Практическое пособие родителям: Развиваемся играя "Пальчиковый театр"
методическая разработка на тему

РазаковаТатьяна Викторовна

Данное пособие предназначено в помощь  родителям детей младшего возраста. Пособие может быть полезно как родителям, так и специалистам  отделения и специалистам учреждений работающих с детьми. Пальчиковый театр является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_-_palchikovyy_teatr_razakova.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение   Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  «Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс»

 Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями

ПРАКТИЧЕСКОЕ   ПОСОБИЕ

РОДИТЕЛЯМ:

РАЗВИВАЕМСЯ  ИГРАЯ

г. Урай, 2014

Предисловие

Пальчиковый театр является одним из наиболее успешных средств в развитии мелкой моторики. Особенно это важно в связи с тем, что в настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности – кисти руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Как показывают исследования, чем лучше у ребёнка развита мелкая моторика пальцев, тем быстрее и лучше он начинает говорить.

Данное пособие предназначено в помощь  родителям детей младшего возраста.

Пособие может быть полезно как родителям, так и специалистам  отделения и специалистам учреждений работающих с детьми.

Составитель: воспитатель отделения

 реабилитации для детей и подростков

 с ограниченными возможностями

Т.В. Разакова

Содержание

Введение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4

1. Пальчиковый театр, его особенности и значение……………………………5

2. Как изготовить пальчиковый театр…………………………………………...6

3. Рекомендуемые произведения………………………………………………...7

Литература ..………………………………………………………………………8

Введение.

С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. С помощью  сказок у детей появляется  представление об окружающем мире,  о животных и птицах, о связи человека с природой, о добре и зле. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя.

Пальчиковый театр – это прекрасный материал для развития у детей воображения, мышления и речи, способствует развитию мелкой моторики, т.к. в ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Пальчиковый театр прививает умение слушать, позволит ощутить себя в роли курочки, бабушки или мышки, ребенок, по сути, играет в сюжетно-ролевую игру: замкнутый в себе малыш, вдруг начинает принимать активное участие в сказке и, незаметно для себя, но на радость родителям, становится вдруг общительным.

Куклы знакомых нам с детства персонажей помогают ребенку преодолеть скрытые психологические барьеры, учат правильно излагать свою мысль, продумывать поведение. Здесь уже не устное народное творчество или сказка известного автора, здесь автор – это сам ребенок:  думающий, ответственный за своих персонажей, имеющий свою позицию и точку зрения.

Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для детей, а именно:

- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);

- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, ребёнок вырабатывает способность к концентрации внимания;

- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;

- театральные постановки развивают фантазию и воображение;

- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;

- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);

- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности;

- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.

1. Пальчиковый театр его особенности и значение

Пальчиковой театр, не только способствует развитию мелкой моторики, но и творчества, памяти и пространственного мышления, что показывает исключительную пользу и универсальность, данной технологии в воспитании дошкольников. Таким образом, о пальчиковом театре можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл его состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковый театр – хороший помощник для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию.

Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики кисти рук у детей младшего дошкольного возраста. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.

А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать.

У ребёнка появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество необычных или непонятных ему ситуаций. Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную ситуацию, сможете лучше понять мотивы и причины того или иного поведения младших дошкольников.

Например: «Маленький Зайчонок не захотел слушаться маму и ускакал далеко в лес один». Задавайте наводящие вопросы: «Что случилось с Зайчонком?», «Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять?», «Кого он встретил?», «Как нашел дорогу к дому?». При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки можно подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.

2. Как изготовить пальчиковый театр

Пальчиковые театры это прежде всего: вязанные фигурки, которые надеваются на пальцы рук; из бумажной массы; из теннисных шариков на которых рисуются лица персонажей; пальчиковые куклы сделанные из различных видов тканей; можно изготовить небольшую ширму и декорации.

Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Во время пальчиковой игры можно прямо на пальчиках нарисовать смывающимся карандашом глазки, ротик и носик. От этого игра станет более увлекательной.

«ДЕТКИ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Будем пальчики считать - 

Крепкие, дружные, 

Все такие нужные. 

(показать кисть правой (левой) руки, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 

Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать. 

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове «вставать» - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 


«ПО ГРИБЫ»
(потешка) 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Мы идём грибы искать! 

Этот пальчик в лес пошёл, 

Этот пальчик гриб нашёл. 

Этот пальчик чистить стал. 

Этот пальчик жарить стал, 

Этот пальчик всё съел, 

Оттого и потолстел. 

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 


«ПАЛЬЧИКИ» 

Раз, два, три, четыре, пять, 

Вышли пальчики гулять! 

Раз, два, три, четыре, пять, 

В домик спрятались опять. 

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. 

3. Рекомендуемые произведения

Примерный перечень для детей от 2 до 3-х лет:

«Курочка Ряба»

«Колобок»

«Теремок»

«Репка»

«Три медведя»

«Заячья избушка»

«Маша и медведь»

Курочка Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. 

Дед бил, бил - не разбил. 

Баба била, била - не разбила. 

 Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. 

 Дед плачет. Баба плачет. А курочка кудахчет: 

- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко, не золотое - простое! 

«Репка»

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытащили репку!

Колобок

Жили-были старик со старухой. Вот однажды старик говорит:

- Испеки-ка мне, старуха, колобок, что-то есть очень хочется.

- А из чего испечь, муки-то нету?

- А ты по амбару поскреби, по сусеку помети, глядишь, и наскребешь муки на колобок.

Пошла старуха, по амбару поскребла, по сусеку помела и наскребла немного муки.

Замесила тесто на сметане, состряпала колобок, пожарила его на масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на завалинку, с завалинки – на травку, с травки – на дорожку, а по дорожке – прямо в лес.

Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге – только заяц его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему серый волк:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
От тебя, волк, подавно уйду!

И покатился по дороге – только волк его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь:

- Колобок, колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, косолапый, я тебе песенку спою!

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От тебя, медведь, подавно уйду!

И покатился – только медведь его и видел! Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса:

- Колобок, колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса, нехитро уйти!

А лиса говорит:

- Хорошо поёшь, да слышу я плохо. Колобок, колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок.

Колобок вскочил лисе на нос и запел погромче: Я колобок, колобок,
По амбару скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешан,
В печку посажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лиса…

Не успел допеть, лиса его «ам» – и съела!

Cтоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик
— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.
Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь!
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.
Только уселся — трах! — раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

Литература

1.  Алексеевская Н. Домашний театр. - М.: Лист. 2000.

2.  Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. - Ростов-на Дону.: Феникс, 2003.

3.  Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: Просвещение, 1979.

4.  Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. – М.: Просвещение, 1982.

5. Трифонова Н. М. Кукольный театр своими руками. - М.: Рольф, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".

Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи?  Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...

Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...