Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением
статья

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно стать формирование у подростков нравственного опыта, создание условий для осознания подростками необходимости переоценки своего поведения, что может помочь подросткам в этот исключительно сложный для них критический возрастной период обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duh-nr_vosp_dev._podrostk.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание

подростков с девиантным поведением

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Ни для кого не секрет: в настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сведенной до минимума оказалась воспитательная функция      системы     образования. Сегодня совершенно ясно, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом ныне деструктивна и разрушительна — с точки зрения развития личности, семьи        и      государства.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания обрела чрезвычайную значимость. Ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных. Необходимо достичь устойчивости не только социально-экономического, но и духовного развития. На это указывает и национальная доктрина образования. В этом основополагающем государственном документе, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, читаем: «Система   образования       призвана   обеспечить

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение   и  развитие   национальной    культуры;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих    высокой    нравственностью».                                            

Что же такое духовность?  Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.

Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [2,65].

Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа определяется как «… внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства, и т. п.», а также как «… совокупность характерных свойств, черт, присущих личности, характер человека».

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремлённый к социально – позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию. Духовный человек – это, - прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займёт российская культура в мировой цивилизации.

Что же такое нравственность?  Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.

 Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.  

  Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, 192]. 

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9,345]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23,414]. 

О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. 
              
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание. 

 Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности. 

Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.

Методы нравственного воспитания

             Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.

                Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. [23,78], в которой выделяют такие группы методов:

  • методы формирования сознания личности;
  •  методы организации деятельности;
  • методы формирования опыта общественного поведения;
  •  методы стимулирования поведения и деятельности. 
              В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у подростков сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
                    Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. 
                   Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей и личностных качеств обучающихся.

             Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, учащиеся легче постигают их сущность и значение.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Духовно – нравственное воспитание

Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • нравственного облика (терпения, милосердия, толерантности);
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушанию, доброй воли).

В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало так же духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объёмного восприятия мира, своего места в нём.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Принципы духовно-нравственного воспитания

Православно – христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, кризиса внутреннего мира человека. В этой связи, методологической основой духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения России становятся традиции православной культуры, представленные в различных аспектах:

- культурно – историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- нравственно – этическом (в контексте нравственного православно – христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми);

- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).

Духовно – нравственное воспитание опирается на следующие принципы:

  •  принцип доступности используемых средств, форм и методов;
  • опора на общественно – значимые и культурные ценности при выстраивании воспитательной деятельности;
  • принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
  • принцип сотрудничества.

Девиантное поведение

Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).

Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:

  •       Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
  •             Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
  • Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

 Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.

Известный социолог Мертон Р.К. считает, что «если ребёнок не может удовлетворить своих потребностей ни в творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведёт его к саморазрушению, как личности».

Дезадаптация подростков, проявляющаяся в несоблюдении норм и правил поведения, чаще всего является следствием или отражением семейного воспитания. Если семья не может быть опорой в организации воспитательного процесса, упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.

Как правило, в таких семьях формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых нравственных ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей ребёнка и вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к побегам из дома, бродяжничеству, потере интереса и мотивации к обучению. Другими словами, создаёт питательную среду для прямых асоциальных влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, т.к. многие семейные нарушения делают подростков более склонными к девиантному поведению.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и, связанные с этим, неудачи в учёбе, неумение строить взаимоотношения с социумом и, возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа подростков. Это сопровождается потерей смысла существования, проявлениям негативной девиации и преступности, как самой острой форме девиантного поведения подростков. Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация является актуальной проблемой, и эта актуальность имеет чётко выраженную тенденцию к росту.

Признаки девиантного поведения

  1. Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
  2. Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
  3. Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
  4. Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
  5. Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
  6. Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
  7. Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
  8. Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

   Классификация поведенческих девиаций

   Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

- нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):

- деструктивное поведение:

- внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):

- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),

      - антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);

       - внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

    В. Н. Иванов (1995) выделяет два уровня девиаций по уровню опасности для человека и общества:

  1. докриминогенный уровень — мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие серьёзной общественной опасности;
  2. криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем подрастающего поколения является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением.

Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, тоже накладывает отпечаток на формирование личности.

Отклонения от общепринятых социальных и морально – нравственных форм поведения ставят серьёзные задачи перед семьёй, школой и обществом в целом. Речь идёт о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой.

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно стать формирование у подростков нравственного опыта, создание условий для осознания подростками необходимости переоценки своего поведения, что может помочь подросткам в этот исключительно сложный для них критический возрастной период обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.

Список использованной литературы

  1. Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.
  2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов – на – Дону, 2005.
  3. Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М., 1993.
  4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2001.
  5. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)

Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс

   Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической  конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения"         ...

Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...