Православная культура – духовная основа воспитания подростков (интервью корреспонденту районной газеты)
статья по теме

Котуранова Н.Н.

Это интервью, данное корреспонденту районной газеты год назад, вызвало большой интерес читателей. Предлагаю его более широкой аудитории.

Упоминаемые в интервью материалы можно найти по ссылкам:

Авторский курс «Этика саморазвития»: http://etic.edusite.ru/

Методические рекомендации преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики»: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/metodicheskie-rekomendatsii-prepodavatelyu-kursa-%C2%ABosnovy-re

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intervyu_pravoslavnaya_kultura.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА – ДУХОВНАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

(интервью корреспонденту районной газеты «Наша жизнь»)

Котуранова Наталья Николаевна

преподаватель ОПК

МКОУ ДОД «Дом детского творчества»

Корр. Сейчас много говорится о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Вы уже не первый год участвуете в исследованиях по этой проблеме. Можете ли Вы охарактеризовать полученные результаты?

Н.Н. Да, проблемой нравственного воспитания молодёжи я занимаюсь с 2000 года, то есть уже более 10 лет. С 2002 года эти исследования были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом и Калужским региональным научным центром, и их результаты приобрели известность на федеральном уровне. На сегодняшний день обобщенный вывод я бы сформулировала так: наибольшую эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся даёт интеграция светского этического воспитания с духовным, основанным на религиозных ценностях. Нами был предложен авторский подход к получению этических знаний для возрастной категории старше 15 лет, реализацией которого стал интегрированный курс «Этика саморазвития». В процессе апробации этики саморазвития в различных учебных заведениях курс показал свою эффективность. Что касается духовного воспитания, то наши исследования 2010 года однозначно указывают на необходимость религиозного компонента. Ряд статистически доказанных выводов мы разместили в методических рекомендациях преподавателю курса «Основы религиозных культур и светской этики». Следует отметить, что основная часть исследований проводилась в нашем регионе (Калужская область), и большая часть выводов прямо указывает на предмет «Основы православной культуры». Поэтому именно этот предмет я бы  рекомендовала в качестве духовной основы воспитательного процесса.

Корр. Да, о введении ОПК говорится уже давно, и по этому поводу есть разные мнения. На кружке «Истоки», который Вы второй год ведёте на базе Дома детского творчества, изучается как раз материал по Основам православной культуры. Что вы думаете о введении ОПК в школьную программу?

Н.Н. Прежде всего по поводу разных мнений. Аргументированным я могу считать только то мнение, которое основано на знании содержания курса ОПК. Конечно, многие слышали, что ОПК – предмет культурологический, но немногие понимают отличие культурологического предмета от вероучительного. Культурологический предмет даёт только знания, а принимать их или нет в качестве мировоззренческих – решает сам обучающийся. Возникает вопрос: а зачем тогда нужны эти знания тем, кто не считает себя православным? Попробую объяснить на примерах. Сейчас 2011 год. А от чего идёт отсчёт лет? Ведь люди жили и в период, называемый «до нашей эры». Какое же невероятно важное событие послужило точкой разделения отсчёта времени? Это событие – Рождество Христово. Сейчас идёт 2011 год от Рождества Христова. Игнорировать этот факт просто невозможно, и большинство цивилизованных стран Рождество празднуют. В том числе и Россия. Так почему бы не узнать, что это за событие, которое так изменило ход истории, что послужило отправной точкой отсчёта новой эры? Или такой вопрос. Почему именно воскресенье – «красный день календаря»? Все ли знают, о каком Воскресении идёт речь? Или такая ситуация. Мама читает своему ребёнку сказки Андерсена. Сказку «Снежная королева». Большинство из нас слышали её в детстве в цензурированном варианте и самые пытливые невольно задавались вопросом: как могла слабая девочка собственными силами победить наделённое сверхъестественной силой воинство Снежной королевы? Любой психолог скажет, что такой вариант прочтения опасен формированием у ребенка склонности к переоценке собственных сил и неоправданному риску. В авторском варианте у Андерсена Герда начинает читать «Отче наш», и на помощь ей приходят ангелы, они-то и помогают девочке справиться с воинством Снежной королевы и согревают её на пути к Каю. И в таком случае ребёнок имеет право знать, что же это за молитва такая, что побеждает даже могущественное злое воинство? Ну ладно – сказки. А разве в школьной программе мало «непоняток», вытекающих из незнания православной культуры? Например, не имея необходимых знаний, совершенно непонятно, почему Маша в итоге отказалась убежать с Дубровским. Ведь он опоздал всего на несколько часов! Что это меняло? И только знание ОПК объясняет, какое значение для православной Маши имело свершившееся за эти несколько часов таинство венчания. И это всего лишь несколько примеров, а их множество.

Корр. Основным аргументом противников введения ОПК в школьную программу чаще всего является то, что в классе могут обучаться представители других религий. Ведь нужно учитывать и их права.

Н.Н. Насколько я знаю, в предлагаемом курсе ДНВ несколько блоков, в том числе и блоки по изучению других религий, и светская этика. Эти дети могут выбрать любой блок. Но мой опыт преподавания ОПК говорит о том, что исповедание другой религии совершенно не является препятствием для изучения Основ православной культуры. Получение знаний, позволяющих ответить на многие «почему?» по истории, литературе, да и в бытовых вопросах, при этом совершенно не предполагающее никакого изменения собственной мировоззренческой позиции, никоим образом не нарушают права обучающегося. В практике моего преподавания девушка, исповедующая ислам, не только с интересом слушала новую для неё информацию (и при этом находила немало аналогий в её религиозном учении), но и приняла участие в общероссийской олимпиаде по ОПК, причем весьма успешно. Вообще я думаю, что большинство страхов, возникающих вокруг введения ОПК, базируется не на реальном содержании курса, а на околоправославных суевериях, возникших в период религиозной безграмотности и к настоящему православию никакого отношения не имеющего.

Корр. Означает ли это, что преподавать ОПК сможет не каждый учитель?

Н.Н. Конечно, учитель ОПК должен быть достаточно компетентен, чтобы  дать настоящие знания, а не принимаемые за православие суеверия, и при этом не оказаться религиозным фанатиком. Наверное, преподаватель ОПК должен подбираться кадровой службой намного тщательнее, чем любой другой учитель, потому что ошибки, влияющие на душу ребенка, имеют более тяжёлые последствия, чем ошибки, влияющие на сумму его знаний.  

Корр. Кстати, о знаниях. При изучении любого школьного предмета предполагается, что полученные знания найдут практическое применение. Есть ли практическое применение знаний ОПК?

Н.Н. Конечно. Ну, прописные истины о том, что ОПК учит добру, милосердию, уважению к старшим я повторять не буду, как, впрочем, и то, что я уже сказала о роли ОПК в более глубоком понимании учебного материала. Я остановлюсь на двух не так широко известных аспектах практического применения знаний ОПК. Первый. Ни одного ребёнка невозможно оградить от встречи со смертью. Умирают близкие, не застрахованы от смерти и их ровесники. Насмотревшись фильмов про вампиров и зомби, при соприкосновении с реальной смертью ребёнок может «заработать» сильнейший стресс и массу фобий. И только если он знает, что на любую невидимую и непонятную опасность есть невидимая же, но вполне понятная защита, он застрахован от страхов подобного рода. В моей практике девочка, с которой безуспешно работали психологи, избавилась от такого навязчивого страха в процессе изучения ОПК. И второй аспект. Профессиональный. В современной России, кроме профессий космонавта и менеджера, есть профессии священника, регента, катехизатора, богослова. И есть учебные заведения, которые этим профессиям обучают. И есть учащиеся, которые готовятся к поступлению в эти учебные заведения. ОПК как предмет может внести существенный вклад в профессиональную подготовку этих учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков"

Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании подростков....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Доклад на тему:" Духовно-нравственное воспитание подростков"

Задача каждого педагога направить ребёнка, помочь разобраться,посеять зерно, которое обязательно прорастёт....

Интервью для районной газеты «Сельские зори»: «Воспитать личность 21 века»

В интервью затрагиваются вопросы, которые волнуют родителей учащихся начальной школы  при обучении по новым стандартам....

Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....

Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...