Агрессивное поведение подростка с нарушениями интеллекта: особенности профилактики и коррекции.
статья

Крючкова Светлана Геннадьевна

Агрессивное поведение подростка с нарушениями интеллекта: особенности  профилактики и коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение подростка с нарушениями интеллекта: особенности  профилактики и коррекции.

Тревожным симптомом  в современном мире является рост числа подростков, поведение которых отклоняется от норм принятых в обществе. В последние годы существенно возрос уровень агрессии среди подростков. Проблема агрессивного поведения в детской среде перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. Сухие статистические сводки свидетельствуют о росте преступности среди детей и подростков. Мы ежедневно наблюдаем ролики в интернете, где показана подростковая жестокость по отношению к сверстникам. Демонстрация насилия и жесткости в СМИ и кинематографе приводят к тому, что агрессивное поведение воспринимается подростками как норма. С помощью агрессии они пытаются утвердиться в коллективе, достичь желаемого. Проблема агрессивного поведения подростков, как никогда ранее, актуальна. Особое внимание  психологи уделяют  проблеме девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта является результатом сложного взаимодействия черт эмотивного, циклоидного, гипертимного типов акцентуации характера и повышенной тревожности. А их   социальная  интеграции является весьма актуальной в современной коррекционной психологии, включению  данных подростков в социальные системы, предназначенные для здоровых детей и подростков.

Традиционно, нарушения поведения при умственной отсталости исследовали как результат замедленного или нарушенного формирования эмоционально-волевой сферы (Выготский Л.С., Занков Л.В, Зейгарник Б.В., Братусь Б.С., Иванов Е.С., Исаев Д.Н., Ковалев В.В., Лебединская К.С., Мнухин С.С., Певзнер, М.С., Шипицына Л.М.). В ряде случаев агрессивное поведение изучалось в структуре психопатологических синдромов и пограничных состояний (Мнухин С.С, Исаев Д.Н.), реже - в структуре патологии формирования личности (Грибанова Г.В., Иванов Е.С., Исаев Д.Н., Ковалев В.В., Мнухин С.С., Райская М.М., Шипицына Л.М.).

Специалист по превентивной психологии С.А. Беличева рассматривает вышеперечисленные психические аномалии как психобиологические предпосылки асоциального поведения, но при этом психолог отмечает, что данные отклонения не являются предопределяющей причиной преступного поведения. Ребенок сегодня- это результат действия взрослого вчера. На самом деле агрессия- это крик души ребенка о помощи. Агрессивное поведение подростков с нарушением интеллекта - это многоаспектный, сложный в понимании причинно-следственных механизмов возникновения феномен. 

Известный дефектолог С.Я. Рубинштейн, изучавшая психологию умственно отсталых школьников, писала: «Не болезнь является причиной антисоциальных, аморальных действий умственно отсталых детей, а та среда, в которой живет и развивается ребенок». Отечественный психолог В.М. Махова, изучавшая эмоциональное реагирование умственно отсталых детей на проблемные ситуации отмечает, что дети с нарушением интеллекта предпочитают деструктивные способы решения проблемных ситуаций: сознательное провоцирование конфликтных отношений сопровождается физической и вербальной агрессией. В качестве причин, стимулирующих возникновение агрессии, вышеназванные специалисты называют следующие:

-неблагополучная ситуация в семье;

-повышенная возбудимость детей;

-интеллектуальные нарушения;

-низкий уровень самоконтроля;

-отрицательное влияние классного коллектива, в котором агрессия считается                   нормой поведения;

-фрустрирующие ситуации (запреты, замечания педагогов);

-защита в ответ на «нападение». 

Проявления агрессивности по отношению к родителям, сверстникам и учителям у детей с умственной отсталостью бывают необычайно жестокими. Нападения и драки совершаются без осознания со стороны детей всей опасности и тяжести, наносимых ими другим людям повреждений.

Одним из факторов оказывающих сильное влияние на проявления агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью является эмоционально-волевой, а результате того, что характер поступков и деятельности детей зависит от их сиюминутных желаний, направленных на немедленное удовлетворение собственных эгоистичных потребностей.

Дети с агрессивным поведением часто провоцируют других детей на драки, а взрослых выводят из состояния душевного равновесия.

Агрессивные дети очень редко признают свои ошибки, отказываются соблюдать правила, они могут быть мстительными. Еще одним признаком наличия агрессии у ребенка являются вспышки гневной реакции на действия окружающих, которые ребенку не пришлись по нраву.

 Профилактика агрессивного поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Психологическая профилактика агрессивного поведения у детей с умственной отсталостью должна включать в себя мероприятия направленные на предупреждения возникновения и снижение неблагоприятной динамики уже возникших проявлений агрессивного поведения.

Психопрофилактическая работа должна быть направлена не только на конкретного ребенка или группу детей, но также и на работу с педагогами, родителями и другими взрослыми в ближайшем окружении ребенка, которые оказывают влияние на формирование его личности. Особенно важна просветительская работа с родителями, поскольку семья оказывает большое влияние на развитее ребенка в целом, в том числе и на его поведение.

Профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к ребенку. Социального оздоровления и социально- психологической коррекции также требует неблагоприятная среда и ближайшее окружение, которые могут повлиять на социальную    дезадаптацию ребенка. Нельзя делать акцент только на работе с детьми, нужно охватывать все направления, чтобы реализовать все задачи профилактической работы, ведь нельзя забывать, что семья имеет большое влияние на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Если не проводить своевременную работу с родителями, то все результаты, достигнутые при работе с детьми, быстро сойдут на «нет».

Эффективность  профилактики и коррекции агрессивного поведения обеспечивается следующими концептуальными и тактическими принципами:

1.Принцип единства диагностики и коррекции.

2.Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей подростков.

3.Принцип активного подключения ближайшего социального окружения к участию в реализации коррекционно-развивающей программы.

4.Принцип прогрессивности использовался как путем постепенного усложнения заданий.

Основные предлагаемые направления работы по коррекции агрессивности:

1) психотерапия, обучение методам саморегуляции;

2) психолого-педагогическая помощь (музыкальная терапия; изотерапия; игровая терапия; трудовая терапия; развитие коммуникативных навыков, формирование эмпатии, доверия к людям и т. д.; тематическая беседа; проигрывание ситуаций с последующим их анализом; песочная терапия; сказкотерапия; работа по модификации поведения; работа с мягким материалом; использование воды; работа с родителями и педагогами по разъяснению причин и поиску возможности коррекции агрессивного поведения детей; упражнения, направленные на формирование адекватного отношения к ребенку у родителей.

1.        Михайлина, М. Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика. Технологии, консультирование, занятия, тренинги [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – Волгоград : Учитель, 2013. – 207 с.

2.        Смирнова, Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей [Текст] / Т. П. Смирнова. – Ростов н/Д : «Феникс», 2004. – 160 с.

3.        Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]   :   практическое   пособие   /   К.   Фопель.   – М. : Генезис, 2001. – 500 с.

4.        Юдина, И. Г. Когда не знаешь, как себя вести... Тренинг устойчивости    подростков     к     коммуникативному    стрессу    [Текст]    / И. Г. Юдина. – М. : АРКТИ, 2007. – 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения подростков посредством педагогического взаимодействия

В последнее время проблема агрессии стала очень популярна в мировой психологии. Постоянно растущие во всём мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к тео...

Программа "Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков"

обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;отработка навыков общения в возможных конфликтны...

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

РАССТРОЙСТВО ПОВЕДЕНИЯ И ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ....

Коррекция агрессивного поведения подростков

Муниципальное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с.Эрзин Эрзинского кожууна РТ         Коррекцияагрессивного поведения  п...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...