Человечность в поведении животных и нечеловеческое поведение людей (роль анималистического образа в художественном произведении в формировании духовно-нравственного человека)
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему

Галина Николаевна Кожухова

Исследовательская работа по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovechnost_v_povedenii_zhivotnyh.docx56.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Муниципального образования «Холмский городской округ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Холмска

Секция: «Литература» / Литература учит

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Человечность в поведении животных

и нечеловеческое поведение людей»

(роль анималистического образа в художественном произведении в формировании духовно-нравственного человека)

images

Составитель:

Маркова Анастасия,

учащаяся 9А класса

Научный руководитель:

Кожухова Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

Холмск, 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из моих увлечений является чтение. Анималистическая литература – одна из любимых.

В школьной программе, к сожалению, ей отведено незначительное место. В начальной школе мы знакомимся с произведениями В.Бианки («Мышонок Пик»), К. Паустовского («Заячьи лапы»), А. Куприна («Белый пудель»), Киплинга («Маугли»). В 5-9 классах читаем рассказы Л. Андреева «Кусака», Джека Лондона «Белый клык», повесть Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». Некоторые рассказы помню ещё с детского сада (Л.Н. Толстой «Булька»). А ведь именно в детстве формируются духовно-нравственные качества: не случайно этот возраст педагоги и психологи называют «правильным», когда дети внимательно следят за «правдой» и «неправдой», расхождением между «словом» и «делом» взрослых и учатся жить как взрослые, подражая им во всём.

Чтение произведений, в которых главными героями являются животные, даёт возможность оказаться в прекрасном, но вместе с тем и драматичном мире природы, порассуждать о взаимоотношениях человека и природы, помогает познать себя и понять других. Такие книги учат сочувствию, сопереживанию, заставляют смеяться и плакать, думать и понимать окружающий мир,  показывают выход из тяжёлого положения.

Тема исследования «Человечность в поведении животных и нечеловеческое поведение людей». Она определяется жизнью, нравственными и безнравственными поступками детей и взрослых, необходимостью  воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей, истинного назначения человека как носителя разума и культуры.

     Почему выбрана именно эта тема?

«Чем больше я общаюсь с людьми, тем больше начинаю любить животных...», «Наша планета была бы замечательно прекрасной, если бы не было на Земле человека…» - подобные высказывания я слышала не раз. Неужели то зло, которое есть в мире, несёт человек? Существо разумное, но часто ведущее себя, как безумное? Когда же человек одумается и встанет на путь истины?.. Что может ему помочь? Факторов влияния на человека, формирования духовно-нравственных качеств личности много. Огромная роль отводится литературе. Но проблема в том, что её сегодня мало кто читает. Актуальность темы очевидна.

Цели работы: получение нового научного знания, выявление роли анималистического образа в художественном произведении как показателя духовного состояния общества, как маркера человечности, гуманизма, нравственной морали; через изучение, сопоставление поведения людей и животных в художественных произведениях и жизненных ситуациях показать, что человек часто ведет себя бесчеловечно, а животные - по-человечески.

Достижение поставленных целей осуществлялось через следующие задачи:

  1. Найти информацию (художественные произведения, словари, жизненные ситуации, Интернет) по теме, её изучение и анализ.
  2. Выбрать содержание, провести сравнительную характеристику, сопоставить материал.
  3. Показать на примере произведений писателей-анималистов, что отношение к животным является показателем духовного развития человека (общества).  
  4. Провести анкетирование среди педагогов и учащихся 8-10-х классов МБОУ СОШ №8, выявить осведомлённость учащихся об анималистической литературе, её роли в нравственном развитии человека (общества).
  5. Обобщить полученные результаты и представить их на НПК.
  6. Подготовить информацию в СМИ (школьная газета «Диалог», выступление на школьном радио), организовать совместно с научным руководителем и провести диспуты, философские столы по теме на уроках литературы, классных часах в 8 – 10 классах.  

Период исследования: ноябрь 2013г – март 2014г.

Объект исследования: роль анималистического образа в формировании духовно-нравственной личности

Предмет исследования: анималистический образ в художественной литературе, нашей жизни, «человечность» в поведении животных и бесчеловечность поведения людей.

Гипотеза: предполагается, что, с одной стороны, анималистические произведения являются средством духовно-нравственного воспитания, формирования таких человеческих качеств, как доброта, сострадание, милосердие, сочувствие, любовь и др.; с другой, незначительное количество учащихся знакомо с анималистическими произведениями и читает их.

Этапы:

I этап – вводный –  (сентябрь - ноябрь 2013)

II этап – основной – (декабрь-февраль 2014)

III этап – заключительный – (март 2014)

В процессе работы использовались следующие методы:

 1) Поиск анималистической литературы и работа над текстами произведений (синтез и анализ, приём контекстного анализа, обобщение, классификация).

 2) Изучение критических статей по данному вопросу, наблюдение за поведением людей и животных по отношению друг к другу.

 3) Работа со словарями, Интернет.

 4) Систематизация собранного материала.

 5) Составление сопоставительной таблицы «Человеческое поведение» животных и    нечеловеческое поведение людей»

6) Составление анкеты и анкетирование учащихся 8-11 классов, учителей СОШ №8.

7) Составление таблиц, диаграмм, формулирование выводов

Источники работы.

Наше исследование построено на основе произведений  Г. Троепольского, Л. Андреева; словаря В.И. Даля; Интернет-ресурсов. Данная литература для изучения выбранной темы необходима, так как она представляет интерес и значима для освещения вопроса и с нравственной точки зрения, и с художественной. В ходе исследования было выявлено, что на фоне многих исследовательских работ (Лосев А.Ф. «Очерки античного символизма и мифологии», М., 1993) о роли анималистического образа в художественной литературе совсем немного сопоставительных исследований и выводов о поведении в типичных ситуациях людей и животных.

Новизна и практическая значимость данного исследования в привлечении внимания учащихся МБОУ СОШ № 8 к проблеме, обсуждении её с учащимися 8-10 классов, проведении сравнительного анализа «человеческого поведения» животных и нечеловеческого поведения людей,

в поиске путей формирования нравственного сознания у учащихся, таких качеств как любовь, преданность, милосердие, чуткость, доброта, верность.

Практическая значимость работы заключается в том, что её можно использовать для разработок факультативов, спецкурсов по русской литературе, при углубленном изучении литературы, проведении классных часов и др.

«ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ» В ПОВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ И НЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ.

В ходе исследования было установлено, что в литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек «проверяется на человечность» отношением к животному. Изображение жизни людей через образы животных – одна из главных задач анималистического жанра в художественной литературе [].

Основная мысль каждого из анималистических произведений – единство человека и животного, желание найти утраченную гармонию между человеком и природой.

Часто в нашей речи звучат слова «человеческое» и «человечное». Это паронимы, слова очень похожие, имеющие один корень, но не синонимы.

За лексическим значением каждого из них  решила обратиться к Толковому словарю С.И. Ожегова [5] и И.В. Даля [3].

«Человеческий – относящийся к человеку (человеческий вид, облик).

«Человечный – доброе свойство (милосердие, сочувствие, любовь к ближнему) (Даль И.В.)

         «Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный».

«Человеческий – то же, что человечный» (Ожегов С.И.).

 По- другому это выглядит так: ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ=ЧЕЛОВЕЧНЫЙ.

Значит, «человечный» и «человеческий» - это одно и то же?

Значит, сегодня эти слова синонимы? И каждому человеку по природе своей свойственна человечность, т.е. добрые свойства? К сожалению, человечность порой бывает свойственна чаще животным, не людям. 

Мы привыкли к ошибочной мысли, что человек – владыка, а природа - служанка. Но, к сожалению, такое отношение приносит только вред и живой, и неживой природе. Именно об этом пишет Гавриил Николаевич Троепольский в повести «Белый Бим Чёрное Ухо», рассказывая  трогательную историю об охотничьей собаке, всем сердцем преданной своему хозяину [6]; о Кусаке, бездомной собаке, претерпевшей в своей жизни много унижений и страданий от людей, пишет Леонид Андреев в одноимённом рассказе [1]; о необходимости друг другу, потребности в помощи как человека, так и собаки история удивительной Веры [4] .

Кажется, судьбы Бима и Кусаки совершенно разные. Но это только вначале. В судьбу каждой вмешается человек, и «благодаря» такому вмешательству собаки погибнут…

Много страданий выпадет на долю Бима, не подозревавшего об истинной сути человеческой природы. Автор говорит о том, что человек лишь тогда может называться так, когда в основе его нравственности лежат подлинно гуманистические идеи и начала. Истинная доброта не нуждается в громких фразах. Она проста и скромна, неотделима от других высоких свойств человеческой души. И писатель убедительно доказал это, показывая на пути Бима к хозяину и благородных, и тех, кто живет по законам паразитизма

Одна останется и Кусака. Отъезд людей буквально сразил собаку. Теперь её одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у неё были искренние друзья, дом, еда,— а теперь Кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям... Всё возвращается в её жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. Страшным воем Кусака выражает своё горе. “Собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И потому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвётся к свету сама беспросветно-тёмная ночь...”

Бим  умирает, от такой же неизбывной тоски, одиночества, боли умрёт  и Кусака. Но бывает так, что именно боль, беда делает человека сильнее, да и не только человека…

Cобака-инвалид по кличке Вера своим примером вдохновляет многих людей. Несколько лет назад, когда Вера была еще щенком, её подобрала учительница из Оклахомы Джуд Стрингфеллоу. Метис чау-чау потерял передние конечности. Нашедшие люди поразились силе характера собаки, ведь выжить на улице инвалиду не так просто. И кличка щенку подобралась сразу – «Faith», что значит – “Вера”. Безлапый метис чау-чау быстро освоился в доме приютивших его людей, окреп, а со временем даже научился ходить на задних лапах! Теперь Вера ходит почти «по-человечески», да и обязанности у неё теперь совсем не собачьи. Вера – знаменитость со множеством обязанностей: за день ей нужно успеть побывать в ток-шоу, забежать в школы, больницы, пообщаться с телевизионщиками. Основной целью для Веры стала моральная помощь и поддержка людей, попавших в беду, как она когда-то. Своим собственным примером эта собака доказывает, что всё в этой жизни возможно, главное, верить в себя. Вид этой собаки, спокойно прогуливающейся по улицам города, приводит некоторых людей в замешательство. Она весело машет хвостом, позволяет себя приласкать. И с любопытством рассматривает то, во что утыкается её нос.

“Я уверен, что если собака может проделать такое, то может и человек. Её пример может заставить людей чувствовать себя способными совершать подобные поступки, преодолевать себя…” – говорит Григорий С. Хаммер, президент американской Ветеринарной Медицинской Ассоциации.

А Вера ничего не говорит, просто своим примером показывает, что за жизнь надо бороться, не впадать в отчаяние от постигшей тебя беды и … вселяет в людей веру, что всё обязательно получится.

Кажется, в случае с Верой мы должны говорить спасибо только человеку, взявшему на себя заботу о больной собаке. Но Вера не остаётся безответной: она приносит пользу огромному количеству людей, вселяя в них веру и надежду. Только человеческие качества собаки: верность, благодарность, трудолюбие, сила воли – помогают выжить ей и больным людям.  

        Перед нами истории жизни трёх собак, демонстрирующих своим поведением,  верность, ум, интеллигентность, заботу, внимание, трудолюбие, бескорыстие, любовь. К сожалению, не про всех людей, встретившихся этим собакам, можно сказать то же.  

Кого можно назвать другом? Каким он должен быть? Навсегда остаться в сердце, словно след от самых ярких моментов в твоей жизни?

Друг – это всегда человек?

А можно назвать другом домашнее животное? Ведь эти любимцы чаще всего и оказываются рядом с тобой и в самые трудные моменты, и в минуты радости. Это они очень тонко чувствуют твоё душевное состояние и готовы спасать, помогать, ждать.

 «Человеческие» качества Бима, Кусаки и Веры:

         Собака в повести сочувствует – это одна из форм проявления человеколюбия, понимания чувств и мыслей другого человека. Сочувствие – это одно из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств человека как общественного существа.

Верность  – моральное качество, присущее нравственной личности, характеризующее его линию поведения. Верность – непременное условие совместной деятельности людей. Нарушение верности способствуют измене и вероломству.

«Человечность» – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому. Это моральное качество, присущее только человеку.

 Все эти качества в собаке (Биме, Кусаке, Вере) проявляются в большей степени, чем в людях. Этим «человеческим» качествам собаки противопоставлены такие качества людей, как равнодушие, жестокость, подлость не только по отношению к «низшему» существу, но и по отношению к себе подобному – человеку.

Автор делает вывод: иногда животное оказывается лучше людей, и в нем проявляются настоящие человеческие качества. Бим  и Кусака переживают настоящие человеческие чувства: радость, сострадание, боль. Как ни прискорбно, но именно собака является носителем морального кодекса в этих произведениях.

Судьба Бима и Кусаки поучительна: их чистая душа зверя, как лакмусовая бумажка, показала человеческие пороки, основанные на корысти, жадности, равнодушии. Нас не оставляет острое ощущение вины человека перед преданной беззащитностью домашнего зверя.

Ждать… Так, как ждал своего хозяина Белый Бим Чёрное ухо из одноимённой повести Троепольского, написанной в 1971 году. Столько лет прошло с момента написания этой книги, а герои её продолжают жить, волновать нас и радовать, заставляют надеяться, огорчаться, верить.

          Зачем люди читают книги с глубоким смыслом и многотонной моралью, о доброте, заботе, любви  и преданности? Может, они ищут эти чувства в книгах, потому что им не хватает их в реальной жизни?

Главная задача литературы: формирование доброты, человечности, духовно-нравственной личности. Данные произведения рассматриваю именно с этой точки зрения – формирования духовно-нравственной личности.

В ходе работы была составлена сравнительная таблица (приложение № 1), в которой показано поведение людей и животных. Очень часто человек поступает по отношению к другому человеку, животному жестоко. Часто человеком руководит не разум, а инстинкты, и тогда поступки человека престают быть человеческими.

В ходе практической части исследования  была составлена анкета и проведено анкетирование среди учителей и учащихся 8 - 10 классов (приложение №2). Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что исцеление души человеческой вполне реально. Пусть и панацеей будет обычная книга…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в ходе исследования получены новые научные знания, выявлена роль анималистического образа в художественном произведении как показателя духовного состояния общества, маркера человечности, гуманизма, нравственной морали. Через изучение, сопоставление поведения людей и животных в художественных произведениях и жизненных ситуациях показано, что человек часто ведет себя бесчеловечно, а животные - по-человечески.

Для достижения поставленной цели была изучена теоретическая основа темы, литературный опыт, использованы исследовательские методы, Изучение сюжетной линии повестей позволило прийти к следующим выводам:                                              

 - анималистический жанр – это произведение, где животные очеловечиваются до такой степени, что оказываются поводом для рассуждения о человеческих проблемах и нравах;                                                - анималистический образ в художественном произведении - образ животного, обладающего человеческими качествами, человеческой психологией, созданного для раскрытия идейного замысла, маркер человеческой морали, уровня духовного благополучия общества;

- судьба собаки – это показатель уровня духовного развития социума; мученичество и смерть собаки «просветляют» и очищают косное, гнетуще-безысходное социальное пространство, в котором пес прожил свою короткую жизнь;

- если человек будет по-другому относиться к животному, если будет читать художественную литературу, поднимающую проблему духовно-нравственного воспитания личности, он обязательно станет человечнее по отношению к животным и людям.

Любовь, сострадание, верность, человечность - это смысл жизни любого существа. И может быть, если человек будет стараться изменить себя, свой образ жизни, своё отношение к окружающей природе, тогда он поймет, что его жестокость по отношению к другому живому существу (человеку, животному), обернётся против него же, вернётся бумерангом. И только изменив мир в лучшую сторону, человек поймёт, что слова «человеческий» и «человечный» - одно целое.

Несомненно, тема актуальна, поднимать вопросы человеческого отношения к окружающему миру необходимо ежедневно, ежечасно, ведь подготовиться к неожиданной встрече с проблемой выбора поведения в критической ситуации невозможно, а это значит, что формировать в себе толерантное отношение к тем, кто вокруг тебя, следует постоянно. Так хочется стать автором постоянной рубрики в школьной газете, в муниципальной  прессе, посвященной братьям нашим меньшим, ведущим на телевидении, чтобы разбудить в людях доброту, сострадание, милосердие.

Милосердие – необходимая составляющая нашей жизни, ибо «суд без милости не оказавшему милости».

Ведь хороших людей больше…

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Г.Н. Троепольский

«Белый Бим Чёрное ухо»

Л. Н. Андреев

«Кусака»

Герои:

Человек

Животное

1.Иван Иванович –

хозяин Бима, фронтовик.

2.Тетка - зловещая тетка, соседка по дому, двору.

3.Серый - «серый дядька», живший по соседству с Иваном Ивановичем, пьяница.

4.Матрена – женщина, работающая на железной дороге.

1.Бим

1.Лёля – девочка 13 лет, дочь хозяйки усадьбы.

2.Прохожий – пьяный мужчина, выместивший на собаке свою злобу на мир.

1.Кусака

Тема,

 идея

 произведения

Эта повесть о благородстве души и подлости, преданности и предательстве, верности и вероломстве, честности и лжи, бережном отношении к матери-природе и варварском хищничестве.

Автор стремится убедить читателей, что животные тоже способны чувствовать любовь, преданность по отношению к хозяевам и вправе требовать взаимности.

Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом рассказе «Кусака» тему милосердия, сострадания. Изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям.

Характеристика

героев:

Человек

Животное

1.Иван Иванович –

хозяин Бима, фронтовик - добрый, заботливый, внимательный, сочувствующий, любящий. Бим для Ивана Ивановича – единственный друг, ставший самым родным существом после смерти жены.

2.Тетка - зловещая тетка, соседка по дому, двору – злая, лживая, завистливая женщина, неспособная сочувствовать, сострадать, замечающая только себя, свои проблемы, готовая обвинить любое живое существо и причинить ему боль.

3.Серый - «серый дядька», живший по соседству с Иваном Ивановичем, пьяница – лгун, жестокий, бессердечный человек. Понять боль другого, даже если это собака, он не может, в нем не осталось ничего человеческого.

4. Матрена – женщина, работающая на железной дороге – добрая, любящая. Матрена видит, что Биму плохо, она понимает его боль, тоску, страдания, готова помочь и помогает.

1.Бим – преданный до последней минуты своей жизни. Ждал и верил, что хозяин вернется. Обладает главными человеческими качествами: способностью сострадать, ждать, любить.

1. Лёля – девочка 13 лет, дочь хозяйки усадьбы -  сначала ухаживала, кормила, играла с Кусакой, подарила шанс на новую жизнь, другую, в которой есть друг, хозяин, дом. Лёля не готова отвечать за судьбу Кусаки до конца, она разрешает уговорить себя отказаться от собаки, взять себе нового маленького щенка. Нет никакой гарантии, что Лёля не оставит без попечения, заботы и эту собачку.

2.Прохожий – пьяный мужчина – злой, жестокий человек, у которого вместо человеческих качеств (любви, сострадания) остались одни животные инстинкты (бить, выживать с помощью силы).

1.Кусака – бездомная собака, разуверившаяся в человеке, запуганное, озлобленное, забитое, голодное существо. Больших трудов стоило ей поверить в человека, его добро, внимание.

Что произойдет с Кусакой, когда Лёля уедет?

«Собака выла - ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь…» Сможет ли она поверить еще раз?..

«Человеческое поведение» животных

 Верность, преданность, сочувствие, умение ждать.

Надежда, верность,

служение, готовность радовать.

Нечеловеческое поведение людей

Равнодушие, отсутствие совести, жестокость, злоба, предательство.

Равнодушие, отсутствие совести, жестокость, злоба, предательство.


                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА

  1. Знакомы ли вы с термином «анималистическая литература»?
  2. Какие книги на эту тему Вы читали? 
  3. Приходилось ли Вам быть свидетелем нечеловеческого отношения людей к людям, животным?
  4. Читали ли Вы произведения о таком отношении к животным, людям?
  5. Считаете ли Вы, что люди под влиянием этих книг могут стать добрее?

Выводы:

В анкетировании приняло участие 100 учащихся и педагогов.

  1. с термином «анималистическая литература» знакомы 85%
  2. книги на эту тему читали 54% 
  3. были свидетелем нечеловеческого отношения людей к людям, животным 67%
  4. читали произведения о жестоком отношении к животным, людям 54%
  5. считают, что люди под влиянием этих книг могут стать добрее 62%

Анкета № 2 (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)

  1. Понравилось ли вам это произведение?
  2. Какие чувства вы испытываете при описании сцен жестокого обращения с Кусакой?

- безразличие________

- равнодушие________

- жалость________

- сострадание________

  1. Что бы вы хотели изменить в поведении действующих лиц, причиняющих зло Кусаке?
  2. Чему учит это произведение?
  3. Какие выводы ты сделал для себя?

В анкетировании приняли участие _____ уч-ся   ________классов.

Ответы:

1. Понравилось ли вам это произведение?

 «да» – 22 ; нет 0

2. Какие чувства вы испытываете при описании сцен жестокого обращения с Кусакой?

    жалость -18;

    сочувствие - 9;

    сострадание - 11,

    ненависть к Лёле - 6,

    гнев-  4,

    обида -15,

    грусть - 4.

3. Что бы вы хотели изменить в поведении действующих лиц, причиняющих зло Кусаке?

 («не оставлять собаку одну», «относиться к животным по-человечески», «Кусаку нужно было взять с собой», «быть ответственным за свои поступки»).

4. Чему учит это произведение?

 («Жизни», «нести ответственность за то, что ты делаешь», «не бросать любимых», «мы в ответе за тех, кого приручили», «любить и уважать братьев наших меньших», «состраданию»).

5. Какие выводы ты сделал для себя?

 «Я понял, что нельзя полностью доверять людям», «Люди жестоки по отношению к животным», «Никогда нельзя бросать дорогих мне людей, животных», «Нужно беречь чувства окружающих», «Нужно думать, прежде чем заводить животных», «Человек не должен быть хладнокровным и злым».

   Выводы:

1.Анализ результатов анкетирования позволил сделать вывод о том, что исцеление души человеческой вполне реально. Пусть и панацеей будет обычная книга…

2. Роль анималистического образа в художественном произведении в формировании духовно-нравственного человека велика.

                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Маркова Анастасия

Сочинение «Настоящий друг всегда рядом».

Кого можно назвать другом?

Каким он должен быть?

Навсегда остаться в сердце, словно след от самых ярких моментов в твоей жизни?

Друг – это всегда человек?

 А можно назвать другом домашнее животное? Ведь эти любимцы чаще всего и оказываются рядом с тобой и в самые трудные моменты, и в минуты радости. Это они очень тонко чувствуют твоё душевное состояние и готовы спасать, помогать, ждать.

Ждать… Так, как ждал своего хозяина Белый Бим Чёрное ухо из одноимённой повести Троепольского, написанной в 1971 году. Столько лет прошло с момента написания этой книги, а герои её продолжают жить, волновать нас и радовать, заставляют надеяться, огорчаться, верить.

Бим – верный и преданный друг. Этот чудный и трогательный пёс, с неприемлемым для данной породы окрасом, до последней минуты своей нелёгкой жизни ждёт хозяина, попавшего в больницу в результате тяжёлой болезни, и до последнего надеется увидеть родные глаза и услышать дружелюбный голос своего лучшего друга. Но судьба распоряжается иначе.

Эта книга не только о собаке, преданной, верной, это книга о добрых и злых людях. Мы не задумываемся о своём будущем, живём и радуемся сегодняшнему солнцу, удачам, улыбкам, встречам. Если сегодня хорошо, то так не хочется думать о том, что будет завтра. Тем более не будет думать о завтрашнем дне собака. А он настаёт. И не всегда светлый и радостный. Три года весёлого, дружелюбного общения с хозяином были для Бима светлым «сегодня». Чёрные дни начались для Бима после болезни хозяина-друга. Иван Иванович уехал, что-то сказав на прощание своему питомцу. Ждать оставалось невыносимо, и Бим решается в одиночку пойти на его поиски.

И вот тут начинаются его встречи с добрыми и злыми людьми.

Троепольский заставляет нас вместе с полюбившимся псом пройти через все испытания, заставляет наше сердце трепетать, волноваться, надеяться, разрываться от безысходности, горя. Зачем столько мучительной боли вынуждает пережить собаку автор? Нас? Ведь мог он провести Бима через такие испытания, которые бы не лишили его последней капли надежды и сохранили жизнь? Как было бы здорово, если бы Иван Иванович открыл дверь фургона – а за ней Бим, радостный, лающий, живой!

Видимо, так нужно было, чтобы Бим умер.

Это необходимо, в первую очередь, нам, живущим сегодня людям, завтрашним поколениям. На примерах таких классических художественных произведений мы воспитываем в себе чувство сострадания, милосердия к тем, кто нуждается в нашей защите.

У меня есть собака.

Её зовут Кнопа.

И ей уже 13 лет.

И я её очень люблю.

                                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Роберт Рождественский

Дворовых собак по–особому холят

За то, что они,

На луну подвывая,

От будки до дома

Все ходят и ходят

Под гулкою проволокой.

Как трамваи…

Я их не тревожу.

Я с ними не знаюсь.

За это они меня вправе облаивать…

Но жалко читать мне

Спокойную надпись:

«Собак без ошейников

Будут вылавливать…»

За что их?

За внешность?

За клочья репейника?

За пыльную шерсть?

За неясность породы?

За то, что щенками доплыли до берега?

Доплыли и стали ошибкой природы?..

Собаки – изгои.

Собаки - отшельники.

Надрывней поминок.

Ребенка добрее.

Они бы надели любые ошейники,

Надели бы!

Если б ошейники грели.

За что их?

У них же - душа нараспашку.

Они ж в Человечество верят отчаянно!

И детское: «Мама, купи мне собачку…»-

В собачьих глазах застывает печалинкой…

И вот,- разуверившись в добрых волшебниках,

Последнюю кость, закопав под кустами,-

Собаки, которые без ошейников,

Уходят в леса.

Собираются в стаи…

Ты знаешь, у них уже волчьи заботы!

Ты слышишь: грохочут ружейные полымя!..

Сегодня мне снова

Приснятся заборы.

И лязги цепные за теми заборами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Статья об исследовательской деятельности в открытом образовательном пространстве как инструменте формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины....

«Исследовательская деятельность в открытом образовательном пространстве как инструмент формирования духовно-нравственного воспитания личности через изучение истории малой Родины. Люди и судьбы. Лица Ораниенбаума».

Исследовательская работа даёт возможность учащимся научиться мыслить самостоятельно, устанавливать причинно-следственные связи, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных обл...

Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...