Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
статья на тему

Елена Курьина

Духовно-нравственное воспитание  - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Курьина Е.Г.

педагог-организатор

ГБОУ школа №613 Московского района города Санкт- Петербург

Духовно-нравственное воспитание подростка

Одной из ведущих задач модернизации образования является повышение воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитательной функции  образовательных учреждений. Проблема духовно-нравственного воспитания является  общенациональной. Это связано с тем, что разрушены прежние идеалы, произошло  падение нравственных устоев, утратились  существовавшие  нормы и принципы морали. Всё это привело к усилению неблагополучия в детской и подростковой среде, снизило воспитательный потенциал мощных факторов социализации: семьи, СМИ,  общественных  организаций и учреждений дополнительного образования.

В Концепции модернизации образования говорится, что воспитание-это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание  условий для развития  духовности  на основе общечеловеческих ценностей  и для самореализации личности. Одним из приоритетных направлений воспитания детей в Российской федерации является формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотическое воспитание детей. Одной из приоритетных задач деятельности классного руководителя является формирование нравственных смыслов и духовных ценностей.

 Человек не рождается с определённым уровнем духовности, она начинает  формироваться в детском возрасте. Роль классного руководителя в этом процессе велика, одной из ведущих задач классного руководителя является  оказание помощи  детям в понимании величайших  духовных ценностей, развитии основ нравственности. Воспитание-это  взаимодействие взрослых и детей по реализации совместных планов  в поиске жизненных ценностей. Только совместная  выработка нравственных ценностей,правил, законов жизни составляет  суть воспитания.

В своей работе я использую различные формы воспитательной работы  на основе комплексной  программы «Я - человек. Я – гражданин. Я - личность». Каждая часть программы  предназначена для определённого возраста. Раздел программы  «Я – личность» охватывает учащихся  5-9 классов. Цель программы –создание условий для интеллектуального,духовно-нравственного, физического  и эмоционального  развития учащихся.

 Духовно-нравственное воспитание -это передача детям знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной  для России духовности, формирование опыта  поведения и жизнедеятельности. Необходимо  целенаправленно развивать  у учащихся такие качества, как доброта, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, то есть  духовно-нравственные ценности, выработанные  христианской культурой.

Содержание программы выстраивается по шести основным блокам.

  1. « Я и мир знаний. Я в этом мире»- формирует нравственный смысл учения, представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда, значения творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; элементарные представления об основных  профессиях; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления о роли  знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества.
  2. «Истоки культуры и духовности»-способствует формированию эстетических  потребностей, ценностей  и чувств, представления о душевной и физической красоте  человека; формированию эстетических идеалов , чувства прекрасного и способности видеть красоту природы, труда и творчества; развивает  интерес к чтению, произведениям искусства, музыке, занятиям  художественным творчеством и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
  3. «Природа-творец. Я – творец самого себя»-формирование ценностного отношения к природе и окружающей среде, сознательного отношения к самому  себе; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе и элементарного опыта природоохранной деятельности. Бережного отношения к растениям и животным.
  4. «Мир и общество. Я и мир»-воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека.
  5. «Я, моя семья и мои друзья»-формирование отношения к семье как основе  российского общества, представлений о семейных ценностях, уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство с культурно –историческими и этническими традициями российской семьи.
  6. «Я  и мои жизненные ориентиры»-формирование основ морали, осознанной необходимости  поведения, обусловленного  принятыми в обществе  представлениями о добре и зле, укрепление позитивнойнравственной самооценки,самоуважения и жизненного оптимизма.

Содержание программы отражает социально-значимые ценности, которые признаются обществом. Воплощение в жизнь этих ценностей  создаёт условия для развития  в человеке гуманизма. Ответственности, долга, чувства собственного достоинства, чувства эмпатии, толерантности и гражданственности.

 Ожидаемый результат реализации программы: ученик, умеющий общаться в различных  ситуациях со сверстниками. Педагогами. Родителями и другими окружающими  людьми; умеющий выбирать ориентиры, анализировать собственные поступки и поступки окружающих  людей; противостоять  отрицательным явлениям  среды; знающий обязанности человека и гражданина, умеющий рассуждать, высказывать своё мнение; социально активный и социально ответственный; проявляющий интерес к окружающим людям, имеющий чувство собственного достоинства.

          Воспитание  гражданина страны- одно из главных условий национального возрождения. Понятие «гражданственность»  предполагает  освоение  и реализацию ребёнком  своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мыпрежде всего должны видеть  в нём человека. Поэтому «гражданин»  с педагогической точки  зрения-это самобытная индивидуальность, личность, обладающая  единством  духовно-нравственного и правового долга. В течение  тысячелетней истории русская культура утверждала приоритеты общечеловеческой значимости: милосердие и сострадание, чувство сопричастности судьбам простого народа, национальные идеалы патриотизма и государственности. Эти основы русской культуры могут сыграть  важную роль в заполнении  мировоззренческого  вакуума в современной школе, сформировать у подростков  нравственные установки. Технология воспитания человеческого в человеке на основе комплексной  программы «Я-человек, Я-гражданин, Я-личность» является хорошей основой для создания системы работы с классом по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся.

Литература:

  1. Государственная программа «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.Начальная школа.5-11 классы . 2003 год.
  3. Степанов Е.Н. Воспитание в начале 20 века: тенденции развития.  Воспитание школьника -2000,№2.
  4. Степанов В.М. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII вида.

"Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях школы-интерната VIII  вида".   Выпускная работа в  КРИПК и ПРО по специальности "Олигофренопедагогика"....

Программа воспитания подростков в кадетской школе-интернате.

ВОСПИТАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооружё...

Статья - "Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе "

Родителям обучающихся - о воспитании детей в современном обществе....

Статья на тему: «Эмоциональное состояние подростка на примере школы Енсан г. Пусан (Республики Корея) и гимназии № 33 г. Улан-Удэ (Российская Федерация).

Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственны...

Духовно – нравственное воспитание подростков в современных условиях.

В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим...

Статья "Духовно-нравственное воспитание ребенка в современной школе"

Проблема нравственного развития ребенка в современном обществе...