«Семейное воспитание в профилактике девиантного поведения подростков»
статья
Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: например, гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным. Программа предполагает проведение занятий в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров-тренингов даёт возможность объединить различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаре-тренинге создаются условия для интерактивного обучения, участники процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания становится легче и интереснее.
Тренинговая часть занятий нацелена на выработку конкретных практических навыков. Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. В тренинговой части особое место отводится психологическим играм.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МИЧУРИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ
«Семейное воспитание в профилактике девиантного поведения подростков»
(Из опыта работы муниципальной опорной площадки «Подросток и общество»)
Автор
Балабаева Оксана Анатольевна,
педагог дополнительного образования,
руководитель МОП «Подросток и общества»
Мичуринский МО, 2025г.
Введение
Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: например, гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Часто их поведение называют асоциальным или девиантным. Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Девиантное поведение (от лат. deviatio – «уклонение») — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.
Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.
Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Наблюдается тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (также как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Трудности во взаимоотношениях с внешним миром накладываются на трудности во взаимоотношениях с самим собой, вызванные психологическими особенностями подросткового возраста.
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми. К сожалению, все чаще родители сводят процесс воспитания к осуществлению элементарного ухода за ребенком: обеспечению основных потребностей в пище, одежде, жилье, медицинском уходе. Забывая при этом про удовлетворение его эмоциональных требований, а ведь в нежности и любви он нуждается не меньше, чем в дорогих игрушках. Важно научиться чувствовать ребенка, понимать его внутренний мир.
В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия, подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная информированность родителей и детей дает возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.
Таким образом, большое влияние на формирование личности ребенка оказывает ситуация в семье. Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Именно атмосфера в семье является индикатором поведения ребёнка.
Многим родителям не хватает знаний в вопросах воспитания, они мало знакомы с возрастными особенностями психофизического развития детей, уровень психологической культуры семейных отношений порою оказывается недостаточным для создания благоприятной среды, в которой ребенок смог бы наиболее полно раскрыть природные задатки. Все это является почвой для искажений в развитии личности уже на самом первом этапе жизни ребенка. Тем самым могут быть упущены невосполнимые возможности, которые больше в жизни ребенка уже никогда не повторятся.
В свете задач, стоящих перед российским образованием на современном этапе общественного развития, системная и последовательная просветительская работа с родителями на всех этапах взросления ребенка, начиная с самого раннего возраста, является не только актуальной, но и необходимой. В рамках деятельности муниципальной опорной площадки реализуется услуга «Родительская школа», которая предполагает психолого-педагогическое просвещение родителей, имеющих трудности в воспитании детей. В основе услуги– программа психолого-педагогического просвещения родителей «Родительская школа», направленная на повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, развития, профилактики противоправного поведения детей, а также укрепления семьи (приложение №1).
Программа предполагает проведение занятий в форме лекций и семинаров с элементами тренинга. Форма семинаров-тренингов даёт возможность объединить различные методы работы с аудиторией: дискуссии, практические упражнения, ролевые игры, практикумы и т.д. Важно, что на семинаре-тренинге создаются условия для интерактивного обучения, участники процесса имеют возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. В такой форме информация усваивается быстрее, участники вовлекаются в процесс, а сам процесс познания становится легче и интереснее.
Тренинговая часть занятий нацелена на выработку конкретных практических навыков. Основой процесса познания во время тренинга является приобретение собственного опыта. В тренинговой части особое место отводится психологическим играм (приложение №2).
Услуга «Родительская школа» реализуется на базе общеобразовательной школы, занятия проводятся педагогами, психологами, социальными педагогами с привлечением других специалистов. Особенностями занятий являются стабильный состав групп и интерактивные формы обучения.
По итогам освоения программы родители смогут применять методы, практики в воспитании и в общении со своими детьми.
Об эффективности профилактической работы с обучающимися, состоящими на различных видах учета, и их родителями в муниципалитете свидетельствует снижение численности несовершеннолетних 87%, состоящих на учете в органах внутренних дел и на внутришкольном учете, а также увеличение доли несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, в отношении которых прекращена индивидуальная профилактическая работа.
Список литературы
- Аграшенков А. «Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты»
- Алмазов Б.Н. «Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних».
- «Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-методич. Пособие» под редакцией М.И. Рожкова.
- Захаров А.И. «Отклонения в поведении ребенка».
- Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. Двадцать одна ситуация из практики детского психиатра и психотерапевта. – М.: Прометей, 2002.
- Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2001.
- Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.:Педагогика, 1991.
- 45. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2007
- Осипова А.А. Манипуляции в общении: умей сказать «нет!». Ростов н/Д:Феникс, 2005.
- 55. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. Битяновой М.Р. СПб.: Питер, 2007.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга СПб.: изд. «Речь», 2007.
- Таннен Д. Ты просто меня не понимаешь! (Общение женщин с мужчинами). СПб.1996.
https://forms.yandex.ru/u/66cc68ff5056908d4aa17888/success/?akey=f43496df21f21e17317da3a3ab2694c7b809b0ca
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа педагога-психолога по профилактике девиантного поведения подростков
Девиантное поведение— один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, ...

Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Профилактика девиантного поведения подростков с нарушением интнллекта...
Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.
Мы,учителя, делаем всё возможное, чтобы взамодействие родителей со школой было эффективным. Перед нами стоит одна общая цель- счастье подрастающей личности.В своей школе мы расширили...

Родительское собрание "Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения и негативных привычек школьника"
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и своих детей. Вз...

Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения
Родительский лекторий на темуРоль семейного общения в профилактике девиантного поведения" "...

Роль семейного воспитания в профилактике девиантного поведения подростков.
Семья играет большую роль в жизни своего ребенка. Именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет их ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь....

"Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей"
Консультация для родителей....
