Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
статья по психологии по теме

Астежева Марида Мухамедовна

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения и сегодня. Этнокультура – интегративное средство, объединяющее образование и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М. М. Астежева

ЭТНОЦЕННОСНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.

 Ключевые слова: формирование, этнос, этнокультура, этнокультурные ценности, подросток.

В настоящее время наблюдается общий ценностный кризис общества и молодежи в том числе. Произошли сложные процессы, свидетельствующие о переоценке культурных ценностей предыдущих поколений, нарушении преемственности в передаче социокультурного опыта. При этом, к сожалению,  пренебрежение вопросами духовной культуры и нравственности в деле воспитания молодежи нанесло колоссальный урон во всех сферах жизни общества.

Родителям все труднее приучать подрастающее поколение к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им, и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились, нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состоянии приобщить детей к благородным занятиям.

За последнее десятилетие в структуре жизненных приоритетов старшеклассников произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности.

Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения детей и подростков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. Необходимым  детерминантом в данной ситуации должны стать ценностные ориентации.

Ценностные ориентации  задают общую направленность интересам и устремлениям личности, иерархию индивидуальных предпочтений, определяют мотивацию и цели деятельности, меру готовности и решимости  к реализации собственного «проекта» жизни.

        С одной стороны, ценностные ориентации  проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности; с другой  –  в конкретных действиях, в ситуациях, требующих принятия ответственных решений, через оценки, которые человек дает себе, другим, обстоятельствам  и т.д., через его умения структурировать жизненные ситуации, принимать решения в проблемных и конфликтных ситуациях, через избираемые линии поведения. [Залесский,  C.4]

Развитие ценностных ориентаций учащихся – процесс сложный, многогранный и трудоемкий. Необходимо принимать во внимание то, что к моменту  начала процесса обучения в школе дети  уже имеют определенный жизненный опыт, свою систему ценностей и ценностных ориентаций, что на процесс формирования этих личностных структур  оказали и оказывают влияние многие внешние факторы.

Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [Леонтьев, 13-14]

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [1; с. 23]. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Эти различия были либо по параметру "общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании [Алексеев, 35].

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Поскольку набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов [Анцыферова, c.426-433].

Интерес к ценностным ориентациям личности и общества возрастает в кризисные, переломные этапы исторического развития, на которых объективно повышается потребность в их всестороннем осмыслении. Кардинальная смена общественной системы и другие, происшедшие за последние десятилетия в российском обществе изменения, потребовали переоценки всей системы ценностей, в том числе направленности, характера и особенностей ценностных ориентаций сложившихся этносов. В России особенно требуется обращение к этнической стороне ценностей, в которых отражается характер многонациональных  и многоконфессиональных особенностей социальных связей и отношений [Накохова]

В каждом отдельно взятом регионе, на протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения и сегодня.  

Конец ХХ – начало ХХI в. ознаменовался возрождением интереса к национальной культуре, языку, обычаям, традициям, этнокультурным ценностями образу жизни. Культура, по мнению философа П. А. Флоренского, – это среда, питающая и растящая личность.

Изучение связи системы ценностных ориентаций личности с культурно-историческим контекстом и проблемы детерминации личностных ценностей культурой в настоящее время приобретают особую актуальность. Процессы глобализации и одновременно рост интереса к национальному своеобразию разных культур требуют учитывать и культурную специфику ценностных ориентаций. По мнению многих современных психологов, анализ индивидуальных ценностей вне социального контекста невозможен: «индивидуальные ценности должны рассматриваться только в контексте ценностных предпочтений социокультурного окружения» [Яницкий, c.46].

M. M. Astezheva

Ethnovaluable orientations as the preventive maintenance factor deviatio   behavior of teenagers.

The author of the article bases on the fact that during millennia the original ethnocultural space was forming, techniques, means and methods of oncoming generations’ education were being worked out. Ethnoculture is an integrative means combining education and upbringing.

Key words: forming, ethnos, ethnoculture, ethnocultural values, teenager.

Список литературы

  1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
  2. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989. — С. 426-433.
  3. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. – Изд-во МГУ. 1982. С.4
  4. Леонтьев А. Н.  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. М.: Политиздат, 1975. С.13-14
  5. Накохова Р. Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. Монография. М, Линкор, 2008.
  6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 46


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. Актуальность д...

Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков

В  работе "Неполная семья как фактор развития девиантного поведения подростков" исследуется проблема подростковой девиации, возникшей в результате влияния неполной семьи.Главное внимание обр...