Речь на кончиках пальцев
презентация к уроку на тему

"СЕМИЦВЕТИК"

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.

 

Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. На протяжении всего раннего детства четко прослеживается, как по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речь на кончиках пальцев2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речь на кончиках пальцев Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что "натуральное побуждение к действованию над вещами" у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития

Слайд 2

Содержание

Слайд 3

1.Научно- историческая справка.  Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.  Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками.  Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью (эта связь дает себя знать и у нас).  Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Слайд 4

Мнения ученых Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение "созидательной работе рук" для развития мышления и речи детей. В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук. Бехтерев В. М. академик, психиатр, невролог, физиолог (1857 — 1927)

Слайд 5

двигательная проекция кисти руки в человеческом мозге Величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне говорят о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Двигательный центр движения пальцев рук и моторный центр речи в мозге человека Карта речевых зон У. Пенфилда

Слайд 6

2. Определение уровня развития тонкой моторики рук Дети до 3-х лет: «Сделай как я» - покажи один пальчик, потом два пальчика, три пальчика; Дети старше трех лет: - «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке, - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся; - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу, - «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,

Слайд 7

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Говорящие дети :  удаются все или почти все упражнения;  изолированные движения пальцев рук не вызывают затруднений Не говорящие или плохо говорящие дети:  пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые

Слайд 8

3.Пальчиковая гимнастика Массаж кистей рук и пальцев. - поглаживать и растирать ладони вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперек; - растирать пальчики спиралевидными движениями

Слайд 9

Пассивное выполнение упражнений (взрослый сгибает и разгибает пальцы ребенка, совершает ими энергичные движения): - сжимать пальцы в кулачок и разгибать; - сгибать и разгибать каждый пальчик по отдельности;

Слайд 10

Упражнения с использованием различных предметов (начиная с 10 месяцев и старше)  катать между ладошками и пальцами шарики разного размера, палочки, специальные массажные мячики, карандаши с гранями, круглую расческу для волос и т.д.)  сделайте «Сухой бассейн», насыпьте в глубокую миску горох, спрячьте в нем мелкие игрушки и предложите ребенку их найти;

Слайд 11

 перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы, удерживая их двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным и т.д. (бусины, пуговицы, перебирать разноцветную фасоль, горох и т.д.);  открывать и закрывать разные коробочки, спичечные коробки, откручивать и закручивать крышки на флаконах, на баночках из-под крема;  застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии на одежде;  завязывать и развязывать шнурки;  раскладывать счетные палочки, строить домики из них;

Слайд 12

Упражнения для кистей рук (с 2 – 3 лет)

Слайд 13

Выполнение фигурок из пальцев

Слайд 14

Динамические упражнения для пальцев рук.

Слайд 15

4. РЕКОМЕНДАЦИИ Пальчиковую гимнастику необходимо выполнять регулярно, по несколько минут в день и тогда она будет эффективной. Игры и упражнения с пальчикам не только стимулируют речевое развитие, но и развивают память, внимание, воображение, готовят руку ребёнка к овладению письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь на кончиках пальцев.

Давно известно , что пальчиковые игры, развитие мелкой моторики ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Родителям следует не забывать о простых играх и заданиях, оказывающих влияние ...

Речь на кончиках пальцев.

Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Поэтому вашему вниманию представлены игры, которые направлены на работу детских пальчиков....

Речь на кончиках пальцев

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательн...

Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...

Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"

Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"...

"Речь на кончиках пальцев" Консультация для родителей и педагогов

quot;Речь на кончиках пальцев"Консультация для родителей и педагогов  Подготовила учитель-логопедГБОУ Школа № 15 ДК № 5 Васильева Ольга Владимировна...