Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.
статья по теме

Сохина Светлана Викторовна

Данный материал для классного руководителя, воспитателя образовательного учреждения, содержит опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль школы в формировании духовно-нравственного воспитания личности.

 Сохина С.В.

Попова О.М.

    Во все времена высоко ценилось духовно-нравственное воспитание. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о  молодежи. Задача современного образовательного процесса заключается в формировании гражданских качеств и идеалов у юношества, развития у него высокой нравственности.  Надо научить наше поколение выбирать такие ценности, которые несут в себе  пользу для него самого и для общества.  

  В   Новооскольской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида  уделяется особое внимание изучению проблем духовно-нравственного воспитания, как воспитания, формирующего внутренний мир личности.

  Нравственность, имеющая своим источником духовность, берет начало и  формируется  в семье с малых лет. Семья является  социальным институтом и посредником между человеком и государством, транслятором  общечеловеческих ценностей от поколения к поколению. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, где происходит его становление и развитие. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. К сожалению, дети, которых мы обучаем, воспитывались в основном в не благополучных семьях, поэтому школа, вынуждена  брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания.

Задача педагога – научить ребенка различать добро и зло, объяснить, кто и что стоит за этими понятиями, что ждет подростков в результате их нравственного выбора, научить реально оценивать свои возможности. В   педагогической деятельности для нас важное значение имеет духовное становление и рост наших учеников. Именно поэтому мы большое внимание отводим  формированию духовно-нравственных  ценностей на уроках и внеурочное время. Такая  работа особенно важна   в коррекционной школе: здесь происходит  восполнение, компенсация пробелов в социальном опыте детей с ограниченными возможностями  здоровья,   решается  целый ряд проблем, обусловленных аномалией развития, расширяются сферы общения и самореализации.

С целью формирования духовно-нравственных ориентаций в нашей школе проводятся праздники и мероприятия: праздник последнего звонка, День знаний, предметные недели, олимпиады, народные праздники (Новый год, Рождество, Масленица, и др.), единые классные часы (праздник славянских просветителей Кирилла и Мефодия, беседа о святителе Иоасафе, епископе Белгородском и др.). На своих занятиях мы используем различные формы и методы работы: проведение конкурсов, бесед, викторин, экскурсий, чтение литературы, встречи с  интересными людьми, просмотр видеоматериалов духовно - нравственного содержания.

         Формированию нравственной, эстетической культуры были посвящены единый классный час «Доброе слово железные ворота открывает», а в конкурсе стенгазет по этой теме  наш класс занял 3 место.  

Формирование ценностных ориентаций учеников на уроках и во внеурочное время связано не только с обеспечением учащихся определёнными знаниями (о добре и зле, истине, вере, красоте, благе, совести и т.д.), но и с созданием определённых нравственных ситуаций, в которых эти знания проявляются. У учащихся углубляется и расширяется объём таких понятий, как истина, совесть, доброта, любовь, патриотизм, мужество, долг, честь, семья, родители и т.п.

Воспитанию гражданственности, патриотизма, любви к Родине были проведены праздники посвященные дню Победы: о герое белгородской земли генерале Н.Ф. Ватутине, устный литературный журнал «Бессмертен твой подвиг, солдат». Дети с большой ответственностью подошли к подготовке: заучивали стихи, рассказывали о воинах-героях Новооскольского района, пели песни военных лет. Ребята на таких беседах узнают о героизме русского народа, об их любви и беззаветной преданности Родине, о готовности отдать свою жизнь за свободу и независимость своей страны.  Завершилось мероприятие возложением цветов к  памятнику  героев войны.

На классных часах дети ознакомились с государственной символикой России, узнали о роли и значении государственного флага, герба и гимна Российской Федерации. В общешкольных конкурсах рисунков посвященных Дню защитника Отечества и 50-летию дня космонавтики  ученик нашего класса Янченко Сергей  занял первые  места.  

Нравственность   формируется в соответствии с традициями, социальной средой, где родился человек и выражается в обычаях, в суждениях, в поведении. Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры. Наша задача ввести учащихся в круг традиционных основных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством. В рамках кружковой  работы дети нашего класса участвуют в танцевальном и фольклорном  кружках, занимаются бисероплетением.

Система образования была  и остается важнейшим носителем и хранителем культурных ценностей и традиций. Д.С.Лихачев писал: « Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». На своих мероприятиях, используя компьютерные технологии, мы знакомим учащихся с обычаями и традициями нашего города и Белгородской области. Проводим экскурсии, посещаем городской парк, памятные места Нового Оскола, краеведческий музей. Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся заботливо относиться к природе, получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Дети знают многие песни и традиции прошлых лет, что говорит о преемственности поколений и уважительном отношении к прошлому страны.

    Одним из источников духовности является религия. Уроки православной культуры, посещение церкви, разговор со священнослужителями помогают детям больше узнать о заповедях Закона Божия, о церковных таинствах, о смысле обрядов. Незабываемой для детей стала поездка в Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь.

    Духовно-нравственное  воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения  и развития личности, и  становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана  воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни.   Совместные усилия школы, социальных институтов и самой личности приведут нас к решению поставленных задач.

Хочется верить, что наши ученики в будущем станут  более способными к добру и милосердию, менее поддающимися злу. Мы надеемся, что наша работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств дает хороший результат в воспитании подрастающего поколения.

 Литература.

1. Баранов С.П. Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. « Педагогика» - Просвещение М; 1987

2.  Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 280 с.

 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение,2009.―29с. 
 4.  Янушкявичус Р., Янушкявичене О.Основы нравственности.- М., 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Роль искусства в формировании духовно-нравственного и эстетического воспитания в школе

Методы и приемы, которые я применяю на уроках ИЗО по формированию духовно-нравственного и эстетического воспитания учеников 5-9 классов...

«Роль воскресной школы в формировании духовно-нравственных ценностей личности ученика»

Сейчас рождается интерес и понимается необходимость духовно-нравственного воспитания. Одним из наиболее эффективных способов решения данных проблем является привлечение детей в  православное восп...

Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...

РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ В формировании духовно-нравственного компонента личности

Саамы наедине с природой; использование ментальной карты....