Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска» «Профилактика девиантного поведения подростков».
рабочая программа

Лебедева Мария Сергеевна

Внеклассная работа. Поурочные разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dlya_detey_ls_deviantnym_povedeniem_terenteva.doc194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кологривская средняя общеобразовательная школа

Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми «группы риска»

«Профилактика девиантного поведения подростков».

Составитель:  социальный педагог Лебедева М.С.

г.Кологрив.

2021 учебный год

Пояснительная записка.

Подростковый период онтогенеза – это остропротекающий переход от детства к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.

С одной стороны, подростковый возраст отличается массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребёнка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, родителям и другим людям. С другой же стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов, протекающий характер поведения по отношению к взрослым.

Всё это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженное стремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений, а так же формируются умения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Но при этом не стоит забывать, что подросток – это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейших черт и качеств. Личность ещё не достаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

При этом нельзя не учитывать, что подростковый возраст – это, прежде всего, стремление к успеху. Поэтому, непонимание окружающих, непризнание воспринимаются как личная неудача, которая приводит к проявлению форм девиантного поведения.

Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

Девиантное поведение несовершеннолетних - острый вопрос в настоящее время.

Оно не рождается сиюминутно, а формируется постепенно. Есть множество факторов, способствующих формированию отклонения в поведении. Среди них экономико – социальные, психолого – педагогические, психофизиологические и биологические факторы. Школа как один их важным институтов в становлении личности ребенка может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни.

Учитывая рост детей с девиантным поведением в общеобразовательных учреждениях, возникает необходимость профилактики и коррекции. Учитывая выше сказанное, данная программа является актуальной для образовательного учреждения.

Предполагаемые результаты

В результате использования рабочей программы коррекционно-развивающей работы с учащимися девиантного поведения предполагается формирование адекватных форм поведения и развитие коммуникативных навыков, а также формирование позитивного отношения к своим возможностям, развитие навыков регуляции своего поведения, снижение уровня эмоционального дискомфорта.

Целевая группа: подростки в возрасте от 12–16 лет.

Организация занятий: программой предусмотрено 9 занятий по 40 минут каждое.

Количество участников: от 2 до 10 учащихся.

Цели программы:

Диагностическая: диагностика уровня самооценки, особенностей эмоционально – волевой сферы и поведенчиских реакций.

Коррекционная: коррекция девиантного поведения и эмоционально – волевой сферы.

Развивающая: развитие коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Профилактическая : профилактика аддиктивного и делинквентного поведения .

Задачи программы:

-Формирование навыков самопознания.

-Формирование умения контролировать свои эмоции, развивать толерантность к окружающим.

-Формирование навыков эффективного общения у подростков.

-Формирование критического отношения к психо - активным веществам: алкоголю, наркотикам, табакокурению.

-Повышение психологической защищенности подростков, поддержка и укрепление психологического здоровья подрастающего поколения.

Участники программы:

Социальный педагог

Подростки с девиантным поведением и группы риска.

Используемые техники:

Диагностические методики,

дискуссия,

мозговой штурм,

психологические игры и упражнения.

Учебно-тематический план занятий

«Профилактика девиантного поведения».

Тема

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

Кол-во часов

1

Вступительное занятие «Все стороны моего Я».

Принципы работы в группе, упражнение «Кто есть Я?», упражнение: «Словесный портрет человека, уверенного в себе», упражнение «Закончи фразу».

1

2

Употребление психоактивных вещест: мифы и реальность.

Мозговой штурм, просмотр видеороликов, лекционный материал.

3

3

Конфликты и пути их разрешения.

Диагностирование: «Конфликтная ли вы личность?», упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?», упражнение «Конфликт в транспорте».

1

4

Вирус сквернословия.

Опросник, мозговой штурм.

1

5

Умей сказать «Нет».

Упражнение «Поменяйтесь местами», игра «Театр кукол», упражнение «Качества характера».

1

6

Как противостоять влиянию антиобщественных группировок.

Мозговой штурм, лекция.

1

7

Преступление и наказание.

Лекция, мозговой штурм, упражнение «Ситуации».

1

                                                                                                                                  Итого: 9 часов.

Занятие 1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ

Цель: выработка групповых норм, включение детей в работу, знакомство и определение дальнейших направлений движения
Задачи:
информировать участников группы о содержании работы, задачах, групповых нормах; обозначить продолжительность занятий;
установить принципы работы в группе;
сформировать спокойную, доброжелательную обстановку;
формировать у членов группы установку на взаимопонимание;
формировать первые впечатления друг о друге.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ.

Ведущий. На наших встречах мы будем говорить о специфических проблемах, о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Вместе мы сможем ответить на эти и другие сложные вопросы, освоить эффективные средства общения.

I. Принципы работы в группе.
По каждому из принципов подростки выражают свое мнение и выносят решение — принять его или отвергнуть.
1. Искренность в общении.
В группе не стоит лицемерить и лгать. Группа — это место, где можно рассказать о том, что действительно волнует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались. Если вы не готовы быть искренними в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Обязательное участие в работе группы в течение всего времени.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваше мнение очень значимо для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать вашу точку зрения по обсуждаемому вопросу.
3. Право каждого члена группы сказать «стоп».
Можно прекратить обсуждение, если понимаете, что упражнение может затронуть болезненные темы, которые повлекут за собой тяжелые переживания. Участник имеет право не принимать участия в обсуждении.
4. Каждый участник говорит за себя, от своего имени и не говорит за другого.
5. Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, уважать мнение другого
Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
6. Высказываться деликатно, аккуратно.
7. Не выносить за пределы группы все то, что происходит на занятиях.
8. Внимательно выслушивать мнения других, не перебивать.
Принципы вводятся ведущим:
9. Ввести знак-регулятор, например поднятая рука, при котором все внимание обращается на ведущего.
10. Ввести лимит времени, который будет ограничивать и задавать рамки каждого занятия.
11. Попросить детей предложить дополнительные принципы, если они сочтут это необходимым

Упражнение «Кто есть Я».

Предлагается каждому из участников группы изобразить себя в том виде, в каком ему захочется: в виде растения, животного, какого-то предмета используя различные техники: рисунок, коллаж, граффити, работая с цветом, формами.

После рисования проводится обсуждение.

- Почему ты позиционируешь себя с этим изображением?

Упражнение: «Словестный портрет человека, уверенного в себе»

Цель: формирование и закрепление в сознании подростков образа самодостаточного человека.

-Давайте попробуем с вами понять фразу: «Человеку нужно прежде всего верить в себя». 

-Почему это так важно?

-Попробуйте описать, как на ваш взгляд выглядит уверенный в себе человек?

- Какую одежду он предпочитает носить?

- Как он общается с друзьями?

- Как он общается со своими родителями, близкими ему людьми?

- Нужна ли вера в себя человеку для его развития, для достижения успехов в различных делах.

Рефлексия.

Цель: снятие эмоциональной и поведенческой закрепощенности; – формирование навыков искренних высказываний для анализа сущности «я».

Упражнение «закончите фразу»

Подумайте и закончите предложения:

«Я знаю себя ...»;

«Я волнуюсь, если ...»;

«Я радуюсь, когда ...»;

«Я хочу сказать всем участникам ...»

- Наше занятие подошло к концу. Всем большое спасибо за работу!

Думаю, что полученные знания на этом занятии помогут вам в дальнейшей жизни правильно и адекватно оценить не только самого себя, но и других.

И я хочу вручить вам памятки, которые помогут вам стать более уверенным в себе человеком.

Занятие 2-3-4.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Занятие можно проводить в трех вариантах на темы: курение; алкоголь; наркотики.
Цель: предоставить подросткам необходимую информацию для преодоления общепринятых мифов и неправильного понимания значения психоактивных веществ (алкоголя, табака, марихуаны).
Задачи:
обсуждение причин употребления психоактивных веществ;
обсуждение мифов и реальности воздействия психоактивных веществ на организм;
установить долговременный и кратковременный эффект влияния психоактивных веществ на организм;
описать процесс превращения человека в зависимого от алкоголя, табака, марихуаны.

Курение: мифы и реальность

Ведущий. На этом занятии вы получите фактическую информацию о курении, узнаете, сколько людей курит, каковы причины курения, каковы немедленные и кратковременные последствия курения и в чем состоит процесс превращения в курильщика. Будут также затронуты проблемы социальной приемлемости курения.

I. Исследование проблемы
Подростки обычно переоценивают количество курящих людей. Подчеркнуть факт, что курильщики находятся в меньшинстве, задав детям следующие вопросы:
1. Какой процент подростков курит? (Курение в этом случае определяется как одна сигарета в неделю.)
— Подсчитать (больше половины, меньше половины и т.п.);
— проголосовать по каждой из оценок;
— назвать реальные цифры (11,4%).
2. Какой процент взрослых курит?
— Подсчитать;
— проголосовать;
— назвать реальные цифры (30,8%).
Ведущий. Курят гораздо меньше людей, чем мы думаем. В действительности курильщики составляют меньшинство. Большинство взрослых и подростков не курят. С 1975 по 1985 год количество старших подростков, которые курили, снизилось с 29 до 18,7%. 33,3% взрослых мужчин и 54% взрослых женщин никогда не курили.

II. Мозговой штурм
Обсудить причины курения/некурения подростков. Разделить лист бумаги на две части. Озаглавить одну половину «Причины курить», а другую «Причины не курить». Попросить детей перечислить причины того и другого. Каждое мнение выписывается отдельно и не изменяется. Добавить к спискам те причины, о которых дети не подумали.
Причины не курить: мне не нравится курить; курение вредно для здоровья; я не хочу иметь вредные привычки; это неприятно выглядит; это слишком дорого; это вызов другим — показать, что я не курю; никто из моих друзей не курит; это повредит моим спортивным достижениям; мои родители не одобряют курение.
Причины курить: мне нравится курить; курение снимает раздражение, расслабляет меня; это привычка; все вокруг меня курят; курение помогает выглядеть и чувствовать себя старше; курение стимулирует меня, повышает тонус; курение дает мне шанс занять чем-то руки; это поможет мне сбавить вес; курение позволяет мне отвлечься, когда я скучаю или в плохом настроении; курение позволяет мне чувствовать себя независимым.
Информация о курении (в помощь ведущему)
1. Научными исследованиями показано, что курение сигарет является первичным фактором риска для нескольких тяжелых хронических заболеваний, включая рак легких, коронарную недостаточность сердца, эмфизему и бронхит.
2. Девяносто процентов рака легких наблюдается у людей, которые курят.
3. Исследования показали, что каждая выкуренная человеком сигарета, уносит 6 минут его/ее жизни.
4. Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые вещества — смолы, никотин, угарный газ.
5. Угарный газ является ядовитым веществом, которое снижает способность крови насыщать клетки организма необходимым количеством кислорода.
6. Большинство существующих способов лечения от курения эффективны лишь приблизительно в 50% случаев. В течение 6 месяцев после окончания лечения приблизительно половина лечившихся начинает снова курить.
7. Некоторые специалисты считают, что курение табака может привести к употреблению других наркотиков.

Ведущий. Рассмотрим некоторые причины того, почему люди курят (чтобы расслабиться, выглядеть старше, стать более популярными, лучше концентрироваться). Вы действительно думаете, что сигареты все это могут?
На самом деле сигареты — не магическое средство и не могут сделать все то, что им приписывается.

III. Беседа о долговременных последствиях курения
Спросить, в чем состоят некоторые долговременные, опасные для здоровья, последствия курения. Обсудить риск для курильщика заболеть и умереть от рака, сердечно-сосудистых заболеваний.
Ведущий. Курение является главным фактором риска нескольких видов рака, заболеваний сердца и хронических заболеваний органов дыхания.
Указанные три группы болезней вместе составляют причины 58% смертей в США ежегодно.
Пусть дети обсудят эффект, который курение оказывает на организм немедленно.
Попросить детей ответить на вопросы:
1. Как курит тот, кто только начал? В группе или один?
2. Отличается ли это от того, как курят давно курящие?
3. Думаешь ли ты, что взрослым курильщикам трудно бросить? Почему? Могут ли люди на самом деле зависеть от сигарет?

Ведущий. Большинство курильщиков проходят через одни и те же стадии: пробуют курить, курят от случая к случаю, становятся заядлыми курильщиками.
Люди, курящие много (30 и более сигарет в день), обычно с огромным трудом отказываются от этой привычки, потому что становятся психологически и физиологически зависимыми.
Курение становится сейчас все более неприемлемым социально, все больше и больше взрослых людей бросают курить. За последние 20 лет число курящих снизилось на 12%. Сегодня главная проблема — это возрастание количества девочек-подростков, которые курят. За 10 лет их количество возросло на 7%.

IV. Главные выводы занятия
Подростки переоценивают количество курящих людей. Некурящих большинство.
Сигареты не являются магическим средством и не имеют всех тех эффектов, которые им приписываются.
Существует множество немедленных и отсроченных влияний курения на организм.
Курильщики проходят через ряд стадий при формировании вредной привычки.
Курение постепенно становится все менее и менее социально приемлемым.
Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

Просмотр видеоролика.

Алкоголь: мифы и реальность

Какие напитки называют алкогольными?

Задание группы:

-карточки;

-Негативный персонаж-эталон

-позитивный персонаж-Солнышко.

На этикетки с безалкогольными напитками положите солнышко, а с алкогольными-этанол.

Вывод: итак, алкогольными напитками является все те, в состав которых входит даже незначительное количество этанола.

Скажите. Пожалуйста, а человека, который выпил. По каким признакам мы можем заметить это?

Задание группы:

Итак, сейчас мы будем составлять фоторобот человека, находящегося в алкогольном опьянении.

Вывод: у человека, находящимся в алкогольном опьянении-изменяется внешность, он выглядит старше, с синяками, подглазинами, отёками-очень не приятное зрелище.

 Описание влияния алкоголя на организм.
Ведущий. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечник и попадает непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая подавляющее действие на активность коры головного мозга.
Небольшие дозы алкоголя:
• снижают способность ясно мыслить и принимать решение;
• заставляют почувствовать небольшое расслабление;
• заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем обычно.
Большие дозы алкоголя:
• замедляют деятельность отдельных областей мозга;
• вызывают головокружение;
• снижают координацию;
• приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния;
• приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному настроению.
Некоторые люди могут:
• временно отключиться или потерять память вследствие влияния алкоголя на их мозг.
Поведенческие проявления воздействия алкоголя:
• драки/ссоры/насилие;
• громкие разговоры, крик;
• неприятное поведение;
• глупость/дурашливость;
• легкомыслие.
Алкоголь является психоактивным веществом. Люди употребляют психоактивные вещества вследствие различных причин. Прием психоактивных веществ может иметь вредные последствия.

Объяснение причин.
Убедить подростков в том, что большинство взрослых употребляют алкоголь только иногда и в умеренных дозах.
Ведущий. Какой процент населения употребляет алкогольные напитки? (Получить приблизительные оценки, проголосовать.) Реальные цифры таковы — 70%. Одна треть всех взрослых не пьет вообще!
Подсчитайте процент людей, которые напиваются до полного опьянения и попадают в происшествия в связи с этим. (Получить предположения подростков, проголосовать.) Реальные цифры — 10–12% взрослых являются сильно пьющими, выпивают за один прием 150 г водки и больше, пьют не реже чем раз в неделю.
Объяснить подросткам, что люди могут пить по-разному.
Попросить перечислить те модели употребления алкоголя, которые они видели. Записать на бумаге (алкоголь употребляют во время обеда, во время праздников, в общественных местах, кафе, ресторанах, после окончания рабочего дня).
Модели употребления алкоголя: на вечеринках; на семейных праздниках; перед едой «для пищеварения»; в ресторанах, кафе, барах; на улицах (чаще пьют пиво — прямо из бутылок на больших городских праздниках); на пляже во время отдыха; в общественном транспорте.
Попросить детей перечислить некоторые из вредных последствий такого типа употребления алкоголя (драки, плохое самочувствие, дорожно-транспортные происшествия, хронические заболевания, связанные с алкоголем).
Последствия: ссоры с близким человеком; чувство вины перед другим и перед собой; снижение самоуважения; развод в семье; смерть или несчастный случай..

III. Обсуждение мотивации употребления или неупотребления алкоголя
Спросить подростков, почему люди пьют и почему не пьют. Разделив лист бумаги на две части, заполняем табличку.

Люди пьют

Люди не пьют

— чтобы снять стресс
— для интереса
— для новых ощущений
— не нравится на вкус
— чтобы «забыться»
— для окружающих
— чтобы быть «круче»
— от «пофигизма»
— нравится на вкус/для удовольствия
— на зло кому-то/форма протеста
— для имиджа
— из подражания
— ради самоутверждения
— иллюзия свободы
— чтобы лучше концентрироваться
— стать более популярным

— вредно для здоровья
— чтобы показать силу воли
— ради другого
— чтобы показаться взрослее
— из-за страха, например, смерти
— из страха попасть в зависимость
— не соотносится с жизненными принципами
— из-за религиозных убеждений
— чтобы не отличаться от других
— для имиджа (здоровый образ жизни, спорт и т.д.)
— для поддержания статуса

Ведущий. Алкоголь может: помочь расслабиться; снять стресс, снизить боль; помочь уснуть; с его помощью можно манипулировать человеком.
Алкоголь не может: сделать тебя «круче», сильнее, красивее; помочь решить проблемы; снять стресс до конца; повысить самооценку.
Алкоголь — психоактивное вещество, которое снижает активность организма и действует как аспирин или другое болеутоляющее лекарство. Алкоголь не может сделать человека сильнее, умнее, приятнее, сексуально привлекательнее, могущественнее, богаче и т.п.

IV. Беседа
Показать подросткам, что употребление алкоголя не является эффективным методом разрешения проблем.
Ведущий. Алкоголь является психоактивным веществом, содержащимся в спиртных напитках. Алкоголь угнетает работу головного мозга, т.е. заставляет мозг работать более медленно.
Небольшое количество алкоголя: уменьшает способность четко мыслить и принимать решения; приводит к тому, что люди чувствуют себя более смелыми, чем обычно, и идут на риск. Большое количество алкоголя: снижает активность различных отделов мозга и нервной системы в целом; вызывает головокружение; снижает координацию; снижает время реакции; затрудняет речь, ходьбу; может явиться причиной смерти.
Алкоголь и наркотики производят временный эффект. Вместе с выводом алкоголя из организма уходит и хорошее настроение. Период хорошего настроения сменяется плохим настроением, которое обычно сопровождается депрессией, усталостью, тревогой. Наилучший способ поднять настроение — это естественные способы: физкультура, спорт, танцы, объятия, прикосновения, музыка, романтические чувства, молитвы, медитация, дружба, любовь.
Чем больше человек употребляет алкоголя, тем больше ему надо, чтобы получить тот же самый эффект. Это является результатом привыкания к алкоголю. Организм постепенно становится толерантным к алкоголю. Важно знать, что возрастание толерантности означает возникновение физической зависимости.
Банка пива или бокал вина содержат приблизительно столько же алкоголя, сколько стопка водки, виски, рома, джина.
Если человек выпил, то ему захочется спать. Однако, подобно другим депрессантам, алкоголь не погружает его в спокойный сон, приносящий отдых. Сон пьяного или выпившего человека, это не тот же самый сон, что у трезвого. Выпивший накануне обычно встает усталым, нервным и т.п.

V. Обобщение основного содержания занятия
• Алкоголь — психоактивное вещество. Подобно другим психоактивным веществам, которые относятся к категории депрессантов, алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы в целом.
• Хотя около 70% взрослых употребляют алкоголь, подавляющее большинство делает это от случая к случаю и в умеренных дозах Треть всех взрослых вообще не пьет.
• Только небольшая часть взрослых — пьяницы и алкоголики.
• Алкоголь не может сделать человека сильнее, сообразительнее, симпатичнее, сексуальнее, могущественнее и т.д.
• Употребление алкоголя не является эффективным способом разрешения проблем, фактически он их усугубляет.
• Умение много пить не пьянея ничего общего не имеет с силой или другими положительными свойствами человека.
• Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека старше или лучше.

 Наркотики: мифы и реальность

Цель: изучить мифы и реальные факты, касающиеся наркотиков.
I. Информация о наркотике
Ведущий. На этом занятии вы получите важную информацию о наркотиках. Мы обсудим причины того, почему люди начинают употреблять запрещенный законом наркотик, и каковы немедленные и отсроченные последствия воздействия  на организм.

Поговорим о курительных смесях, о марихуане.
Марихуана производится из дикорастущего растения, которое может быть культивировано людьми. Растение содержит более 400 химических веществ. Оно способно отравлять тех, кто его употребляет, за счет своего психоактивного ингредиента — 9-дельта-тетрагидроканнабинола. Это вещество в различных количествах находится в разных частях растения.
Конопля была известна издавна благодаря прочным волокнам стебля и получаемому из семян маслу, которое использовалось в кулинарии и в живописи. Известна она была и как растение, содержащее психоактивные вещества, наиболее сильно сконцентрированные в листьях и упругих цветущих верхушках.

Обсуждение последствий употребления марихуаны
Мозговой штурм причин, по которым люди употребляют наркотики. Перечень причин выписывается на лист бумаги. Например: любопытство; групповое давление; желание казаться старше; приятные ощущения; способ справиться с неприятностями.
Ведущий. Марихуана, как и другие часто употребляемые вещества, вызывающие зависимость, не поможет при решении жизненных проблем и не может гарантировать принятие подростка группой сверстников. Марихуана может вызвать эйфорию и на протяжении состояния эйфории создавать иллюзию, что проблемы нашли разрешение. Как только действие марихуаны заканчивается, человек снова оказывается лицом к лицу с теми же проблемами.
Обсуждаются немедленные и отсроченные последствия воздействия марихуаны на организм.
Лист делится на две части, и записываются мнения детей без изменения.
Ведущий. Наиболее интенсивные ощущения возникают через 30 минут после начала курения. Воздействие наркотика длится до трех часов после окончания курения. Марихуана приводит к повышению сердцебиения и учащению пульса, покраснению глаз, сухости в гортани и во рту, небольшому понижению температуры тела. Небольшие дозы марихуаны способствуют появлению чувства неутомимости с возрастающим ощущением благополучия и даже эйфории. Большие дозы делают ощущения более отчетливыми. Искажение восприятия, утрата личностной идентификации, фантазии и галлюцинации — результат приема больших доз марихуаны.
Долговременные последствия. Активное вещество марихуаны адсорбируется многими тканями и органами тела человека. Ее можно найти в организме через месяц после того, как она употреблялась. В эксперименте на обезьянах, которые курили по пять раз в неделю на протяжении 6 месяцев, было показано, что изменения появились в головном мозге. Марихуана приводит к заболеваниям легких, так как курильщик вдыхает неотфильтрованный дым и старается удержать его так долго, как только это возможно. Это может способствовать воспалению легких и воздействовать на другие органы дыхания. Употребление марихуаны повреждает репродуктивные системы как мужчин, так и женщин. С увеличением продолжительности употребления марихуаны снижается количество вырабатываемой спермы. Постоянное употребление марихуаны женщинами снижает их способность беременеть и нарушает менструальный цикл.

Дискуссия о легализации наркотиков

Обобщение содержания занятия
Ведущий. Марихуана — психоактивное вещество, наркотик.
В соответствии c последними опросами, марихуану курят значительно меньшее количество людей, чем обычный табак. Таким образом, большинство взрослых и подростков не курят марихуану.
Одна из главных причин, почему люди начинают употреблять марихуану, — давление сверстников.
Марихуана не дает избавления от проблем.

Просмотр видеоролика о снюсах.

Занятие 5. КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

Цель: развитие навыков общения в конфликтных интимно-личностных ситуациях.
Задачи:
обсуждение реакций, возникающих в конфликтных интимно-личностных отношениях;
моделирование и выработка навыка приемлемого ответа в конфликтных ситуациях.

Конфликты - это часть нашей жизни. Предлагаю вам подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем учиться разрешать конфликты.

Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт.

Упражнение "Как разрешать конфликтные ситуации"

Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов поведения в конфликтных ситуациях.

Из списка ситуаций выбирается одна и предлагается участникам обдумать все возможные варианты ее решения.

Записываются ответы на доске, и после проигрывания ситуаций обсуждаются варианты, выбираются среди них; приемлемые.

-Кто-то дразнит или обзывает тебя.

-Учитель несправедливо обвиняет тебя в воровстве.

-Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно издевается над тобой.

После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы, обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два лучших.

Упражнение "Конфликт в транспорте"

Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения интересов.

В комнате ставят стулья: два - рядом (имитируя парные сиденья в автобусе), один - впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают инструкцию втайне от третьего, третий - втайне от двоих. Задача двоих: "войти в автобус" и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, "у окна" и уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое желание.

Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:

-Почему "третий" все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?

-Были ли моменты, когда "третьему" хотелось освободить это место?

-Какие чувства испытывали играющие?

-Чей способ решения проблемы самый успешный?

-Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?

Дискуссия на тему занятия. Обсудите следующие вопросы:

1)В чем причины конфликтов?

2)Как можно предотвратить конфликт?

3)Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?

4)Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не допустить его разгорания?

Главные выводы: В межличностном общении могут возникнуть ситуации, в которых человек, особенно молодой, испытывает затруднения в обращении к партнеру или не знает, что и как ответить, чтобы не создать конфликта. Приемлемым считается ответ, который демонстрирует, прежде всего, уважение к партнеру, честность, прямоту, тактичность, откровенность.

Анкета

«Конфликтная ли Вы личность?»

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

  1. не принимаю участия;
  2. кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;
  3. активно вмешиваюсь и “вызываю огонь на себя”.

2. Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?

  1. нет;
  2. только если имею для этого веские основания;
  3. критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

  1. только в шутку и то если это люди не обидчивые;
  2. лишь по принципиальным вопросам;
  3. споры – моя стихия.

  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?
  1. возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
  2. делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;
  3. прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

  1. не буду поднимать бучу из-за пустяка;
  2. молча возьму солонку;
  3. не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

  1. с возмущением посмотрю на обидчика;
  2. сухо без эмоций сделаю замечание;
  3. выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

  1. промолчу;
  2. ограничусь коротким, но тактичным комментарием;
  3. выскажу все, что я об этом думаю.

8. Не повезло, на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

  1. постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;
  2. не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
  3. проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить обидчикам.

Ключ:

1-й вариант ответа – 4 очка,

2 – 2 очка,

3 – 0 очков.

22-32 очка

Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегайте критических ситуаций на работе и дома. Изречение “Платон мне друг, но истина дороже!” не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

12-20 очков

Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не “выходите за рамки”, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

До 10 очков

Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете съесть человека живьем. Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Занятие 6. ВИРУС СКВЕРНОСЛОВИЯ.

Сегодня мы поговорим с вами о плохих, скверных словах, о том, какой вред они приносят людям.

Но для начала давайте мы с вами проведём анкетирование-опрос.

  1. Какие плохие слова употребляются в вашем классе?
  2. Ты используешь в своей речи бранные слова, ругательства?
  3. Как часто это происходит?
  4. Для чего люди ругаются матом?
  5. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
  6. Хочешь ли ты что бы твои будущие дети употребляли в своей речи бранные слова? Почему?
  7. Что нужно сделать, что бы люди перестали употреблять данные слова?

Я хочу вам рассказать, что в один из учебных дней я проводила исследование. Весь день я ходила по нашей школе и прислушивалась, как вы разговариваете. В вашей речи много бранных, нецензурных слов. Они уже стали для вас обычными и вы даже не замечаете, что употребляете их в речи.

   

Я хотела бы я у вас узнать, как вы думаете, что такое сквернословие?

(Ответы учащихся…..)

Учитель: Да вы правы, плохие слова, мат, нецензурная брань, оскорбления – все это сквернословие.

Учитель: Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна.

Из истории:

В древности на Руси считалось, что мат необходим для общения с нечистой силой. Мат являлся языком общения с демонами. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу, леший может обидеться, на берегу реки или озера — оскорбиться водяной.

 Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место — поле. Отсюда и выражение «поле брани». И если кто-то не мог сдержать свои эмоции, свою злость, те выходили в чисто поле и ругались, чтобы ветер уносил их слова, чтоб никто их не слышал.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Наказание - вплоть до смертной казни.

В наше время государство то же борется со сквернословием. В статье 20.1 указано, что мелкое хулиганство, т.е. нецензурная брань в общественных местах влечёт наложение административного штрафа в размере от 500-1000 рублей или административный арест на срок 15 суток. А так как вы ещё не совершеннолетние, то наказание за вас могут понести ваши родители.

Ребята,  а знаете ли вы о том, что  сквернословие не так безобидно, как многим кажется.  Употребляя сегодня мат в разговоре с друзьями, родными, люди, сами того не подозревая,   совершают некий ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Об этом свидетельствуют и исследования учёных. Например, японский учёный Масару Эмото с помощью опытов доказал влияние слов на воду.

Опыт проводили так: на воду воздействовали различными способами: музыкой, добрыми и скверными словами, а затем воду замораживали. Если над водой звучала классическая музыка или произносились добрые слова, то под микроскопом можно было разглядеть красивые кристаллы.

  А если над водой произносились угрожающие, бранные слова, то зрелище под микроскопом было просто удручающим.

Каждый раз, когда с вашего языка будет срываться скверное слово, вспомните об этом научном открытии, остановитесь, чтобы не навредить себе. Ведь если так менялась вода, то представьте последствия для организма человека, на 70% состоящего из воды!

  В нашем языке столько замечательных слов! Зачем же люди используют скверные слова?  Давайте попробуем разобраться.

Посмотрите, для чего используют мат в наше время:

1)для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

 Давайте попробуем разобраться, как  же избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи?

Ваши варианты.

( ответы учащихся….)

1)Самое главное правило - не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться выглядеть белой вороной.  «Все — пусть говорят, а я не буду.

2)Выработать отвращение и брезгливость к сквернословию.

3)Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

4)Читать русскую классическую литературу.

Занятие 7. «УМЕЙ СКАЗАТЬ "НЕТ!»

Цель: Обучения приемам противодействия групповому давлению.

Ход занятий:

Упражнение "Поменяйтесь местами".

Проводится в парах. Участник с номером один должен уговорить участника под номером два поменяться местами. Уговаривать можно любыми способами, но без применения физической силы.

Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления. Вопросы: Кому удалось уговорить поменяться местами. Каким способом вам удалось этого достигнуть?

Вывод: особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как человек обычно стремится быть членом какой-то группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы. Мы довольно часто не можем противостоять ему, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого. Одна из разновидностей давления - подражание окружающим ("стадное чувство", например в ситуации паники). В толпе человек может делать то, что никогда не стал бы делать в одиночку.

Игра "Театр кукол".

Участники разбиваюся на тройки. В каждой тройке выберите "марионетку" и двух "кукловодов". Нужно разыграть маленькую сценку кукольного представления, где кукловоды управляют всеми движениями "марионетки". Сценарий сценки нужно придумать самостоятельно, не ограничивая свое воображение. После репетиции тройки представляют по очереди свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей. После выступления всех участников психолог приглашает всех сесть в круг.

Обсуждение: Какие чувства испытывали "марионетки", а какие чувства испытывали "кукловоды"? Какие желания появились у вас в ходе работы?

Предполагаемые ощущения: неудобстве, напряжении, бессилии, а также о чувстве ответственности, комфорта, удовлетворения.

Вывод: состояние зависимости делает отношения между людьми искаженными, неполноценными. Попытки заставить другого человека что-нибудь сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п. называется давлением.

"Виды группового давления"

Обсуждение способов группового давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. После обсуждения на доске вывешивается плакат:

"Виды группового давления"

Лесть. Шантаж. Уговоры. Угрозы.

Насмешки. Похвала. Подкуп. Обман.

Запугивание. Призыв "делай как мы".

Упражнение «Качества характера»

Обсуждение: Как вы считаете, какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению? (Выслушать ответы детей). Возьмите альбомные листы и карандаши. Положите на листок свою ладонь и обведите ее. На каждом пальце напишите свои черты характера, которые помогут вам отказаться от давления. Например: сила воли, эмпатия, смелость, честность и др. В конце упражнения ведущий подводит обучающихся к выводу: из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.

Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя.

Главные выводы занятия: намного легче использовать приемы, обладая знаниями и уважая себя и окружающих. Всегда важно помни о том, что человек в любой ситуации имеет право выбора, т. е. любой человек в различных ситуациях может принимать самостоятельно решение, и нам хочется, чтобы в своей жизни каждый из вас сделал правильный выбор.

Занятие 8. «КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ГРУППИРОВОК»

Цели:
Способствовать успешной социальной адаптации учащихся, профилактика правонарушений.

Сообщение темы беседы.
Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, двор, футбольная команда  и другие места, где мы проводим свое время, это в первую очередь, люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы  являемся постоянными или временными членами многих групп. В зависимости от того, какие интересы положены в основу групп людей, возникают и различные типы объединений или молодёжные субкультуры.

 Данные объединения могут быть легальными и нелегальными, т.е. формальными и неформальными.

-Формальные – детские и молодежные организации, деятельность которых регулируется государством, законами и правовыми документами (уставом, положением, планом работы и т.д.) Виды: политические, правозащитные, спортивные, досуговые, экологические.

В настоящее время существует международная организация « Федерация детских организаций», объединений: пионерская организация, союз российских скаутов, детский орден милосердия, клубы по интересам и др.

«Молодая гвардия»,  «Мы», «Гринпис»

-Неформальные – отличаются от других своими взглядами, принципами, убеждениями. Создают группы, имеют свой стиль, имеют свою символику и атрибуты, обязательно есть лидер.  Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих  необычным стилем одежды и поведением.

То есть какая-либо субкультура объединяет людей, чьи вкусы и стиль не удовлетворяют общепринятые ценности и стандарты. Находясь в группе, человек ведет себя несколько по-иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы.

Сегодня мы поговорим  об  антиобщественных молодёжных группировках.

Давайте разберём, что же это такое.

Антиобщественная – значит, она ведет деятельность, которая не  соответствует принятым обществом нормам, нарушает их. Молодежная – значит в нее вступают только молодые люди (подростки) примерно одного возраста. Группировка – люди, объединенные какими-то общими интересами.

Иными словами, антиобщественная молодежная группировка – это группа молодых людей, регулярно нарушающих законы.

Рассмотрим некоторые виды неформальных объединений или «субкультур».

На сегодняшние дни очень много неформальных молодежных объединений, но все их можно разделить на такие группы – объединения, которые связаны с :

Музыкой (рокеры, металлисты, рэперы ),  спортом (скейтеры, байкеры, роллеры),  играми (геймеры, толкиенисты), компьютерными технологиями (хакеры, геймеры),  объединения современного искусства (художники, графиттеры, брейк-дансеры)

     Байкеры  – любители и поклонники     мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Философия байкерства – это гимн мужественности и братству, хотя их не волнует самочувствие жителей домов, мимо которых они с грохотом мчатся по ночам. Они первыми не ввязываются в драки, живут сами по себе, но если тронуть мотоциклиста, состоящим в байкерском клубе, ничего хорошего и этого не выйдет. Клуб, это не просто обледенение по интересам. Это целая семья, которая стоит друг за друга до конца.

     Рокеры — молодые поклонники рока (музыкального направления). Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. В идеале, рокер- это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые излагает в своих песнях. С такими легендами рока  ассоциируется у нас Виктор Цой (группа «Кино»), Вячеслав Бутусов, Андрей Макаревич , « Алиса» , ДДТ.

     Эмо  -“эмоциональный” Визг, плач, стоны, шепот – отличительные особенности этого стиля. Тексты песен носят личный характер – о переживаниях автора. Представители этого течения, как правило, носят  черные или розовые волосы, косые челки, закрывающие пол-лица (символ того, что эмо открыт миру только на половину), а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможны детские, смешные прически – два маленьких хвостика, яркие заколочки по бокам, бантики и сердечки. Черно-розовая одежда означает смешанность чувств, (т.е. черный означает депрессию, а розовый - радость и прочие положительные эмоции.) Для них характерно нытьё, слёзы, замкнутость, склонность к самоубийствам.

Эти неформальные объединения- не самое страшное. Главное, что деятельность членов некоторых неформальных группировок, неприятие ими законов общества  угрожает жизни и здоровью наших граждан, нас с вами.

Скинхэды.

     Есть молодежные группировки, говорить о которых больно и стыдно. Это молодые люди, которые и сегодня кричат: “ Хайль Гитлер”, носят свастику, ненавидят людей других национальностей и используют вполне фашистские методы. Скинхэды получили свое название по внешнему виду: а именно по шарообразным и бритым головам. Одеты  скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета. На ногах  тяжелая обувь, напоминающая армейскую.  У представителей этого направления в большом почете татуировки.

    Обычно они ходят толпой и отличаются агрессией, не признают другие нации и не позволяют им спокойно существовать в стране.

     Скинхедов объединяет отсутствие внутренней культуры, образования, желание проявить  насильственные действия по отношению к более слабым. Культовым политическим деятелем для них является Адольф Гитлер.

Скинхеды проявляют   ненависть, вражду к представителям разных народностей. Уместно напомнить: российским законодательством запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти.

"На территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность".

(Ст. 13 Федерального закона  "О противодействии экстремистской деятельности")

В средствах массовой информации очень много об этом говорят.

Например:

В Краснодаре суд  приговорил организаторов экстремистской группировки «Пит Буль» к шести годам лишения свободы  в колонии строгого режима.

Следователи и суд установили, что эти два молодых человека  вербовали в свою группировку молодых людей на стадионах во время футбольных матчей. Вечерами "питбулевцы" собирались компанией в 20 человек, находили лиц неславянской национальности и жестоко избивали их. Свои преступления экстремисты называли "акциями".

Целью этой организации  стало совершение преступлений против лиц не славянской национальности. Часто жертвами их преступлений оказывались русские граждане, внешне походившие на кавказцев.

Членам группировки  предъявлено обвинение по частям УК РФ (создание, руководство, а также участие в экстремистском сообществе) и  умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное организованной группой из-за национальной ненависти.

Субкультура фанаты. (или футбольные болельщики) Каждый футбольный клуб имеет свой собственный штат болельщиков, который поддерживал любимую команду на играх и турнирах.

 Казалось бы, что же плохого в том, что люди «болеют»  за любимую футбольную команду.  Но болельщики стали проявлять  криминальный характер, разрушая все на своем пути после футбольных матчей.

Особую активность  фанаты проявляют после крупных футбольных матчей, когда  в прямом смысле разноситься практически все.  Причем такие дебоши случаются как в случае проигрыша, так и в случае победы своей команды. Также нередки случаи, когда представители двух различных клубов сходятся вместе, чтобы решить, какой клуб наиболее лучший.

Субкультура  гопники  по своей идеологии и поведению крайне близки к хулиганам. От других молодежных субкультур, гопники выделяются тюремной речью, повышенным насилием и низким уровнем развития. Сам термин Гопник возник от слова «гоп стоп» - внезапного ограбления, нападения не совершаются по одному, как минимум задействовано от двух человек.

Музыкальное предпочтение – тюремный шансон.

Отношение к другим субкультурам идет агрессивно настроенное,  ненавистное гопникам.

По внешнему виду определить самого гопника не является большой проблемой. Они носят спортивные костюмы и короткую стрижку. Важно отметить, что попасть под влияние этой субкультуры может человек , который с детства обитает в этих кругах. Сам же возраст представителей гопников, не поддается исчислению. Попадаются люди, которые уже в 11 лет перенимают всю систему ценностей этой низменной социальной прослойки.

Однако действия описанных выше групп блекнут по сравнению с деятельностью молодёжных банд. Банды – это объединения  подростков чаще всего по территориальному признаку. Территориальные группировки, которые объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства, это то, что мы называем «дворовыми компаниями». Эту группу сплачивает борьба, порой довольно жесткая, с другими группами, преимущественно тоже территориальными. Обычно имеются излюбленные места сборищ: в беседке, на улице, в подъездах, подвалах и т.п. Кроме драк, такие группы увлекаются азартными играми, выпивкой, а иногда и наркотиками.
 Город  делится бандами на зоны влияния. На своей территории  члены банды являются хозяевами, с появляющимися  чужаками, особенно из другой банды, расправляются крайне жестоко. В бандах свои законы, свои нравы. Законом является подчинение вожаку и выполнение поручений банды. Процветает культ силы, ценится умение драться, но,  скажем, защитить свою девушку во многих бандах считается позором.

Все банды вооружены, в том числе огнестрельным  и холодным оружием. Оружие пускается в ход без долгих объяснений. Банды не только враждуют друг с другом, но и осуществляют террор в отношении нейтральных подростков. Последние вынуждены становиться «данниками»  банды, либо вступать в неё.

Многие ребята , совершая противозаконные действия, считают, что им не грозит никакая ответственность в силу их возраста.

Уголовный кодекс РФ предусматривает два возраста уголовной ответственности: 16 лет- общая уголовная ответственность, 14 лет- специальная уголовная ответственность по отдельным преступлениям.

Так, в соответствии с УК РФ, лица, достигшие 14 лет, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и вреда здоровью средней тяжести, похищение  человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, умышленное уничтожение или повреждение имущества, заведомо ложное сообщение  об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение, приведение в негодность транспортных средств.

С 16 лет наступает ответственность почти за все преступления.

- А можно подростка заставить вступить в антиобщественную группировку?

(Да, можно. Ему можно угрожать, запугивать, оказывать давление)

-Для чего это делается?

( Чтобы пополнить ряды антиобщественной группировки)

- Каковы причины вступления молодежи в антиобщественные группировки, или иными словами, банды?

На доске: Подражание. Желание казаться взрослее. Желание быть в коллективе. Желание быть нужным. Давление. Угрозы. Запугивание.

-Можно ли удовлетворить чувство общения где-то еще, кроме как в группировке? Где?

(В школе с одноклассниками; в кружке, студии, спортивной секции)

-Ещё одна причина, по которой ребята вступают в группировки-надеются тем самым обеспечить себе защиту от этих группировок. Можно  ли таким образом защититься?

(Можно, но на определенное время, пока подросток является членом этой группировки. Если он из нее выходит, то наибольшую опасность для него представляют ребята из этой же банды )

-Каковы последствия участия в банде?

(Проблемы с родителями, в школе, злоупотребление спиртными напитками,  нервно-психические заболевания,  физические увечья,  заключение под стражу, суд, отбывание наказания в колонии, учеба в спецшколах закрытого типа)

Учитель. Кого-то ждет наказание больше, кого-то меньше, но финал участия в антиобщественной группировке один, ведь все, что делает банда, является нарушением закона.

 Сейчас я вам расскажу одну жизненную ситуацию, которая действительно имела место в одном из городов России. Рита, ученица 9-го класса, была очень одинока. Ей казалось, что родные в семье ее не любят, и она мечтала иметь подруг, друзей, быть в центре внимания. Рита была очень обрадована, когда девочки пригласили ее в свою компанию. Наконец-то у нее будут настоящие друзья!

Рита знала этих девочек из соседнего дома. Они учились в той же школе, где и она, только в старших классах. Она завидовала им. Они были всегда вместе, веселые, ничего не боялись, такие смелые, независимые, с ними рядом всегда были молодые люди. Когда Рита пришла на то место, где собиралась эта компания, ей сразу сказали, что если она хочет быть с ними, то для этого ей надо сделать, что ее попросят, и «проявить» себя.

 Рита готова была на все, только бы ее приняли в эту группу. Лидер компании дал ей следующее задание – на стене дома написать от имени их компании несколько угроз в адрес определенных подростков. Рита сочла это задание пустячным и с готовностью выполнила его. После чего она была официально принята в члены этой компании. Ритиной радости не было предела. Наконец-то совершилось то, о чем она так давно мечтала. Они собирались вместе, курили, выпивали,  отбирали деньги у подростков, вырывали сумки у прохожих, грабили машины. Как было весело!

В соседнем дворе существовала другая компания подростков, которая соперничала с ними. Новые друзья Риты сказали ей, что одна девушка плохо говорила о ней, об их компании и что следует ее наказать. Это надо сделать на глазах у всех, чтобы другим неповадно было говорить о них плохо. Рита не смогла отказаться и от этого задания. Она подошла к указанной девочке в столовой школы, ударила ее, оскорбила непристойными словами и пригрозила, что в дальнейшем будет еще хуже.

Новые друзья Риты видели эту сцену, сказали ей, что она молодец, настоящий их друг. А Рита даже думала: я теперь такая же смелая, независимая, как мои новые друзья, я теперь ничего не боюсь. Позднее Рита узнала, что друзья обиженной девочки решили разобраться с Ритой и ее компанией. Один из новых друзей Риты дал ей нож, на всякий случай. Для выяснения отношений обе компании встретились во дворе дома. От словесных оскорблений и перепалки перешли к драке. Рита не была готова драться, тем более с ножом, но, тем не менее, она должна была поступать как все. Один из «неприятелей» заметил в руках Риты нож и вынул из кармана свой, ударил им девочку. Рита выронила нож и упала. Увидев это, все испугались, разбежались, оставив девушку истекать кровью. Жильцы дома вызвали «скорую помощь». Приехавшая бригада врачей доставила Риту в больницу.

- Что заставило Риту присоединиться к банде?

( Желание иметь друзей, потребность в общении, во внимании, в деятельности)

- Каких действий требовали от нее члены банды?

(Действий преднамеренно жестоких, нарушающих закон, причиняющих вред людям)

- Перечислите последствия участия Риты в банде.

( Нарушение закона, исключение из школы, ухудшение здоровья (она стала курить, пить, получила ранение ножом).

- Пришли ли на помощь в критической ситуации Рите члены банды, были ли ей верны, обеспечили ей защиту?

(Нет, они оставили ее, раненую, истекать кровью, а сами позорно сбежали. Если бы случайные свидетели не вызвали «скорую помощь», она бы могла умереть)

-Рита  говорила о том, что ей казалось, что родные ее не любят.  Было ли у вас такое ощущение?

Иногда детям кажется , что родители не любят их. Большинство подростков заблуждаются по этому поводу.

И многие из них пытаются найти теплые доверительные отношения в антиобщественных группировках. С первого взгляда может показаться, что они их нашли. Например, Рита тоже чувствовала себя очень хорошо в банде. Думала, что все ее действительно любят, и что раз она для них готова на все, выполняла любые их задания, то и они всегда придут на помощь ей и защитят. Так ли это на самом деле? 

(Нет. В итоге получается, что каждый сам за себя, никто не пришел ей на помощь, бросили одну)

-Какие методы используют члены антиобщественных группировок, чтобы заставить человека делать то, что они хотят?

(Показывают расположение и дружелюбие, играют на чувстве собственного достоинства (как в случае с Ритой: члены банды сказали ей, что о ней плохо отзывалась какая-то девушка, этого так оставить нельзя).

- Существуют ли способы противостояния такому давлению? Какие?

  •  Не ходить в те места, где собираются члены банды; не одеваться, как члены банды; общаться с друзьями, которые не являются членами банды; не ходить в одиночку, возвращаться домой вовремя.  Помните, что под воздействием алкогольного  опьянения вы можете совершить противоправные действия. И, главное, найти для себя какое-то нужное, полезное дело, увлечение, чтобы свободное время приносило пользу, а не вред)

- К кому можно обратиться за советом, помощью?

( К родителям, учителям, в милицию, к друзьям, братьям и сестрам, родственникам)

Занятие 9. «Преступление и наказание»

Цель:

-упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

-развивать представления о последствиях противоправных деяний;

-воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Ход занятия:

Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гражданин, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям.

Правонарушения классифицируются по разным основаниям: в зависимости от характера правонарушений, степени их вредности и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых санкций за их совершение. Согласно данному критерию все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся во обществе порядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью.

За проступки отвечает кодекс административных правонарушений, а за преступления уголовный кодекс. Сегодня мы остановимся именно на административных правонарушениях.

Какие правонарушения относят к административным.

  • В области охраны труда и здоровья населения (Например, руководитель вредного производства не выдал рабочим защитной одежды, потребление наркотических веществ без назначения врача, занятие проституцией);
  • Посягающие на собственность (скажем, самовольное пользование водой из реки в промышленных целях, самовольное занятие земельного участка; уничтожение специальных знаков, мелкие хищения);

  • В области охраны природы, памятников истории и культуры (незаконная рубка деревьев, правил пожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных);
  • На транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (безбилетный проезд;неправильный переход улицы; подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению , превышение установленной скорости движения и т. д.);
  • В области предпринимательской деятельности (осуществление предпринимательской; деятельности без специального разрешения (лицензии); нарушение правил продажи отдельных видов товаров);
  • В области торговли и финансов (грубое отношение продавца к покупателю; нарушение правил продажи спиртных напитков);
  • Посягающие на общественный порядок (мелкое хулиганство; появление в нетрезвом виде в общественных местах; употребление ненормативной лексики);
  • Посягающие на установленный порядок управления (злостное неповиновение работнику милиции; самоуправство; контрабанда др.)

Какие виды наказаний за административные нарушения.

предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании. Предупреждение выносится в письменной форме.

- штраф;

- возмездное (с оплатой стоимости) изъятие предметов и орудий правонарушения (охотничьего ружья, орудий рыболовства);

- конфискация этих орудий и предметов;

- лишение специального права (права охоты, водительских прав)

- исправительные работы;

- административный арест на 15 суток ( с 18 лет);

- дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности, осуществлять предпринимательскую деятельность. Назначается это наказание судьей.

Предусмотрено также выдворение за пределы РФ иностранцев и лиц без гражданства (например, гастербайтеров).

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях (мелкое хулиганство, злостное неповиновение милиционеру. Его нельзя применяить к беременным женщинам, к женщинам, имеющих меленьких детей, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях принят 20 декабря 2001 года. Вступил в силу с 1 июля 2002 года. С последними изменениями и дополнениями на июнь 2003 г.

С какого возраста наступает ответственность.

Важно отметить, что это вовсе не означает, что до 16 лет вас не будут трогать, все статьи принимают определенные оговорки, за какие-то правонарушения берется штраф, который оплачивают ваши родители. Есть преступления, которые требует обязательно, чтобы был достигнут этот возраст, в соответствии с этим, есть специальный центр временного содержания несовершеннолетних, где с ними работают специалисты по формированию правильных позиций, профилактике правонарушений.

6.Преступление- наказание (взаимосвязанные элементы, за каждое преступление административное, моральное, уголовное, экономическое обязательно последует наказание).

7.Представьте, что все вы юристы, зачитываю вам примеры из жизни, а вы должны определить, является ли это административным правонарушение, и какое наказание за этим последует.

Ситуация 1.

Подросток Коля 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажег спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещ-во, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожег глаз.

Является ли это административным преступлением?

Изготовление самодельных взрывных устройств. Административная ответственность возложена на родителей-штраф ( ненадлежащие воспитание ребенка).

Ситуация 2.

Группа подростков после пикника в лесу, оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидают их?

Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа от300-500 р.

Если нарушена противопожарная безопасность, т.е оставлен тлеющий костер. Штраф от1-1,5 т.р.

Ситуация 3.

Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге, зашли в магазин и купили бутылку пиво, в аллее, напротив школы они ее распили?

Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению.

Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей от 1-1,5 т.р.

Ситуация 4.

Подросток Иван, 13 лет, сидел на лавочке в парке, и всех прохожих, проходящих мимо него, он оскорблял, используя при этом нецензурную брань. К нему подошел сотрудник милиции, и сделал ему предупреждение, он полностью проигнорировал его.

Какой вид наказание понесет данный подросток.

(Мелкое хулиганство-т.е. нецензурная брань в общественных местах, приставание к граждан, является нарушение общественного порядка и спокойствия граждан. Штраф от 5-15 мин. оплаты труда, арест на 15 суток.

В данном случае 15 суток, т.к. игнорировал инсп. мил.

Ситуация 5.

Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали кнопки лифта в подъезде, разбивали лампочки, поджигали почтовые ящики.

Могут ли они быть привлечены к административной ответственности?

Порча в жилых домах, и жилых помещениях от 1-1,5 т.р.

Т.к. на всевозможные наказание, подлежащие его возрасту на него не действуют, то в таких случаях есть Цент Содержания Несовершеннолетних Правонарушителей, где они находятся, до того, времени, пока они не достигнут возраста несения наказания. В этом центре, с ними работают специалисты, которые помогают им выйти на ровную дорогу, и не совершать таких деяний, в основном используя метод трудотерапии.

Итог: административные правонарушения, не значительные наказание, но накладывают определенный отпечаток на судьбу( постановка на учет).

Уже в подростковом возрасте вы формируете себя как личность, у которой есть определенны жизненные позиции, внутренний устав, который вас ведет и сопровождает во взрослой жизни. И если у вас где-то есть внутри уголок, который вам подает сигналы, о том, почему бы и нет, не попробовать… Задумайтесь над тем, что вы будущее страны, и нам вас надежда ваших матерей, отцов, дедов. А с другой стороны, вы ответственны за будущее поколение, которые будут жить в том обществе с теми нормами, которые вы создадите или сохраните.

Будьте достойными гражданами свой страны, соблюдайте законы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков

Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возра­сту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Профилактика девиантного поведения подростков

Существенные сложности подросткового возраста проис­текают из-за того, что взрослые не понимают, что подростком быть трудно, и, кроме того, из-за того, что они не помнят или не хотят вспомнить себ...

Программа Профилактика девиантного поведения подростков

Программа Профилактика девиантного поведения подростков...

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь подростков от подобного будущего. Актуальность д...

Занятие-тренинг «Профилактика девиантного поведения подростков»

Занятие-тренинг для групповых занятий обучающихся 6-11 классов про профилактике девиантного поведения....

Тренинговое занятие по профилактике девиантного поведения подростков.

Профилактический тренинг предназначен для группового занятия с подростками в возрасте от 14 до 18 лет. Содержание упражнений направлено на профилактику безнадзорности и беспризорно...