Интервью для районной газеты «Сельские зори»: «Воспитать личность 21 века»
материал на тему

Елена Сергеевна Кононыхина

В интервью затрагиваются вопросы, которые волнуют родителей учащихся начальной школы  при обучении по новым стандартам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интервью для районной газеты «Сельские зори» (2013 год):

«Воспитать личность 21 века»

1 сентября прошлого года в Росси началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладевать умением учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определенных личностных характеристик. Особое внимание в современной системе образования уделяется обучению школьников иностранному языку, который в 2020 году планируют сделать третьим обязательным экзаменом для выпускников средней школы. Мы побеседовали с руководителем методического объединения учителей ИЯ Троснянского района Еленой Кононыхиной и задали ей интересуюшие наших читателей вопросы.

- Елена Сергеевна, расскажите, пожалуйста, сложным ли оказался переход преподавателей иностранного языка образовательных учреждений Троснянского района на новый государственный стандарт второго поколения в их педагогической деятельности?

- Меня не покидает ощущение, что новый ФГОС не такой уже и новый, и в методике обучения английскому языку это всё давно известно и в основном применялось на уроке. Коммуникативную компетенцию мы всегда развивали на наших уроках, а теперь это придётся делать учителям других предметов. С литературой и с фольклором знакомили, так как это наш материал. О жизни сверстников нашим учащимся мы тоже рассказывали. О родной стране говорили(в примерной программе это все было). Интересно было бы проанализировать, как кто видит, что в новом ФГОС в отношении обучения английскому языку есть такого, что не делали раньше? Разве что развитие информационной и компьютерной компетенции. И ещё по поводу иностранного языка и ФГОС. Я дано заметила, что учителям иностранного языка на курсах (если это качественные курсы) и в современных учебно-методических комплексах дают методику, которая на несколько шагов опережает других учителей-предметников. Поэтому не удивительно, что ‘иностранцы’ легко адаптируются к новым условиям.

 - Действительно, с проектной деятельностью учителя иностранного языка познакомили своих учеников давно. А их коллегам только предстоит основать этот вид работы. Существуют ли трудности в современном преподавании иностранного языка в школе при  переходе на новый стандарт?

- Да, без определённых проблем не обошлось, и это объяснимо – не ошибается только тот, кто ни чего не делает. У многих педагогов вызвали тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задает учитель, реализующий федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

- Изменились ли взаимоотношения учителя и ученика в ходе нововведений в современном процессе освоения знаний, умений, навыков? Надеюсь, иностранный язык по-прежнему является любимым школьным предметом для многих детей?

- Различаются, прежде всего, деятельность педагога и ученика на уроке. Ученик из присутствующего и пассивного исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. ‘ Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил       этим самостоятельным процессом и давал для него материал’ – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий вдохновляет». Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связанна с мотивацией учения. Мотивация учения напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые бы моделировали жизненные ситуации.

- Как маме выпускника начальной школы мне хотелось бы узнать, является ли тот багаж навыков, который дети получают, изучая иностранный язык со второго по четвёртый класс, фундаментом для последующих этапов обучения?

- Уважаемые родители, всем вам известны трудности из начальной школы в основную школу, которые выражаются, а неготовности пятиклассников к овладению иностранным языком в новых условиях. Неготовность и трудности связанны с тем, что пятиклассники не умеют самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать прогресс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. По свидетельству педагогов, у пятиклассников плохо сформированы технические навыки чтения и письма, они не умеют осмысленно читать( не умеют извлекать смысл из прочитанного) на иностранном языке, не умеют самостоятельно строить высказывания как в монологической, так и в диалогических формах, не способны удерживать цели своих речевых действий, не умеют адекватно оценить свою деятельность по овладению иностранным языком, у них не сформирована внутренняя положительная мотивация к его изучению. Подчас дети не настроены на общение и взаимодействие на иностранном языке в целом. Все это сводится к неспособности многих пятиклассников справляться с большим по сравнению с начальной школой объемом домашних заданий, к эмоциональной усталости.

- С какого, на ваш взгляд, школьного возраста необходимо приступать к изучению иностранного языка?

- Многие родители мне жалуются, что детям сложно изучать иностранный язык со второго класса, что это рано. Не рано, а по психологическим причинам очень даже вовремя. На самом деле, в программах отведено мало часов. Нужно хотя бы три часа с третьего класса и четыре-шесть – в среднем и старшем звеньях. В чем же причина перехода на новые стандарты? Дети, которые пришли в первый класс в начале 21 века, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2050 года. Каким будет тогда мир, сложно себе представить. Школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой пока ни кто не знает. Поэтому сейчас необходимо воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

- Каковы особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по иностранному языку?

- Основную роль в оценках по иностранному языку, характеризующих динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, играют четвертные и годовые контрольные работы, выполнение которых покажет, достигнуты ли планируемые результаты на той или иной стадии обучения. Эти работы включают задания на контроль сформированности коммуникативной  компетенции в четырёх видах речевой деятельности (чтение, говорение, письме, аудировании), а так же  на контроль навыков оперирования изученными лексико-грамматическими средствами. В конце обучения в начальной школе проводится итоговая контрольная работа, характеризующая уровень освоения учащимися основных формируемых способов действий в отношение к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Решение в формах проведения итоговой работы может приниматься учителем, методическим объединением или педагогическим советом школы. Итоговая оценка формируется из двух составляющих: результатов промежуточной аттестации (с учетом накопленной оценки – портфеля достижений, или портфолио) и государственной (итоговой) аттестации выпускников.  Причём первая составляющая свидетельствует о динамике индивидуальных достижений учащегося, а вторая - фиксирует не только знания, умения, навыки, но и уровень освоения основной образовательной программы. С точки зрения современных подходов к оцениванию, «оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио учеников начальной школы рекомендуется включать выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных как в ходе обязательных занятий, так и в ходе факультативов; систематизированные материалы наблюдений  (оценочные листы, материалы и листы наблюдений); материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Портфолио – это не только  современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач. Я согласна с мнением коллег, что система работы портфолио интересна сама по себе. Считаю, что эта форма оценивания работы ученика очень важна не только для него, но и для его родителей. Портфолио даёт возможность учителям и родителям общими усилиями направлять  ребёнка к успеху в учёбе и интересах. Фиксация даже самых маленьких достижений будет давать силы для дальнейшей совместной работы ребёнку, родителям и учителям. Чтобы это было так, надо, прежде всего, провести огромную подготовительную работу среди родителе и учителей. Не секрет что у некоторых учителей этот вид работы вызывает недовольство, потому что бумажная загруженность даёт о себе знать. Думаю, что пройдёт совсем немного времени, и мы оценим систему портфолио с лучшей стороны. Я в этом глубоко убеждена.

- Миссия современного учителя  - воспитать новую личность 21 века. Удастся ли справиться одному педагогу, или значимую поддержку должны оказать и родители, и государство?

- Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых педагогических находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовывать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде. Хотелось бы отметить, что стандарты можно рассматривать как трех сторонний договор между школой, государством и родителями. Каждый представитель сторон не влияет требования, но несет ответственность за общий результат – развитие ребенка.

Итак, уже можно говорить о первых результатах введения стандартов. Стандарт для детей: изменился характер деятельности учащихся – исследовательский, творческий, продуктивный, повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий; снизилась тревожность, повысилась мотивация к учению. Стандарт для учителей:  возрос интерес к ученику, семье, мнению о себе; активизировалось стремление к повышению квалификации и своего профессионального уровня, освоению новых технологий и средств обучения. Стандарт для родителей: повысилась заинтересованность родителей в участии в образовательной деятельности, управлении школой; изменился характер взаимодействия с учителем; появилась возможность родителям самим продолжать учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:Авторски...

Статья в районной газете Бокситы, №12 (126) 29 марта 2012 г. Соловьева Е.В.

Чтобы воспитать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях, любовь к спорту, на протяжении многих лет в Пикалевской школе №3 проводятся соревнования с участием родителей. Вот и 21 марта 2012 ...

Научно-исследовательская работа "Быт сельской школы середины прошлого века"

Научно-исследовательская работа выполнена учащейся 9 класса.Цель:  описать школьный быт 60-х – начала 70-х годов прошлого  века.Задачи:- познакомиться с краткой историей Крайчиковской ...

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ...

Статья «Школьный этап конкурса «Живая классика»» в районную газету «Ваша Звезда» Пввлоградского района Омской области

2 февраля  в Хорошковской СШ состоялся школьный этап  Всероссийского конкурса  чтецов прозы «Живая классика», в котором принимали участие обучающиеся 6 и 7 классов. Этот кон...

Статья в газете "Сельская правда"

Данная статья была написана для активной пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и оброне" в Боханском районе....