Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.
статья по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Буренкова Ирина Михайловна

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, провоцирующие агрессивное поведение детей. Определены напавления и методы профилактической  работы  с  детской  агрессивностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика агрессивного поведения у школьников.

Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

Агрессивное поведение детей и подростков в школе, а также за ее пределами превратилось уже в социально-педагогическую проблему. Становление агрессивного  поведения – это  сложный  и многогранный процесс,  в котором действует множество факторов, как биологических, так и социальных. И, на наш взгляд, только поняв настоящие причины агрессивности и особенности ее проявления в каждом отдельном случае, можно применить правильную и эффективную программу профилактики.

Цель  моего сегодняшнего доклада, систематизировать представления  о причинах  агрессивного  поведения у  школьников,  а также  рассказать о наиболее эффективных  методах  раннего  выявления агрессивного  поведения детей. Кроме того,  я поделюсь опытом работы по  выявлению и коррекции агрессивного поведения у учащихся средней  школы № 2 г. Юрюзань.

        Обобщив теоретические исследования, посвященные изучению  проблемы агрессии и аутоагрессии можно выделить круг причин, провоцирующих агрессивность с раннего возраста. Это следующие причины.

1. Органические:

  • минимальная мозговая дисфункция; 
  • травмы и инфекционные поражения головного мозга и т.д. 

Агрессивность  в данном случае -  клинический  симптом, связанный с дефектом функции контроля и повышенной возбудимостью. Профилактика и коррекция агрессивного  поведения будет опираться на  медикаментозное лечение,  а также  психотерапевтическое сопровождение.  

2. Наследственные: 

  • психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников; 
  • наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

 3. Социально-бытовые:

а) Неблагоприятные условия воспитания в семье:

  • агрессивное поведение членов семьи в обыденных  жизненных  ситуациях; 
  • непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения; 
  • неоправданно жесткий родительский контроль; 
  • насилие в семье; 
  • конфликты между родителями; 

б) Неблагоприятная обстановка в школе: 

  • конфликты с одноклассниками; 
  • педагогически некомпетентное поведение педагогов; 
  • чрезмерно высокая учебная нагрузка. 

4. Ситуативные: 

  • ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников; 
  • чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; 
  • введение ограничений в поведение ребенка; 
  • переутомление; 
  • подражание другим ребятам, или  персонажам книг,  фильмов и т.п.

Как мы поняли,  перечень  довольно  большой.  Нам, педагогам важно понимать, что агрессия – это  всегда вторичное состояние,  основой которого является ГНЕВ. Поэтому,  очень  важно  выявить главную причину возникновения гнева,  чем он вызван:  внешними событиями,  мыслями,  поведением других  людей (родителей,  учителей,  сверстников),  или  это  влияние СМИ. Тут  актуализируется проблема диагностики,  как можно  более раннего выявления агрессивности среди детей,   и ее причин.  

Часто  причина агрессивности детей находится на  поверхности,  и педагог-психолог, или классный  руководитель могут приступать  к коррекции  агрессивного  поведения не погружаясь в диагностику.

Но иногда, требуется детальный анализ психологической  сферы  ребенка,  проявляющего  ту или иную  форму агрессии. Диагностика должна быть  полной,  рекомендуется использование комплекса методик. Существует много  методик исследования агрессивности.  Вот некоторые, наиболее эффективные из  них:

  • Диагностические критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
  •  Диагностические критерии агрессивности (анкета)
  •  Агрессивность (опросник: ребенок глазами взрослого),  автор  А.А. Романов 
  •  Методика «Тест Рука» (Наnd-тест)
  •  Опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки
  • Опросник  агрессивности  Л.Г. Почебут
  • Графическая методика «Кактус»
  • Проективная методика «Несуществующее животное»

Для работы с учащимися начальной школы, наиболее подходят проективные рисуночные тесты, а также диагностические карты наблюдения и анкеты. Для учащихся средних и старших классов мы используем групповые формы диагностики. Методики определения агрессивности Басса-Дарки, Л.Г.  Почебут позволяют определить  не  только  уровень  врыаженности агрессии,  но  и получить  показатели по  отдельным шкалам:  есть шкалы физической,  вербальной,  косвенной  агрессии и пр.  Т.е.  мы можем получить профиль  агрессивности каждого  ребенка.

Мы проводили  в этом году диагностику 5х  классов,  и получили интересные результаты:

Существенным фактором, стимулирующим агрессивное поведение, является враждебность, то есть негативное отношение ребенка к окружающему миру. В сочетании с обидой и подозрительностью оно формирует искаженную картину мира и грубо нарушает систему взаимоотношений и взаимодействия с окружением.

Для диагностики благополучия социальных  отношений (родители,  сверстники,  учителя) рекомендуются следующие методики:

  • Социометрия
  • Фильм-тест Рене Жиля
  • Методика Розенцвейга
  • Проективный тест «Рисунок семьи»
  • Опросники стиля семейного  взаимодействия (методика PARIE)

Для диагностики влияния СМИ  и сети Интернет,  мы используем анкету, направленную  на изучение организации досуга детей.

Анкета содержит  несколько  вопросов:

  1. Твоя любимая книга?
  2. Твой  любимый фильм/мультфильм?
  3. Твоя любимая компьютерная игра?
  4. Твоя любимая игра на улице?
  5. На кого из  персонажей книг,  игр,  фильмов ты бы хотел  быть  похожим?
  6. Сколько  времени ты проводишь за компьютером (гаджетами)?
  7. Какие кружки (секции)  ты посещаешь?

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других людей, в том числе детей. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками дает им возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбления).

Профилактика и коррекция детской агрессивности. Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т.д.). Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрение.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Необходимо учить ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда взрослый рассержен, важно сдерживать гнев, но высказать свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление. В других случаях только принятия и сочувствия ребенку бывает недостаточно.

Задача взрослых в том, чтобы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства. Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома он срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Из-за этого напряжение увеличивается еще больше, и следующий срыв бывает более бурным и продолжительным.

Самое главное - научить ребенка разряжаться - избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях».

Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева: пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил; предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч и т.д.; дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти (это помогает успокоиться); также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее; можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева (тогда агрессия найдет выход в творчестве).

Родители могут научиться управлять поведением своих агрессивных детей, для этого следует: 


  • обратить особое внимание на игры ребенка; в играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи; 

  • обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают; 

  • следить за тем, какой пример вы подаете ребенку; если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова; 

  • быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон; во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни; особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений; 

  • поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; 

  • научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет. 

Современным родителям очень сложно выдержать соперничество со средствами массовой информации (особенно с телевидением), оказывая воздействие на социальное развитие своих детей. Согласно исследованиям американских социологов, в массовой культуре США проявление агрессии и жестокости часто оценивается высоко и преподносится как средство достижения целей. В телепередачах, которые являются для ребенка мощным источником информации, физическое насилие показывают в среднем пять - шесть раз в час. Агрессия телевизионных и компьютерных героев часто награждается, а положительные персонажи бывают так же агрессивны, как преступники. В нашей стране ситуация с пропагандой агрессивного поведения не сильно отличается от американской. Психологи считают, что телевизионное насилие особенно увеличивает вероятность агрессивных реакций у тех, кто и так склонен к агрессии.

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

Однако если родители любят смотреть фильмы ужасов и боевики - ребенок тоже их полюбит. А если бить собаку на глазах у ребенка, нечего удивляться, что через некоторое время он начнет мучить животных, а потом и людей. Дети - максималисты, и, получив урок цинизма в детстве, повзрослев, они не станут задумываться о том, что чувствует их жертва. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика агрессивного поведения среди школьников Причины агрессивного поведения. Раннее выявление агрессивного поведения учащихся. Педагог-психолог МОУ «СОШ № 2 г. Юрюзань» Буренкова Ирина Михайловна

Слайд 2

Виды агрессии Агрессия В ербальная Физическая Материальная Игнорирование Бойкот Принуждение Косвенная Прямая

Слайд 3

Причины агрессивного поведения у учащихся 1. Органические: минимальная мозговая дисфункция; травмы и инфекционные поражения головного мозга и т.д.

Слайд 4

2. Наследственные: психопатоподобное , аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.

Слайд 5

3. Социально-бытовые: а) Неблагоприятные условия воспитания в семье: агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях; непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения; неоправданно жесткий родительский контроль; насилие в семье; конфликты между родителями; б) Неблагоприятная обстановка в школе : конфликты с одноклассниками; педагогически некомпетентное поведение педагогов; чрезмерно высокая учебная нагрузка.

Слайд 6

4. Ситуативные: ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников; чувствительность к оценке, осуждению, порицанию; подражание другим ребятам, или персонажам книг, фильмов и т.п.

Слайд 7

Агрессия – это всегда вторичное состояние, основой которого является ГНЕВ.

Слайд 8

Диагностика агрессивности среди учащихся Диагностические критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком) Диагностические критерии агрессивности (анкета) Агрессивность ( опросник : ребенок глазами взрослого) , автор А.А. Романов Методика «Тест Рука» ( Наnd-тест ) Опросник агрессивности А. Басса , А. Дарки Опросник агрессивности Л.Г. Почебут Графическая методика «Кактус» Проективная методика «Несуществующее животное»

Слайд 9

Результаты диагностики агрессивности учащихся 5-х классов Показатель Повышен (от кол-ва всех опрошенных) Норма Физическая агрессия 25% (преим. мальчики) 75% Вербальная агрессия 38 % (преим.девочки) 62% Косвенная агрессия 23% 77% Негативизм 19 % 81% Раздражительность 41% 59% Подозрительность 37% 63% Обидчивость 17% 83% Чувство вины 55% 45% Индекс враждебности 8% 92% Индекс агрессивности 18% 82%

Слайд 10

Выявление причин агрессивности Для диагностики благополучия социальных отношений (родители, сверстники, учителя) рекомендуются следующие методики: Социометрия Фильм-тест Рене Жиля Методика Розенцвейга Проективный тест «Рисунок семьи» Опросники стиля семейного взаимодействия (методика PARIE )

Слайд 11

Выявление проблем с взаимодействием с окружением

Слайд 12

Анкета, для определения организованности досуга детей Твоя любимая книга? Твой любимый фильм/мультфильм? Твоя любимая компьютерная игра? Твоя любимая игра на улице? На кого из персонажей книг, игр, фильмов ты бы хотел быть похожим? Сколько времени ты проводишь за компьютером ( гаджетами )? Какие кружки (секции) ты посещаешь?

Слайд 13

Влияние СМИ и Интернет

Слайд 14

Обучение детей выражению своих чувств

Слайд 15

Расскажи о своих чувствах У меня накапливается злость в школе от ________________ Я терпеть не могу, когда _______________________________ Я не хочу слышать, когда ______________________________ Я просто психую, когда ________________________________ Когда я злюсь, я ______________________________________

Слайд 16

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии Старайтесь направить гнев в русло компромисса Сосчитайте до 10, 20… Сделайте 10-12 глубоких вдохов и выдохов… Займитесь мини-гимнастикой Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием Порвите какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту Светку», «Я готова разорвать Анну Ивановну на кусочки!»)

Слайд 17

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии Выместите свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном ненужном и безопасном предмете. Мальчики могут приспособить для этих целей что-то вроде боксерской груши Послушайте спокойную музыку или ту, которая вам нравится Займитесь любимым делом Самое конструктивное — разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой — уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто спортивной игрой, бегом

Слайд 18

Терпения вам и семейного благополучия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.

Педагогический совет Тема: Суицидальное поведение, как особый вид отклоняющегося поведения подростка.Суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, выска...

Причины суицидального поведения подростков с ТМНР.

В статье дается краткое описание причин суицидального поведения подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития...

Причины суицидального поведения подростков, способы преодоления

И.П.Павлов писал: «...Жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель»). Роль психологических факторов в формировании суицидального поведения велика, однако их необходимо рассматривать в со...

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)

Индикаторы суицидального поведения подростков (причина, признаки, профилактика)...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида).

Суицидальное поведение подростков (причины, профилактика). («Родителям о детях» - рекомендации по профилактике суицида)....