Речь на кончиках пальцев.
статья по теме

Давно известно , что пальчиковые игры, развитие мелкой моторики ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Родителям следует не забывать о простых играх и заданиях, оказывающих влияние на развитие речи, мышления, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Консультация дефектолога или советы дефектолога

                                             Ершова Анна Яковлевна

           

                                              Речь на кончиках пальцев.

Сегодня у большинства современных детей отмечается как общее  моторное      

        отставание, так и слабое развитие моторики рук, в особенности это относится к

        городским детям. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям,  

        приходилось больше делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу,

        вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры.

        Сейчас многие операции выполняют за человека машины – кухонные комбайны,

        стиральные машины, пылесосы и др. В современной жизни домашняя еда

        вытесняется готовыми полуфабрикатами, мало кто занимается рукоделием.

                         Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются  на

         развитии детей

Давно известно, что подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, доказавших, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, готовит  руку к письму, развивает мышление.

Множество игр для развития мелкой моторики можно провести, используя самые разнообразные предметы, игрушки, принцип действия которых подразумевает движения кистями и пальцами рук, - бусы, шнуровки, кукольная одежда на липучках, пуговицах, молниях, кнопках. Полезно использовать и различные материалы, развивающие моторику рук: пластичные (тесто, пластилин, глину), сыпучие (крупы и бобовые, песок). Развитие хватательных движений – хватание щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) можно совершенствовать при сортировке мелких предметов по цвету, форме, размеру и т.д. Занятия с разнообразными конструкторами, паззлами, изготовление поделок из природных материалов, бумаги  развивают силу рук, тонкие движения пальцев. Очень полезны занятия с мозаикой, нанизывание на шнурок бусин, крупных пуговиц, шариков. Сейчас в продаже есть игры – шнуровки, как простые, бессюжетные, так и сложные, требующие выполнения действий в определенном порядке, содержащие большое количество деталей, которые прошнуровываются к основе (например, яблоки и листики на спине ёжика). Развивают соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев игры с прищепками, их можно изготовить самим. Прикрепите прищепки к желтому картонному кругу, получится солнышко с лучами, а если изготовить силуэт ежа, то прищепки станут иголками у него на спине. Очень полезны игры в театр на пальчиках, для этого нужно приобрести или изготовить самим тряпичные или деревянные фигурки, с помощью которых можно разыгрывать небольшие сюжеты. Можно предложить ребенку выложить из счетных палочек или спичек простые фигурки – квадрат, домик, грибок, ёлочку и др. Задания и инструкции к ним могут быть разными по сложности: поэтапный показ каждого действия, выполнение фигуры по готовому образцу,  по памяти. Не  забывайте, что игры с мелкими предметами следует проводить под контролем взрослого.

И конечно нельзя забывать о пальчиковых играх, ведь они развивают тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, понимание речи. Напомню Вам одну из таких игр.

 Птички.

            -Вот птички летают, машут крылышками (скрещиваем руки на уровне запястий,

            симметрично поднимаем и опускаем кисти)

            - Приземлились птички, крылышки сложили. (соединяем ладони вместе)  

            - Покормим птичек – насыплем им зернышек! (складываем пальцы одной руки в  

            щепоть и легко шевелим ими).    

            -Вот как птички зернышки клюют!   (тихонько барабаним по столу согнутым

          указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью).      

                Уважаемые родители! Приведенные выше игры и занятия совершенно не    

          сложные, не требуют больших временных и материальных затрат, но приносят  

          огромную пользу гармоничному развитию детей.  Желаю Вам успехов!                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь на кончиках пальцев.

Развитие речи напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика. Поэтому вашему вниманию представлены игры, которые направлены на работу детских пальчиков....

Речь на кончиках пальцев

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательн...

Программа "Здоровье на кончиках пальцев" подпрограмма "Исцеление кончиками пальцев"

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует норме, то и речевое развитие находится в пред...

Речь на кончиках пальцев

Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты. В настоящее время учеными установлено, что уровень разви...

Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"

Презентация по развитию речи во второй младшей группе "На кончиках пальцев"...

"Речь на кончиках пальцев" Консультация для родителей и педагогов

quot;Речь на кончиках пальцев"Консультация для родителей и педагогов  Подготовила учитель-логопедГБОУ Школа № 15 ДК № 5 Васильева Ольга Владимировна...