Методическая разработка по профилактике агрессивного поведения младших школьников
план-конспект

Мустафина Гюзель Рифовна

Занятие ориентировано на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладения коммуникативными навыками, умение контролировать свое поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие "Давайте жить дружно!"687.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Исянгулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЗАНЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

АГРЕССИВНОГО  ПОВЕДЕНИЯ  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»

C:\Users\123\Desktop\IMG-20181111-WA0008.jpg

Разработала:

Мустафина Г.Р.

педагог-психолог

МОАУСОШ №2 с.Исянгулово

Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………….3
  2. Разработка занятия по профилактике агрессивного поведения младших школьников «Давайте жить дружно!»………………….......................................................................4
  3. Заключение…………………………………………………………………………………..7
  4. Список литературы………………………………………………………………………….7

Приложение

Пояснительная записка

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, волнующих сегодня как педагогов и психологов, так и родителей. Особенно повышенная агрессивность проявляется в начальном звене: в силу возрастных особенностей дети еще не умеют в полной мере контролировать свои эмоциональные проявления, управлять своими поведенческими реакциями и, при этом, характеризуются несформированностью элементарных навыков общения, налаживания коммуникаций. Работа по профилактике агрессивного поведения, прежде всего должна быть направлена на развитие элементарных навыков общения, умения сотрудничать, прислушиваться к мнению другого, уступать.

Занятие ориентировано на подготовку соблюдения норм общественного поведения, овладения коммуникативными навыками, умение контролировать свое поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях. В ходе занятия дети получат навыки эмоциональной саморегуляции и социально приемлемых способов поведения в конфликтных ситуациях.

Разработка занятия «Давайте жить дружно!»


Цель занятия: профилактика агрессивного поведения младших школьников

 Задачи:

- снижение уровня агрессивности, неконтролируемого чувства гнева и злости;

- обучение навыкам самоконтроля, развития самосознания;

- развитие чувства эмпатии; способности понимать свои чувства; переживания, состояния и интересы других детей.

 Форма проведения:  тренинг

 Время проведения:  35-40 минут

Целевая группа: младшие школьники 7-10 лет

Ход занятия:

Организационный момент

 
- Ребята, тема нашего сегодняшнего занятия «Давайте жить дружно! ». Мы сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости, то есть о тех человеческих качествах, которые помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание.
Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания? 
Почему дружба не складывается? Что мешает?
В настоящее время очень много проблем происходит от того, что люди стремятся решить возникающие вопросы в конфликтах, агрессивно. Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы. 

Упражнение «Мое имя»

Инструкция: Сейчас этот красивый  мяч  побежит по вашим рукам. У кого он окажется называет свое имя и с каким настроением пришел на данное занятие.

Обсуждение: 
Какие чувства вызвало у вас это упражнение?

Работа со сказкой «Сказка Кузя»

Давным-давно жил маленький мальчик Боря со своими многочисленными игрушками. Среди этих игрушек был странный слоненок по имени Кузя, вызывавший общие насмешки своим неказистым видом. Как ему было обидно! Долго лежал Кузя среди других игрушек, горько размышляя, почему он не такой, как все, почему с ним не играют ни Боря, ни другие игрушки. Все остальные игрушки - красавцы как на подбор, а он ободранный, ни красоты, ни проку,

И вот однажды он оказался в грузовике, который ехал в детский дом к детишкам, у которых не было родителей. Слоненок находился в большой компании других игрушек, и, как всегда, тут же нашлись и добрые, и завистники. Последних оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу его внешности. И так ему стало больно за все эти годы страданий и издевательств! В довершение всех унижений грузовик неожиданно тряхнуло, слоненок вылетел из кузова, закувыркался на дороге и остался одиноко лежать у обочины.

Шло время, а Кузя так и лежал у обочины. Но однажды проезжавший мимо мусоросборщик подобрал слоненка, погрузил его вместе с другим мусором на баржу и поплыл к самому глубокому месту, где обычно сбрасывали никому не нужный хлам.

Пока они плыли, Кузя размышлял: неужели только для этого он появился на свет! «Если это конец, - подумал он, - то надо хотя бы иметь мужество и выброситься самому... по своей воле... уйти глубоко под воду по своему выбору!» Так он и сделал. И был немало озадачен и смущен, обнаружив, что не только не потонул, но, напротив, закачался на волнах и даже поплыл своим особым стилем.

Оглянувшись, он увидел много интересного: раздуваемые ветром паруса лодки, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны. На душе у него стало радостно. Так он и плавал по волнам, пока его не выбросило на берег. Опять безнадежность! До чего же бессмысленной казалась ему его жизнь! Погревшись на солнышке, слоненок как-то незаметно уснул под равномерный шорох волн.

Проснулся он от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые его подняли. Кузя увидел улыбающееся лицо маленькой девочки Марины, которая с восторгом повторяла: «Это просто чудо! Настоящее чудо!» На него никто еще не смотрел с такой любовью... и никогда он не слыхал такой похвалы в свой адрес... никто не держал его в руках так осторожно и заботливо. Слоненок был в полной растерянности, но его ловко подхватили и доставили туда, где было много других слонят и где все восхищались его неповторимостью. Марина ловко посадила его среди других игрушек. Все относились к нему с большим почтением. Мало того, было признано, что это самый прекрасный слоненок из всех слонят!

Кузю неоднократно представляли разным людям, говоря, что это самый лучший слоненок, который был подарен морем, и он завоевал огромное количество симпатий. Все отмечали его изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств.

«Сколько бедствий я перенес, — думал слоненок Кузя, - и всё же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно!»

При обсуждении обращается внимание детей на важность добрых слов и доброго отношения девочки Марины, которые полностью изменили жизнь слоненка.

Упражнение «Поменяемся местами те, кто… »
Мы все очень разные, но в то же время все чем-то друг на друга похожи. А сейчас, чтобы нам еще лучше друг друга узнать поиграем в игру «Поменяемся местами те, кто… ». Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, кто любит конфеты… играть на компьютере… плавать в реке… гулять на улице… слушать сказки… убирать игрушки… ходить в  школу… ». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. 


Вывод: В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно. 

Упражнение «Драка»

- Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание. Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Упражнение «На ошибках учатся» 

В жизни каждый человек делает ошибки. Совершая  ошибки мы чему - то учимся. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь ошибку, которую сделали? Некоторые люди, сделав ошибку, устраивают над собой строгий суд. Остальные  просто ещё раз попытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что-то сразу не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки? Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете ещё нарисовать походящие картинки. Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что вы вообще думаете по этому поводу. А теперь возьмите  новый лист бумаги и напишите на нём  с большими буквами: «Совершать ошибки - это естественно. Человек учится на своих ошибках». Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память.

Упражнение «Доброе животное»

Психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох – два шага назад. Вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Заключение

Данное занятие позволяет создать в классе, в группе безопасное психологическое пространство. Формируются устойчивые и доброжелательные отношения в группе младших школьников. Приобретается навык конструктивного реагирования в конфликте, снижается агрессия, изменяется представление о самом себе.

Список литературы

1. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей /Т.П.Смирнова.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.-154 с.

2.Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция./Фурманов И.А.- Минск: Ильин В.П., 2011.- 192 с.

3.Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах./К.С. Шалагинова.- Изд-во «ГРИФ и К», - 2014.- 237 с.

Приложение

Фрагменты профилактического занятия

C:\Users\123\Desktop\DSCN5655.JPG

C:\Users\123\Desktop\IMG_7610.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников

Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников...

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...

Особенности агрессивного поведения младших школьников

В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых остр...

Профилактика агрессивного поведения младших школьников

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорблени...

Презентация на тему "ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ"

В данном материале подробно описаны особенности девиантного поведения младших школьников....