ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
рабочая программа по психологии (6 класс) на тему

Мошкова Юлия Сергеевна

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. 

Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем, существующих сегодня способствует стойкому проявлению у детей-подростков социальной неустойчивости и девиаций в поведении.

Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задача педагогов помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

         

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Составитель программы:    Мошкова Ю.С.,

                                                                                          педагог-психолог

                                                                                             

        

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего.  

Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем, существующих сегодня способствует стойкому проявлению у детей-подростков социальной неустойчивости и девиаций в поведении.

Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задача педагогов помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.

            Цель программы: Профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди подростков.

Задачи:

1.Научить подростков осознавать последствия девиантного, асоциального поведения.

2. Сформировать у подростков мотивацию на обучение, трудоустройство, личностное развитие.

4. Развить у подростков стремление к здоровому образу жизни.

Функции процесса перевоспитания при коррекции личности девианта:

1. Воспитательная - восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная — формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая - активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека; она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая - исправление отрицательных качеств личности молодого человека и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентации, установок, поведения.

Данная программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и воспитателей. Работа с подростками по программе будет проводиться в следующих направлениях:

- развитие эмоциональной сферы;

- общение;

- самооценка;

- семейные ценности;

-развитие творческих способностей;

- здоровый образ жизни;

-профилактика вредных привычек;

-внушаемость;

-мотивация на трудоустройство и учебу.

По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед, психологических тренингов.

Программа рассчитана на 33 занятия, 1 занятие в неделю, по 40 - 60 минут.

Форма проведения: групповая.

Возраст участников 10-14, 15-18 лет.

Общие рекомендации по организации занятий.

Аудитория для занятий с психологом должна быть просторной, оборудованной стульями и столами для выполнения письменных заданий, в ней должно быть достаточно пространства для проведения ролевых игр, упражнений, разминок.

Желательно иметь диваны или коврики для релаксации, возможность затемнения

комнаты. Для проведения занятий по развитию творческих способностей необходима специальная аудитория.

Контроль за результатами работы, осуществляется методом психодиагностики.

Структура занятий:

- каждое занятие состоит из нескольких этюдов и игр, они разнообразны и коротки.

1 этап. Разминка.

Задача: Настроить подростков на активную работу и контакт друг с другом.

2 этап. Игры, беседы, лекции, имеющие коррекционно – профилактическую направленность.

Задача: Коррекция поведения и отдельных черт характера.

3 этап. Окончание занятия.

Задача: Обсуждение занятия и закрепление положительного эффекта.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

 Введение

1

Знакомство с задачами курса

1

Мир эмоций и ощущений

3

Эмоции плохие и хорошие

2

Умение контролировать эмоции

3

Общение

1

Основы делового общения

1

Психологическая амортизация

1

Самооценка

1

Я в своих глазах и глазами других

1

Преодоление тревоги и стресса

3

Семейные ценности

1

Социальные роли в семье

1

Семья как ячейка общества

1

Развитие творческих способностей

1

Творчество и фантазия

1

Внушаемость

1

Манипуляция

1

Умение сказать «нет»

2

Профилактика вредных привычек

1

Беседы  о вреде ПАВ

1

Круглый стол «Последствия алкоголизма и курения»

1

Быть здоровым – здорово!

1

 Закрепление результатов

1

Формирование мотивации на трудоустройство и

учебу

1

Итого:

33

Список литературы.

1. Аллан Фромм. Азбука для родителей, Ленинград, Лениздат, 1991 г.

2. Аникеева Н .П.Воспитание игрой. - М. : Просвещение, 1987.—144 с.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе.- М:Просвещение,

1989— 224 с.

4. Берно Р.Развитие Я - концепции и воспитание—М:Прогресс,1986-424 с.

5. Бессознательное: природа, функции, методы исследования.—Тбилиси:

Мецмиереба,1978.—Т.3.

6. Гиппенрейтер Ю. Почему с ними так трудно? Семья и школа №7 июль 1990, с.26.

7. Гарбузов В. О любви, но не только о ней. Семья и школа №4 апрель 1986, с.24.

8. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики. Учебное

пособие – Тверь, 1997.-64с.

9. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших

подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

10. Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития

детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

11. Умом и сердцем: мысли о воспитании, Москва, ПолитИздат,1982 г.

12. Водовозова Е. Н., Умственное и нравственное воспитание, С-Петербург,

1913 г.

13. Воронков Б. В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения.

Особенности психических отклонений у подростков.- СП6., 1993.-С. 22-31.

14. Валикова Т.В. Учитель и семья, Москва, Просвещение, 1980 г.

15. Гордин А. С., Наказание и поощрение в воспитании детей, Москва,

Просвещение, 1989 г.

16. Зайцев С. В. Оценка способности воспитателей к децентрации. Вопросы психологии.

- 1995. с.36 - 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Этноценностные ориентации как фактор профилактики девиантного поведения подростков.

На протяжении тысячелетий формировалось оригинальное этнокультурное пространство, вырабатывались приемы, средства, методы и технология воспитания подрастающих поколений, не утратившие своего значения ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

Программа "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"

Программа "Профилактики девиантного поведения среди детей и подростков"...

Приложение к программе "Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков"

Приложение к программе "Профилатика девиантного поведения среди детей и подроктков"...