Буклет "Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма"
консультация по теме

Куликовская Евгения Вячеславовна

В материале буклета представлены игры, направленные на профилактику нарушений письма

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_profilaktika_narusheniy_pisma.docx106.73 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

а. Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.

“Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.

“Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд.

“Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой.

б.Упражнения для умения ориентироваться на листе бумаги

Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“

“Снежинки падают“ - дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху - вниз”

“Бабочки на лугу“ - ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу - вверх, сверху - вниз “

“Что изменилось?"

“Запомни и назови“ /менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся /

“Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика”

в. Формирование графических навыков

Формирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.

Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь. держать ручку/.

Игры:

Рисование/обводка улитки, клубков ниток, стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги - “волны“, “водоросли”, "прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок», штриховка...

У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться.

г. Игры на развитие внимания зрительного, развития связной речи, грамматического строя

1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз ....

2. “Расскажи, что видно в телескоп” - лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком;

Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком - картинкой /из сказок, мультфильмов/и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом;

Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по - очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа /смотрит не более 1 мин. Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “.

“В кинотеатре“

Материал/Ход игры: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона /слева и справа/ затем предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки.

д. Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза

1. “Цепочка слов“ - как можно больше придумать слов на последний звук /кот - туман - нос/.

2. "Игры с использованием магнитной азбукой“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок - суп - сор - сыр - сын - сон - роса - роза - рота…

3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А - лошадка, клад, шок, школа.

4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв.

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письма

(памятка для родителей)

Югорск

Схема: «Что должно быть сформировано у ребенка для успешного овладения письмом» (Основные направления профилактической работы)

Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей

Желаем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание коррекционно-логопедической работы с младшими школьниками с ДЦП по преодолению нарушений письма.

Нарушение письма у младших школьников  изучается давно, но и до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное опр...

Герасимчик Л.В. Методические раработки по преодолению нарушения письма у младших школьников

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 120%; text-align: left; widows: 2; orphans: 2; } Принципы логопедической работы...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста.

Выступление на ГМО для психологов на тему: Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при  профилактике и преодолении нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ занятий с учащимися 2-3 классов по преодолению нарушений письма и чтения....

Использование эффективных методик и приемов, направленных на профилактику и преодоление дислексии у младших школьников

Описание используемых методов и приемов в работе по профилактике и преодолению дислексии....