Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.
статья на тему

Богатырева Татьяна Петровна

Профилактика девиантного поведения подростков с нарушением интнллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dukhovno.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.

Доклад подготовила воспитатель КОУ ВО «Школа – интернат 7»

 Богатырева Т.П.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в жизни общества. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения различного типа. Обращает на себя внимание тот факт, что помимо количественных существуют и качественные изменения: увеличивается число девиантных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта.

Девиантное поведение у умственно отсталых подростков связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве. Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории подростков являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные аддикции (это навязчивое половое поведение, которое подсознательно используется для достижения психологического комфорта и наслаждения, неспособность контролировать сексуальные импульсы).

Основными причинами девиантного поведения у умственно отсталых подростков являются:

– неблагоприятные условия семейного воспитания (алкоголизм родителей, эмоциональная депривация ( это лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви)

– недоразвитие эмоционально-волевой сферы и нарушение умственного развития;

– трудности коммуникации и адаптации.

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школе единой системы духовно-нравственного воспитания.

В нашей группе разработана система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, включающая в себя основные направления:

- Ученик-патриот и гражданин

- Ученик и его отношение к природе      

- Труд и творчество

- Пропаганда здорового образа жизни

- Я и моя семья

С воспитанниками постоянно ведется профилактическая работа по устранению причин девиантного поведения. Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Чтобы лучше понять, что собой представляет каждый ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним взаимоотношения я в своей группе  веду систематическое наблюдение за учащимися, устанавливая характер отклоняющегося поведения;

- изучаю интересы, склонности и способности воспитанников;

- вовлекаю подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу;

- осуществляю контроль за проведение свободного времени детей данной категории.

Наиболее адекватной формой преодоления девиантного поведения у детей олигофренов является двигательная активность. Мои воспитанники посещают спортивные секции, танцы. Но не всегда они делают это с желанием. Убеждаю, заставляю, объясняю – делаю все возможное, чтобы воспитанник не бросил заниматься. Детям олигофренам  не свойственно заниматься каким – либо одним видом деятельности. Работа в группе построена так, чтобы занятия не были монотонными, насилии разнообразный характер, тем самым, даю возможность детям проявить себя во всех сферах творческой деятельности. В моей группе дети имеют в основном поведенческие нарушения. Какие- то проблемы можно решить медикаментозным путем, но нельзя исправить лекарствами то, что заложено в воспитании ребенка. Различные беседы, совместная творческая работа в каком - либо деле дают положительный результат, но не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям воспитанников. Например, в группе выработаны определенные правила поведения (и это стоило не малых усилий), детям запрещено играть в группе в сотовом телефоне, запрещено слушать громкую музыку без наушников. Они не могут покинуть группу, не наведя в ней порядок – заправить диван, расставить стулья, убрать лишние вещи. Дети усваивают, казалось бы, примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Но бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания (это касается этикета, правил хорошего тона общения), если не освоен первый.

Хороших результатов в воспитании можно добиться лишь тогда, когда настроение у детей прекрасное: нет агрессивности, нет бесполезной двигательной активности, нет конфликта между детьми.  Ни для кого не является секретом, если в семье запили родители, то и поведение ребенка тут же меняется.  Это связано с тем, что зачастую пьяные родители дебоширят дома, поколачивают своих детей. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».    

 Аморальное поведение самых близких людей негативно сказывается на ребенке.  У детей существует противоречие между знанием, как нужно себя вести и практическим применением.  

И моя задача, вся моя работа построена на том, чтобы помочь детям научиться преодолевать жизненные трудности; быть милосердными и терпеливыми; формировать нравственные чувства – совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков.

Семья играет большую роль в жизни своего ребенка. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их  ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь....

Агрессивное поведение подростка с нарушениями интеллекта: особенности профилактики и коррекции.

Агрессивное поведение подростка с нарушениями интеллекта: особенности  профилактики и коррекции....