Профилактика агрессивного поведения младших школьников
методическая разработка

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах, А. Басс, А. Бандура, К. Лоренц и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика агрессивного поведения младших школьников

Профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций, развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения и формирование потребности в социальном признании и самоутверждении может проводиться на занятиях с детьми младшего школьного возраста.  

Задачи занятий:

  • профилактика агрессивных реакций, негативных эмоциональных реакций; 
  • развитие навыков конструктивного реагирования в ситуациях эмоционального напряжения и исправление нарушений в сфере межличностного общения; 
  • формирование потребности в социальном признании и самоутверждении. 

Продолжительность занятия – 40 минут (при желании время можно сократить или увеличить).

Участники – младшие школьники в возрасте 9-10 лет.  

Первый, мотивационно - адаптационный этап реализации профилактики агрессивного поведения, снижения уровня агрессивности, развитие положительных личностных качеств младших школьников с признаками агрессивного поведения включает в себя следующие задачи:  

  • демонстрация демократического и безопасного стиля общения в группе; снятие у детей скованности и напряжения;  
  • энергетическая разрядка;  
  • вовлечение обучающихся в групповую работу и организация совместного отдыха;  
  • получение участниками группы опыта позитивной обратной связи;  
  • побуждение к рефлексии.  

Задачами второго диагностика - аналитического этапа выступает:  

  • составление иерархии стимулов (ситуаций), вызывающих у школьников тревогу и гнев, выбор вариантов решения проблем, анализ и обсуждение последствий каждого выбранного варианта поведения;  
  • осознание и вербализация своих чувств и чувств другого человека в подобной ситуации;  
  • осознание         зависимости         агрессивного         поведения         от эмоционального состояния;  
  • получение обратной связи о собственном поведении в восприятии окружающих.

Третий реконструктивно-развивающий этап включает в себя задачи:  

  • отреагирование негативных переживаний;  
  • развитие чувствительности в межличностных отношениях;  
  • осознание собственных установок относительно нравственных ценностей;  
  • закрепление позитивных поведенческих реакций в проблемных ситуациях, актуализация собственного опыта в конфликтных ситуациях;
  • отработка навыков психологической поддержки.

Содержание занятий профилактики агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

 

№ занятия

Содержание занятия

Цель занятия

Занятие 1

Приветствие

Упражнение - разминка: «Маска»

Упражнение «Спутанные цепочки»

Рефлексия

Упражнение «Ладонь в ладонь»

Рефлексия

Живое зеркало

Медитативная техника

Рефлексия

Настрой участников на работу, активизация

личностных ресурсов  

Занятие 2

Приветствие

Групповая игра «Циферблат»

Техника РЭТ.

Игра «Сотворение мира»

Рефлексия

анализ прошлого занятия, активизация личностны

ресурсов участников

Занятие 3

Приветствие

Групповая свободная дискуссия

Групповая игра "Картина на память" Метод идентификации и коррекции дисфункциональных мыслей

Рефлексия

информирование участников о противоправном поведении, снижение агрессивности детей формирование самоконтроля

Занятие 4

Приветствие

Психологическая игра «Подводная лодка»

Метод «наводнение»

Рефлексия

осознание человеческой понимание успешности неуспешности

ценности жизни, причин или в         ней,

способствовать пониманию у школьников возможности

управлять своим поведением  

Занятие 5

Приветствие

Психологическая игра «Симпатия группы»

Групповая         дискуссия         на тему: «Взаимоотношения с окружающими – права и обязанности»

Фиксация         внимания         на

противоречиях в суждениях

Рефлексия

формирование

межличностных отношений, развитие речевой

компетентности личности

Занятие 6

Приветствие

Упражнение «Я мыслю»

Упражнение «Я чувствую»

Обучение         методу формирования стратегии самоконтроля и обучение самонаблюдению

Упражнение «Чего я стыжусь?»

Рефлексия

анализ собственных мыслей чувств осознание собственной ценности формирование

чувства комфортности

Занятие 7

Приветствие

Деловая         игра         «Путешествие на воздушном шаре»

Медитативная техника

«Тренировка         эмоциональной устойчивости»

Рефлексия  

Рекомендации родителям, педагогам.

Формирование         позитивного поведения учащегося.

 

тренировка эмоциональной устойчивости личности

участников

 

Формирование адаптивных качеств личности в данном случае будет осуществляться через формирование активной жизненной позиции и обучению навыков разрешения проблем на конструктивном уровне, положительной самооценки, навыков постановки реалистичных целей, снижению внутренней конфликтности и напряженности.

Методы психологической профилактики агрессивного поведения младших школьников

Методы

Техники, приёмы, методики

Методы         коррекции

эмоциональных состояний

Контактная десенсибилизация

Эмотивное воображение

Метод «Наводнение»

Методы саморегуляции

Медитативные техники

Метод формирования стратегии самоконтроля

Когнитивное переструктурирование

Групповая дискуссия

Прием обращения внимания на противоречия в суждениях

Идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей

Методы снижения нежелательного поведения

Тайм-аут

Реакции группового осуждения негативного поведения

Методы         формирования

позитивного поведения

Репетиция поведения посредством групповых игр, ролевой игры

Программа жетонного подкрепления

 

Для решения проблемы профилактики агрессивного поведения необходимым является создание условий для личностного развития младших школьников. К таким условиям относятся:

  • оптимизация ведущей деятельности школьников;
  • сопряженность профилактических целей, содержания и методов модификации поведения детей с агрессивным поведением.

В группе необходимо создать атмосферу безусловного принятия и доверия, которая будет способствовать самораскрытию, исследованию школьниками своего внутреннего мира и выбору наиболее оптимального направления развития.  

Таким образом, в организации деятельности по профилактике агрессивного поведения школьников важно не просто использовать внешние методы воздействия, но и стимулировать самих участников образовательного процесса к обретению самостоятельности, ответственности, субъектности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики девиантного поведения младших школьников

В основном воспитательная работа по кор­рекции девиантного поведения направлена на то, чтобы поста­вить девиантное поведение под контроль, включающий в себя: во-первых, за­мещение, вытесне...

Методический материал к проведению родительского собрания на тему: «Профилактика агрессивного поведения младших школьников»

Данный методический материал могут использовать в своей работе классные руководители, социальные педагоги и педагоги-психологи, как форму взаимодействия педагогов и родителей....

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников

Пакет методик диагностики агрессивного поведения младших школьников...

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника

Родительское собрание на тему :Коррекция агрессивного поведения младшего школьника...

Особенности агрессивного поведения младших школьников

В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых остр...