Взаимодействие с родителями
проект (6 класс)

Харченко Ольга Викторовна

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный проект «Учим учиться».

«Хотите вы, не хотите ли, 
Но дело, товарищи, в том, 
Что прежде всего мы родители, 
А все остальное потом
». 

Разработчики: 

Родители учащихся 6б класса, МБОУ СОШ №4.

Краткая аннотация проекта.

Данный проект рассчитан на обучающихся 6б класса и направлен на повышение уровня мотивации к достижению более высокого образовательного результата, к личностному и общекультурному развитию. Выполнение проекта осуществляется через мероприятия формата «обучение через развлечение», совместные культурно- образовательные походы и поездки, учреждение родительскими советами ежемесячных премий учащимся, сумевшим повысить свой академический результат по учебному предмету, победителю (призеру) конкурсов, соревнований, фестивалей в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы.

Проект «Учим учиться» будет полезен самим обучающимся, их родителям, а также образовательному учреждению.

Результатом проекта должно являться повышение уровня мотивации к обучению учеников 6б класса и родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей.

Проект реализуется за счет урочной, внеурочной деятельности и осуществляется посредством внеклассных мероприятий.

Сроки реализации Проекта «Компетентные родители» в МБОУ СОШ №4: октябрь 2014 года – май 2016 года. Осуществляется в соответствии с письмом департамента образования Администрации города от 23.11.2015 № 4079/15 «Об участии в реализации проекта «Компетентные родители».

Обоснование необходимости проекта.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условия для успешного воспитания, развития школьников, взаимодействия с родителями, социальными партнерами. В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед школьными учреждениями является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка и работа с одаренными детьми».

Но реалии современности показывают, что на этапе достижения необходимых результатов возникает противоречие между взглядами школы и взглядами семьи на пути обучения и главное способы достижения данных результатов.

Заинтересованной стороной являются, в первую очередь, родители, так как культурные отношения внутри семьи во многом определяют путь ребенка в обучении. В связи с этим, школа выступает в роли координатора и местом пропаганды здорового семейного воспитания.

Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса «учитель –ученик – родитель» дает очень хорошие результаты: ребята повышают образовательный уровень, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, всесторонне развиваются.  

Новизна и актуальность проекта

Учёба – нелёгкий труд, требующий немало усилий. Учиться нужно уметь, выполнять особые виды работы, владеть определёнными навыками.

Задумайтесь над словом «учиться». Частица «ся» придаёт ему особый смысл: учить себя. В.А. Сухомлинский писал, что можно поставить над собой сто учителей, но они окажутся бессильными, если ты не сможешь заставить себя сам и сам требовать от себя. Учение – это большой и нелёгкий труд, он особенный, это труд души, формирующий личность. Не случайно древние говорили: «Победить себя – самая нелёгкая победа».

Если в младших классах учеников воспитывают учителя и родители, то старшеклассники должны сами вырабатывать в себе такие качества, как сила воли, самоконтроль, ответственность, т.е. заниматься самовоспитанием.

Если же человек не умеет работать над собой, он не сможет достичь желаемых результатов. За этим неминуемо последует разочарование, человек начинает думать, что он ни на что не способен, становится пассивным и теряет всякое желание заниматься какой – либо деятельностью.

Для эффективного взаимодействия педагогов с родителями создана комфортная образовательная среда, в рамках которой осуществляется реализация проекта «Компетентные родители», являющаяся одним из инновационных проектов и   реализуется родителями и учителями в  МБОУ СОШ №4.

Актуальность состоит в том, что содержание отвечает требованиям образовательной стратегии, в рамках которой, создаются оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, ориентируя их на повышение активности и участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ученика.

Новизна данного проекта заключается в реализации и способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в классном коллективе и семье. Через развитие компетентности повышается заинтересованность родителей, ответственность за воспитание и обучение детей. Родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы, для которых целевым ориентиром является формирование социального портрета ученика 6 класса и возрастает степень доверия и уважение к учителям, которое ведет к продвижению имиджа школы.

Методологической основой программы являются особенности взаимодействия школьного учреждения с семьей и работа, раскрывающая содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями.

Теоретическая значимость определяется решением проблемы повышения качества образования учащихся 6б класса, осведомленность родителей через технологию образования родителей и личностно–ориентированную систему общения,  направленную на обновление и конкретизацию стратегии сотрудничества; уточнения целей, задач и содержания путем введения разнообразных форм и средств психолого-педагогического просвещения; определения показателей эффективности процесса обучения учащихся и объем педагогических знаний родителей. 

Практическая  ценность  проекта  определяется тем, что может быть использована в  освоении   других классных коллективах с привлечением родителей,  содержащиеся    практические    материалы      способствуют повышению эффективности процесса  взаимодействия учащихся,    педагогов и семьи; может быть использовано в практической деятельности.
        Проект «Учимся учиться» помог найти новые возможности для повышения образования учащихся, придать направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Цель проекта создание условий, для организации конструктивного взаимодействия и позитивных взаимоотношений родителей и учащихся 6б класса в рамках образовательной подпрограммы «Учим учиться».

Задачи проекта:

  1. Проанализировать формы взаимодействия с семьей по вопросам образования и воспитания подростков и реализации комплекса мер по их социализации, выбрать направление.
  2. Разработать проект «Учимся - учиться» в соответствии с особенностями работы с учащимися, педагогами и семьей в рамках городского проекта «Компетентные родители».
  3. Разработать с родителями приемы и методы, способствующие успешному обучению их детей.
  4. Стимулировать учащихся к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.

Предполагаемый результат:

  1. Раскрытие и повышение интеллектуального, творческого потенциала участников проекта.
  2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
  3. Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня.
  4. Сотрудничество родителей и педагогов сформирует позитивное отношение   к обучению у учащихся и создаст условия для повышения его качества.

5. Сплочение родителей для достижения единой цели — всестороннего развития личности ребенка, воспитание умных, ответственных, добрых детей.

 

Продукты проектной деятельности:

  1. Беседа «Учится- значит учить себя».
  2. Стенд успешности «Учимся на 5»
  3. Фотоколлаж «Дерево знаний»
  4. Презентация «Учимся учиться»
  5. Мониторинг успешности обучающихся за год. Результаты и динамика роста успешности обучающихся

        

План реализации проекта

Действие, мероприятие

Участники, ответственные

Результат

1 этап: подготовительный

1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Родительский комитет, кл.руководитель.

Постановка проблемы, выбор направления

2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме.

Родители-участники проекта, кл.руководитель.

Методическое обеспечение проекта

3. Составление плана-графика проекта. Распределение материала.

Родители-участники проекта, кл.руководитель.

План-график проекта Диагностико-дидактическое обеспечение проекта

4. Анализ мотивации учащихся к обучению.

Психолог

Анализ результатов, предложения, пути решения.

5. Организация познавательной, развивающей, предметной среды. Подготовка к беседе с учениками «Мои успехи и достижения».

Родители -участники проекта, кл.руководитель.

Среда для осуществления проекта. Материал о достижениях учащихся.

6. Проведение родительского собрания, знакомство с проектом.

Консультация «Родители-родителям» на тему: «Учимся учиться».

Психолог,  

родители, кл.руководитель.

Помочь родителям разработать формы, методы и приемы для мотивации учеников к успешному обучению.

2 этап (основной, формирующий, практический)

1.Беседа «Учится- значит учить себя».

Родители, ученики.

Постановка целей и задач перед учениками, отвечающими за качество обучения в классе. Распределение обязанностей.

2. Создание стенда успешности «Учимся на 5». Еженедельный анализ количества «5» учеников класса.

Родители, ученики.

 Стенд успешности «Учимся на 5»

3. Подготовка и участие в школьных предметных олимпиадах.

Родители-участники проекта, ученики.

Дипломы победителей.

4. Подготовка и участие в городских предметных олимпиадах

Ученики,

родители.

Результаты участия

5. Подготовка и участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах

Ученики,

родители.

Дипломы, грамоты, сертификаты.

6. «Парад отличников». Подведение итогов успеваемости по итогам каждой четверти.

Родители-участники проекта, ученики.

Разработка и организация парада, спонсорская помощь родителей.

7. Творческое задание: «Как я помог своему однокласснику в учебе». Отчет на классном собрании в конце четверти. (форма отчета на выбор )

Родители-участники проекта, ученики.

Умение сотрудничать в коллективе. Творческая активность, коммуникативные умения.

8. Рейтинг успешности обучения учащихся 6б класса по итогам полугодий в  МБОУ СОШ №4

Зам.директора по ВВР, родители.

Протокол результатов обучения в МБОУ СОШ №4. Организация экскурсий родителями учащихся.

3 этап: контрольно-диагностический, заключительный

1. Выявление степени мотивации учащихся к обучению.

Психолог

Анализ полученных результатов

2. Стенд успешности «Учимся на 5»

Родители, ученики.

Общение со сверстниками, родителями, положительные мотивация в обучении

3. Фотоколлаж «Дерево знаний»

Родители, ученики.

Фотоколлаж

4. Презентация «Учимся учиться»

Родительский комитет.

Презентация

5.Парад отличников и хорошистов

Родительский комитет.

Награждение успешных учеников, участников конкурсов, олимпиад.

6. Организация экскурсий родителями учащихся в деревню «Русскинская»

Родительский комитет

 фотоотчет

7. Проведение родительского собрания. Анализ работы над проектом. Выводы.

Родители, родительский комитет,

психолог.

кл.руководитель.

Ознакомление родителей с результатами проекта

Основные целевые показатели

Критерии

Показатели

Участие в конкурсах, олимпиадах и т.д.

Кол-во участников, победителей, призеров в конкурсах, олимпиадах (динамика)

Успеваемость

Положительная динамика успеваемости обучающихся

Сформированность УУД

% качественной обученности, результаты зимней сессии

Личные инициативы

Кол-во инициатив, выдвинутых и реализованных обучающимися за год

Рейтинг класса

Повышение рейтинга класса на параллели 5-11 классов в МБОУ СОШ №4

Критерии оценки.

   В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (практические и творческие задания, устные выступления, самооценка и самоанализ, самореклама и др.).

   Эффектами освоения программы станут знания, умения, приобретённые учащимися, проявленные в самостоятельной и коллективной деятельности.

Основными критериями усвоения материала являются:

- анализ продуктов познавательной деятельности;

- целенаправленное наблюдение за работой учеников класса на уроках и дома;

- умение давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.

Возможные риски реализации проекта:

  1. Нежелание некоторых родителей участвовать в совместных мероприятиях.
  2. Неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся

Для устранения данного риска предусмотрены консультации (беседы) родителей с целью осознания значимости данных мероприятий.

Используемая литература.

  1. М.В. Король. Витражи мудрости. Минск, «Полымя», 1991
  1. Л. Юдина. Целебное чтение. АиФ № 1-2, 2014
  1. Читали! Читают. Будут читать? Сборник методических материалов о чтении детей и юношества. Томск, 2005
  1. Г. Доман, Д. Доман. Как научить ребёнка читать. Аквариум, Москва, 1998

5. Материалы Интернет



Предварительный просмотр:

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1163/d-1162423/img0.jpg


Отчёт о работе Родительского комитета  6б класса

МБОУ СОШ №4 за 2014 – 2016 учебный год.

Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института.  Для полноценного развития ребёнка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

 Мы родители, понимаем, и со всей ответственностью утверждаем, что только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей и родителей содержательной, интересной, радостной.

Наш коллектив 6 «б» класса живёт и работает большой и дружной семьей, всегда помня слова В.А. Сухомлинского: «Семья – эта та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Помогать своим детям учиться – значит проявлять повседневную заботу о школьных делах: какие испытывают трудности, какие взаимоотношения с одноклассниками, с учителями и самое главное «Чем мы можем им помочь?...»

Что было в начале?  В 2014-2015 учебном году наши дети окончили начальную школу. Классным руководителем стала Харченко Ольга Викторовна. С первых дней большое внимание было уделено работе с родителями, родительским комитетом.

В пятом классе, анализ психолога по адаптации показал высокий уровень тревожности: 73% учащихся класса испытывали трудности самовыражения, в подготовке к проверочным работам, в общении с учителями, новыми одноклассниками, сомневались в возможности успеха. Мы познакомились с особенностями развития пятиклассников, услышали о возможных проблемах и задачах развития. Для успешного преодоления трудностей необходима совместная воспитательная деятельность.

Перед нами встал вопрос: «Что же делать?»  А надо научиться нехитрым приемам, которые помогут научить учиться, создать атмосферу для раскрытия талантов.

Под руководством классного руководителя, мы разработали воспитательную систему нашего класса, цель которой – помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка.

В нашем классе 25 человек. По окончании начальной школы в нашем классе было 2 отличника, 10 хорошистов. Большинство – это творческие, активные, эрудированные дети. Чтобы не потерять этот потенциал самые активные родители, переживающие за успехи своих детей, решили поддерживать и помогать им в различных интеллектуальных конкурсах, предметных неделях, дистанционных и городских олимпиадах. Разработали систему поощрений, чтобы еще больше объединить класс общей целью, в виде экскурсий, походов в кинотеатр.

В 2015 году защищали честь школы в предметных олимпиадах, показав хорошие результаты. Этот год стал началом активного участия в отряде «Юный Жуковец». В конкурсе командиров отряда заняли 3 место. Приняли участие в городском проекте «Вехи войны» (1 место). Родительский комитет помогает в подборе литературы, всячески поддерживает ребят, присутствует на всех интеллектуальных конкурсах и мероприятиях. На конец 5-го класса количество отличников и хорошистов увеличилось: 3 отличника, 12 человек учится на «4» и «5».  В конце года был проведен классный час, на котором были отмечены все ребята по итогам года каждый в своей номинации, и подарена путевка в город Ханты-Мансийск. Наши дети получили массу положительных эмоций и стимул на следующий год.

А что же дальше?  В ноябре 2016 года на родительском собрании был рассмотрен проект «Компетентные родители». Одна из проектных линий под название «Учим учиться» объединила родителей общей целью и продолжила направление, которое мы заложили еще в пятом классе.  Мы считаем, что он будет полезен нашим детям, родителям, а также образовательному учреждению.  

Наш проект «Учим учиться» рассчитан на обучающихся 6б класса и направлен на повышение уровня мотивации к достижению более высокого образовательного результата, к личностному и общекультурному развитию. Выполнение проекта осуществляется через мероприятия формата «обучение через развлечение», совместные культурно- образовательные походы и поездки, учреждение родительскими советами ежемесячных премий учащимся, сумевшим повысить свой академический результат по учебному предмету, победителю (призеру) конкурсов, соревнований, фестивалей в тесном взаимодействии с семьей и при консультативной помощи педагогического коллектива школы.

На начало 6 класса психологом школы был проведен анализ уровня мотивации к обучению. 68% учащихся класса показали высокий и средний уровень школьной мотивации, учебной активности.

 Результатом проекта должно являться повышение уровня мотивации к обучению учеников 6б класса и родительской успешности в вопросах обучения и воспитания детей.

Проект реализуется за счет урочной, внеурочной деятельности и осуществляется посредством внеклассных мероприятий.

Цель проекта создание условий, на повышение уровня мотивации учащихся. Класса как достижению более высокого образовательного результата, так и к личностному и общекультурному развитию.

 Были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать проект «Учимся - учиться» в соответствии с особенностями работы с учащимися, педагогами и семьей в рамках городского проекта «Компетентные родители».
  2. Разработать с родителями приемы и методы, способствующие успешному обучению детей.
  3. Стимулировать учащихся к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию.

С этого момента мы стали жить по принципу, который стал девизом жизнедеятельности   классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя -это реально.

Были продуманы ожидаемые результаты и предусмотрены возможные риски. Коллективом доверенных родителей стал разрабатываться план проекта. 

1 этап: подготовительный (ноябрь-декабрь, 2015г.), включал:

-постановку целей, определение актуальности и значимости проекта;

-подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме;

-составление плана-графика проекта (Приложение 1);

- проведение родительского собрания, где прошло предварительное знакомство с проектом, выбор ответственных за проведение мероприятий, консультация «Родители-родителям» на тему: «Учим учиться».

2 этап: практический (январь-март, 2016г.), для реализации поставленных задач, включал мероприятия, благодаря которым, в классе повысится качество знаний, раскроется творческий потенциал, а родители почувствуют себя в роли помощников и увидят детей другими глазами.

  1. Дебаты «Учится- значит учить себя». (вместе с родителями на родительском собрании).  

Совместное обсуждение намеченных проблем в классе, для чего нужно учиться и что значит учить себя. Дебаты были очень горячие каждая сторона отстаивала свою точку зрения, но в конце ребята согласились с мнением родителей, и сделали вывод, что успешная учеба –это залог успешного будущего. И как мы убедились - эти слова не были пустыми.

  1. Стенд успешности «Учимся на 5»

В классе установили стенд успешности на котором ребята еженедельно подводили итоги рейтинга количества пятерок за неделю. Итоги показали, что рост успешных учеников увеличивался с каждой неделей. Класс показал хорошие результаты. По итогам первого полугодия в рейтинге успешности занял 1 место. (Приложение).  По итогам каждой четверти родительский комитет поощряет лучших учеников класса ценными подарками. А узнав, что наши дети стали самыми успешными в школе, было решено угостить их праздничным тортом. Организована увлекательная экскурсия, в деревню Русскинская, совместные походы в музеи, кино, посещение здания аэропорта. По итогам каждой четверти наши дети были отмечены администрацией школы, на параллели   вкусным пирогом.

  1. Фотоколлаж «Дерево знаний»

      Был составлен совместно с родителями фотоколлаж «Дерево знаний» на котором были размещены фотографии детей со своими достижениями.

  1. Презентация «Учимся учиться»

       Итог проекта был представлен на родительском собрании, на котором выступила творческая группа родителей, участники и разработчики мероприятий с анализом работы над проектом. Анализируя данное направление, были сделаны существенные выводы и внесены предложения: в целом разнообразие форм взаимодействия родителей со школой приятно удивило всех участников проекта «Учим учиться» и мы считаем, что с данным проектом справились.

  1. Мониторинг успешности обучающихся за год. Результаты и динамика роста успешности обучающихся.

      Мониторинг успешности обучающихся   в сравнении с пятым классом показал положительную динамику качества знаний.

    Родительский комитет совместно с классным руководителем, играет огромную роль в формировании коллектива класса и благополучного развития в нем каждого ребёнка. Четкая и хорошо отлаженная работа приносит свои плоды. Ребята очень рады тому, что мы, родители, приходим на уроки и внеклассные мероприятия, участвуем, поддерживаем, консультируем и помогаем в проведении   совместных праздников и походов.

Наши результаты работы.

  • за 2014/2016 учебный год обучения коллектив стал более дружным, сплоченным;
  • повысилось качество обучения;
  • класс является активным участником всех общешкольных и городских мероприятий;
  • участие детей в классных и общешкольных мероприятиях – 100%;
  • увеличилось количество детей, посещающих различные кружки и спортивные секции;
  • улучшились отношения с родителями;
  • повысился уровень воспитанности учащихся;
  • коллектив учащихся и родителей стал одним целым;
  • родители стали чаще интересоваться делами класса и успехами своих детей;
  • родители – частые гости в школе.

    Надеемся, что родители примут активное участие в предстоящих мероприятиях, станут компетентными в любых сферах воспитания и образования своих детей и помощниками педагогов. В нашей жизни многое строится на доверии, понимания и уважения. Наша задача дать четкое представление этих вещей и правильное направление. Только через понимание и упорный труд можно добиться тех результатов, к которым мы пришли и в будущем радоваться успехам наших детей.

     Впереди у нас седьмой класс и родительский совет пришел к выводу, что пора начинать профориентационную работу. Мы нацелены на проект «Учим думать о будущем», где есть ряд запланированных мероприятий.

        Подводя итог проекта, мы говорим смело: «Мы справились с поставленными задачами. Мы получили результаты, мы довольны!!!!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системного взаимодействия с родителями в организации сопровождения развивающихся способностей учащихся начальной школы."

работа прочитана на педагогических чтениях " Теория и практика деятельностного подхода в образовании"...

Памятка родителям- Основные направления и формы взаимодействия с родителями учащихся

Памятка родителям-  Основные направления  и формы взаимодействия с родителями учащихся...

Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»

Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...