердца. “Выпустить пар”, говоря простым языком.

3.        Используйте юмор. Представьте объект раздражения в смешном виде (в смешной одежде, карикатурном образе и т.д.) Это вызовет улыбку и немедленно избавит от чувства гнева.

В заключение нашего собрания хочу сказать, что агрессивному ребенку прежде всего необходима наша с вами помощь. Часто дети проявляют агрессию, потому что не знают, как поступить иначе. Наша задача – показать детям приемлемые, неразрушительные способы выражения гнева. А для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале взрослые должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Давайте подведем итоги и вынесем решения сегодняшней встречи:

1.        Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.

2.        Делать установку на положительные эмоции.

3.        Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.

4.        Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.

5.        При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать и свое поведение.

6.        Быть активными участниками всех школьных и классных мероприятий.

Уважаемые родители, спасибо, что нашли возможность побывать сегодня на очередном родительском собрании и принимали активное участие в обсуждении темы. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали новое, что поможет вам строить добрые отношения в своей семье.



Предварительный просмотр:

 Родительское  собрание.

Тема: Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Уроки этики поведения для детей и взрослых.

        «Вежливость порождает и вызывает вежливость».

                                                                                                    Э. Роттердамский.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями  проблемы  поведения  учащихся  в школе  и дома.
  2. Формировать  у родителей  понимание значимости  данной  проблемы  для становления  характера  их ребёнка, его взглядов, для успешности учебной  деятельности  в девятом классе.

Вопросы для обсуждения:

1.Что значит быть культурным человеком?  Критерии  культуры личности.

2. Анализ результативности работы  с детским  коллективом  по воспитанию нравственных  ценностей в 6 классе.

                                Подготовительная  работа к собранию.

1. Анкетирование  детей и родителей  по проблеме собрания.

2. Подбор ситуаций  для дискуссии.

3. Подготовка  устного  журнала  учащихся на тему «Изнанка  жизни в нашем классе».

4. Подготовка памятки для родителей.

                                         Анкетирование  учащихся №1.

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными знаком «+»; те действия, которые  ты считаешь неприличными, знаком « - ».

  • громко кричать;
  • драться;
  • перебивать в разговоре  другого человека;
  • списывать  из чужой тетради во время контрольной работы;
  • задавать неуместные  вопросы;
  • свистеть;
  • ругаться;
  • жадничать;
  • сплетничать;
  • ябедничать;
  • врать;
  • навязываться в друзья;
  • проявлять подлость;
  • заниматься вымогательством;
  • не обращать внимания, если над кем-то издеваются;
  • молчать, если кто-то совершил подлость  или преступление;
  • приставать  к людям с расспросами,  проявлять неуместное любопытство;
  • завидовать  кому-то;
  • жаловаться на кого  бы то ни было;
  • быть равнодушными  к чужой беде.

                        Анкетирование  учащихся № 2.

Продолжи предложения:

Добрый человек – это тот, который______________________________

Злой человек – это тот, который _________________________________

Честный человек – это тот, который ______________________________

Правдивый  человек – это тот, который ____________________________

Жестокий человек – это тот, который ______________________________

Грубый человек – это тот, который ________________________________

Подлый человек – это тот, который ________________________________

Преступник – это тот, который ____________________________________

Вежливый человек – это тот, который ______________________________

Эгоист – это тот, который ________________________________________

Анкетирование учащихся №3.

Из приведённых  ниже прилагательных  выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак  к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.                                  

                                   

Анкетирование  родителей.

Из приведённых ниже слов выберите  те слова, которые лучше  всего характеризуют вашего ребёнка.

   Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

                                   Ситуации для дискуссии

 Ситуация 1.

     Всем  классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы  на будущий год. Наконец наступило время  еды. Все ребята расположились  на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали  и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоём. На приглашение учителя  и ребят принять участие в общей  трапезе ответили отказом…

Ситуация 2.

     На контрольной  работе  мальчик добросовестно  заглядывал  через плечо  в тетрадь своего соседа.  Учитель  это видел, но не одёргивал  списывающего  ученика. Результатом контрольной  работы стала «двойка». Ученик же, у которого  мальчик списывал, получил «пять». Подросток, который списывал, сравнил свою работу  с работой одноклассника и заявил, что ему учитель  несправедливо  ставит отметки…

Ситуация 3.

   На остановке стоит семья. Подъезжает  автобус, родители спешат  подойти поближе к транспорту. В это время  подходит  старушка  и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время  автобус уходит, и родители начинают вдвоём  ругать своего сына…

Ситуация 4.

   Ребёнок проводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно  выставляют их за дверь.  Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы…

Ситуация 5.

   Ребёнок замечен во многих неблаговидных  поступках.  Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвиняют в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребёнка…

Устный журнал учащихся. Тема: «Изнанка  жизни в нашем классе».

   Учащиеся оформляют газету  на тему на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалы  берут из окружающей жизни и из жизни класса.

Это необходимо, так как класс готовится в конце  года сдавать свои первые экзамены.

Памятка  для родителей  по воспитанию  культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку  показную вежливость и чуткость. Очень скоро  он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте  сами. Ваша привычка станет привычкой  вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях  плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны  по отношению к другим людям. Это хороший урок добра  и человечности  для вашего  ребёнка.

5. Не  бойтесь извиниться  перед кем-то в присутствии  своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте  благородство  даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству  своего ребёнка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный  облик каждого!

                                                                   

                                                   Ход собрания 

  1. Учитель сообщает повестку  дня,  и знакомит с результатами  анкетирования  учащихся.
  2. Выступает  классный руководитель. Проводит  анкетирование с родителями
  3. Родители в группах обсуждают памятки  по воспитанию культуры поведения детей. 
  4.  Принимается решение родительского собрания.     

     Добрый день уважаемые родители! Спасибо за то, что вы нашли силы и время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвящаем следующей  важной проблеме: Как научиться быть ответственным за свои поступки?  

   Мной было проведено среди ребят  анкетирование  «Считаешь ли ты себя культурным человеком?»  

Результаты   оказались следующими: ___% протестированных учащихся показали результаты……, ___% опрошенных  учащихся …, ___% проанкетированных учащихся  ….., ___%  учащихся …...

  

 Вступительное слово классного руководителя.

  В толковом словаре   под редакцией   С.И. Ожегова  сказано, что воспитанный  человек – это человек,  который  умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека  считать воспитанным, образованным и культурным?  Образованность сама по себе  не предопределяет воспитанность, хотя и создаёт для неё  благоприятные условия.

   Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям  и к самому себе  начинается в детстве. Ребёнок  чрезвычайно подражателен  и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.

   Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены  жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится  в семье  рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старались  школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

  Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

  Ребёнок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

  Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе.

  Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам.

Но к проблемам  культуры человека  нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

  Какие качества характера  присущи культурному человеку?  Каким он должен быть? Каких качеств  мы с вами в наших детях ещё не раскрыли?

Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Анализ анкетирования.

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик, которые дали своим детям родители. Классный руководитель  говорит родителям о том, что эти характеристики  лягут в основу характеристик  для рекомендаций к поступлению учащихся в средние специальные учебные заведения, в качестве характеристик для первых призывных  комиссий. Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных  проступков учащихся, даёт рекомендации, как построить взаимоотношения с ребёнком.

      Каждый учитель стремится воспитать у детей самые добрые чувства. Но эта работа дает результаты лишь тогда, когда слова педагога подтверждаются родителями. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого.

Дискуссия по ситуациям, приведённым классным руководителем.

Работка  с памяткой  для родителей и обсуждение.

Итог собрания.

 - Наше собрание подошло к концу и  необходимо принять решение и предлагаю принять за основу следующие пункты

Решение собрания:

1.    Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки.

2.    Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и питания.

3.    Следовать рекомендациям, изложенным в памятках.

4.    Верить в силы детей  и самим не поддаваться волнениям и паники.

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

Цель      Выявить особенности взаимоотношений между детьми и их родителями.

 

Форма:          Информационно-аналитический лекторий с элементами практикума.

 

Участники:       Родители, классный руководитель, психолог.

 

Подготовительный этап:        Приглашение родителей;

Рисунки на тему: «Папа, мама, я – дружная семья».

      Подготовка плакатов: «Наши дети – наша старость; плохое воспитание  – это наше горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», (А.С.Макаренко);  «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего, состояния рода человеческого» (Э.Кант); «Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе»; «Счастлив тот, кто счастлив дома».

      Тест для родителей «Какой вы родитель?» 

Музыкальное оформление:

      Песня «Родительский дом».

                               Ход  собрания.

                 I.      «Связь семьи и школы» (из книги Ш.А.Амонашвили «Здравствуйте, дети!»   (Обращение к родителям).

             II.       Лекция:  «Ребёнок учится тому,

                            Что видит у себя в дому».

                  (Звучит песня «Родительский дом»)

          Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка – всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

           Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

       В наши дни родителями быть дорого и трудно. Это подтверждается:

  • Значительным сокращением среднего размера российской семьи;
  • Увеличением количества бездетных и однодетных семей, неполных семей;
  • Резко сократилась рождаемость, смертность превышает рождаемость.

       Объясняется такое положение материальными проблемами семьи в нашем современном обществе.

        Главный вопрос, стоящий перед родителями:

  • Как прожить;
  • Во что одеть и обуть детей;
  • Как их выучить и вылечить. 

       Всё это увеличивает напряжение в семье, конфликты между мужем и женой, напрямую сказываются на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д. Материальные неурядицы вызывают изменения в системе нравственных ценностей, этических норм.

        При объяснении понятия «семья» толковые словари выделяют такие её признаки, как общность быта, взаимная помощь и моральная ответственность.

        Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни детей. 

                 (Звучит 2 куплет песни «Родительский дом»). 

         Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

         Более того, учёные считают, что неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступления.

         Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

       Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры.

        Родительская любовь, с одной стороны, доверие ребёнка к родителям – с другой, создают совершенно особые условия для познания мира, человеческих отношений, прав и обязанностей.

        Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:

  • Любовь умиления;
  • Любовь деспотическая;
  • Любовь откупа.

   (Рассказывают члены родительского комитета). 

                                Любовь умиления.

        Любовь умиления – это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда напрашиваются слова – куриная любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

         Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям; принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание. Ребёнок, воспитанный в духе умиления не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастет капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говорится, до мозга костей. Он не знает своего дога перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит  и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери, отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье, радость уже тем, что он живёт на свете, существует.

        Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя счастья детей. Всё это – бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчёркивающие эту мысль, - это значит развращать детей. 

                              Любовь деспотическая.

      Есть ещё одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.

   «Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девятиклассника одной из школ Кривого Рога Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям, - моет полы, посуду, чистит одежду и обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают…»

       Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить – чтобы умнее был и родителей уважал.

       Гнусный деспотизм невежественных родителей – это одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и в человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков, маленький человек ожесточается.

       Был сын маленьким мальчиком – был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком – стал грубым, своенравным. Почему это происходит?

        Причина этого явления – в неумении родителей пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка,  и с тончайшим своим инструментом – родительской властью – надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё нетвёрдого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие – неокрепшее желание быть хорошим  лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти в душе ребёнка.

         Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотическое самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребёнка быть хорошим. Помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. 

                                     Любовь откупа.

      Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. 

      Есть отцы, искренне убеждённые в том, что, обеспечивая все материальные потребности для детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия – что же вам ещё надо?

       Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец, откупиться…

      Мы имеем дело с небольшим числом отцов – людей, страдающих неизлечимым пороком – нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь. Почему речь идёт прежде всего об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездушное отношение к своим детям – далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое забором от общественных обязанностей.

       Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей – их окружает атмосфера духовной пустоты убожества. Они живут среди людей и не знают людей – вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего, ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

       Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми?

       Учить ребёнка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное  в трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.

         Дети – наши постоянные свидетели, где-то краем глаза они видят наше падение, срывы, провалы, как бы мы не старались это скрыть.

        Краем уха слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными людьми. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим непременно оставят след в поведении и мироощущении ребёнка, послужит примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. Об этом пишет средневековый поэт Себастьян Брандт:

                       Ребёнок учится тому.

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец.

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова. Легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

 

Ш.  Выступление психолога. 

         Анализ детских рисунков «Моя семья».

       Проведение  методик рисунка «Моя семья».

Цель: выявить отношение ребёнка к членам семьи, семейным делам и то, как он определяет своё место в семье.

      При анализе рисунка учитывается в первую очередь:

  • Содержательные аспекты

(анализ структуры рисунка семьи, отдельных её членов)

  • Различные стили рисования.

(количество детей, цвета)

  • Анализ процесса рисования

(последовательность, затраченное время, комментарии). 

        Примерная схема интерпретации. 

  Ребёнок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно, он не рисует тех, с кем находится  в конфликтных отношениях. Расположение членов семьи часто указывает на стиль взаимоотношений. Так, важным показателем психологической близости является расстояние между членами семьи. Иногда между членами семьи рисуются разные предметы, которые служат как бы преградой между ними. Нередко можно увидеть, что отец сидит, спрятавшись в газету, около телевизора, мать чаще на кухне. 

  Общая деятельность семьи (все читают, делают уборку, мастерят), как правило, свидетельствует о благоприятных семейных отношениях. Иногда дети рисуют фигуры очень маленькими и располагают их на нижней части листа. Это может говорить о депрессивности ребёнка. На некоторых рисунках больше вещей, чем людей, - это может свидетельствовать об эмоциональной озабоченности ребёнка, его тревожном состоянии. 

  Считается, что более детально, кропотливо ребёнок рисует фигуру самого любимого человека. И наоборот, если он изображает кого-либо в общих чертах, небрежно, означает, что он отрицательно кнему относится. Отношения конфликтности часто сопровождается штриховкой, стиранием.

   Важное диагностическое значение имеет неадекватная величина фигуры. Если ребёнок рисует младшего брата очень большим, даже больше родителей, - это может говорить об исключительном внимании, которое оказывается ему в семье. Иногда можно наблюдать, как рисунок совмещает в себе разные стили. Чаще рисовать начинают с того, к кому лучше относится художник. Следует отметить, что психологами разработана специальная подробная схема анализа такого рисунка, поэтому для анализа рисунков лучше пригласить специалиста. 

   В заключение выступления психолог раздаёт родителям карточки (визитки) 

          

              Уважаемые родители!

Если у вас и ваших детей возникли проблемы…

Если вы перестали понимать друг друга…

Вам стало сложно общаться…

Вы не знаете, как наладить взаимоотношения…

Вам нужна помощь..

 

                             Школьный педагог-психолог

                                      

                                             ждёт вас.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первые проблемы подросткового периода Материалы к родительскому собранию

Слайд 2

Цель Познакомить родителей с основными психологическими особенностями подросткового возраста. Обсудить проблемы общения родителей с детьми. Ознакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.

Слайд 3

Ваш ребенок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определенные изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребенка на жизнь, его ценностные ориентиры.

Слайд 4

Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия.

Слайд 5

Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Поддержка семьи вашему ребенку сейчас очень важна. Ему как никогда нужны ваше тепло и забота, понимание и доверие.

Слайд 6

Кто виноват? "Вдруг" ничего не случается! И это главное, что нужно понять. Как говорят психологи, становление подростка как личности проходит в несколько этапов. И, скорее всего, если поведение сына или дочери вас сильно огорчает, следует пересмотреть стиль собственного воспитания. Вероятно, вы упустили какой-то важный момент. Не заметили, когда ваш авторитет, ласка, строгость или просто внимание остро требовались ребенку...

Слайд 7

К сожалению, такого рода конфликты легко трансформируются в ситуацию "поздно пить "Боржоми". Но, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен. Просто будьте предельно внимательными в так называемые "пиковые" этапы взросления подростка. По большому счету их всего два...

Слайд 8

Этап первый – 10-13 лет: «Оставьте меня в покое!» Ребенок в этот период переживает гормональную перестройку организма. Он быстро утомляется, ему часто хочется побыть одному. Но в это же время необходимо закрепить за собой авторитет, ведь от того, как он покажет себя, зависит его "статус" в среде сверстников. Значит необходимо бывать "на людях". И что же происходит?

Слайд 9

Желание одиночества и невозможность этого приводит к конфликту в душе подростка - он капризничает, становится раздражительным, может обронить резкое словцо. Свободное время он проводит не как раньше - с родителями, а в компании друзей. Авторитет какого-нибудь Коли становится важнее, чем мнение отца.

Слайд 10

Типичная ошибка родителей Многие мамы и папы, памятуя о том, как еще пару лет назад их медвежоночек был плюшевым и послушным, пытаются вернуть былую идиллию, сажая ослушника на "короткий поводок". Они заставляют его бросить компанию сверстников, навязывают свое общество и доказывают, что "Коля двоечник и хулиган", могут и накричать в порыве эмоций.

Слайд 11

Стоит ли удивляться, если "медвежоночка" после этого дома будет не сыскать, а убежденность в том, что "друг Коля" лучше папы (хотя бы потому, что во всем его понимает), только укрепится.

Слайд 12

Что делать? Неплохо в этой ситуации пригласить домой его приятелей. По крайней мере вы сможете составить о них какое-то мнение.

Слайд 13

Этап второй – 14 - 15 лет: «Не учите меня жить!» Гормональный фон постепенно выравнивается, но появляется переизбыток энергии, который срочно нужно куда-то девать. Подросток в этом возрасте живет по принципу "сила есть - ума не надо". Столь же прямолинейна и его логика, он делит мир только на "хорошее" и "плохое " … Но об этом мы поговорим с вами позже...

Слайд 14

Внимание, только внимание! Универсальные советы на каждый день . Самая главная ошибка родителей (и, к сожалению, самая типичная) - усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Крайне вредное заблуждение!

Слайд 15

Знаете ли вы, что изменения во внутреннем мире подростка специалисты-психологи сравнивают... с процессами, происходившими в Европе начала XVIII - XIX веков? Тогда спокойное существование многих людей было уничтожено революциями и войнами, а место классической культуры занял бурный и страстный романтизм.

Слайд 16

Так вот подростки, по мнению ученых, - те же романтики, только страсти кипят у них в душе. Но, в отличие от писателей и художников, они не умеют рассказать о том, что творится с ними.

Слайд 17

Вот почему они бывают такими раздражительными, хамоватыми, злыми, плаксивыми, наглыми и самонадеянными. И напрасно родители задают сакраментальные вопросы типа "почему" и "как ты мог" - подросток и сам не знает ответа. Часто все происходит помимо его собственной воли. И только родители, а не "друг Коля", способны удержать его от глупостей, не дать потеряться в этом мире.

Слайд 18

Поэтому: Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка. Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откро-венности.

Слайд 19

Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол или спойте под гитару. Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте.

Слайд 20

Помогайте, когда он просит вас об этом. Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д. Делитесь своими чувствами. Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю слезам, крикам, угрозам.

Слайд 21

Чаще используйте приветливые фразы. Например: "Мне хорошо с тобой", "Я рада тебя видеть", "Мне нравится, как ты...", "Я по тебе соскучилась", "Давай (посидим, поделаем...) вместе", "Ты, конечно, справишься", "Как хорошо, что ты у нас есть"...

Слайд 22

Обнимайтесь! Не менее четырех, а лучше восьми раз в день. В проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы.

Слайд 23

Что остаётся? Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.

Слайд 24

Такая предсказуемость поможет спокойному и доброжелательному общению. Тогда, став действительно взрослым человеком, он не потеряет уверенности в том, что лучшие друзья - это родители. Ведь именно они в трудную минуту поддержали, смогли понять и принять.

Слайд 25

Наградой вам будут доверие, уважение и любовь. А это так важно…

Слайд 26

Использованные источник и http://www.psychologov.net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».

Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...

Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"

Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...

методическая разработка родительского собрания

Родительское собрание "В 21 век -  без наркотиков". Рекомендуется для классных руководителей старших классов...

Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"

Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"

Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...

Методическая разработка родительского собрания

Материал к родительскому собранию...

Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".

Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...