Тематическая консультация «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам»
консультация (9, 11 класс) на тему

Тематическая консультация «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам»

 

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи  ГИА в выпускных классах школы.

 

Задачи:

1.Оценить значимость и действенность поддержки ребенка при подготовке к государственной итоговой аттестации со стороны родителей.

2.Отработать с родителями психологические приемы поддержки при подготовке выпускников к экзаменам.

                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическая консультация «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам»

 

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи  ГИА в выпускных классах школы.

Задачи:

1.Оценить значимость и действенность поддержки ребенка при подготовке к государственной итоговой аттестации со стороны родителей.

2.Отработать с родителями психологические приемы поддержки при подготовке выпускников к экзаменам.

                   

Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и той практической помощи, которую вы можете оказать детям при подготовке к государственной итоговой аттестации.

Слайд 2

Начать свое выступление я хочу со слов канадского врача Ганса Селье

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников. Это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Анализ результатов ОГЭ показывает, что существенное количество неудовлетворительных оценок по разным предметам зачастую связано не с плохим знанием предмета, а со стрессовой ситуацией, возникающей во время экзамена. Что же является причиной психологических трудностей и стресса при сдаче экзаменов в форме ОГЭ?

 

 Слайд 3

Почему дети так волнуются? Это-

Сомнение в полноте и прочности знаний

Стресс незнакомой ситуации

Стресс ответственности перед родителями и школой

Сомнение в собственных способностях:  в логическом мышлении, умении анализировать, концентрации и распределении  внимания

Психофизические и личностные особенности: тревожность, астеничность, неуверенность в себе

Слайд 4

Чем Вы можете помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов?

      

  •    Владением информации о процессе проведения экзамена
  •    Отказом от упреков, доверием ребенку.  
  •    Пониманием  и поддержкой, любовью и верой в его силы

Один из важнейших факторов, определяющих успешность учащегося в сдаче экзамена - психологическая поддержка. Ребенку бывает трудно  опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрослые.  Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том,  что мы в него верим.

Однако при этом следует дать понять ребенку, что  ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не  совсем таким, каким хотелось бы. Если сын или дочь сильно волнуются, лучше заранее рассказать о возможных вариантах пересдачи.

    Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Очень высокий уровень тревоги, приводит к ступору, мешает полноценно работать. Все  силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.

А сейчас я бы хотела познакомить вас с некоторыми резльтатами проводимой диагностики Изучались следующие характеристики: уровень знакомства с процедурой сдачи экзамена, уровень владения навыками самоконтроля самоорганизации, уровень тревожности.

Слайд 5 Результаты диагностики

Слайд 6

Уровень знакомства с процедурой сдачи экзамена.

   

Большинство детей хорошо представляю, как проходит ГИА, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку, достаточно много знают про ГИА

Слайд 7

Уровень владения навыками самоконтроля самоорганизации

Дети считают, что смогут правильно распределить время и силы во время экзамена, знают, как выбрать наилучший для себя способ выполнения заданий, представляют, как можно успокоиться  в трудной ситуации, знают какие качества могут помочь при сдаче ГИА

Слайд 8

Уровень тревожности

Многие  волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене, сомневаются, что могут сдать ГИА на высокую оценку, не уверенны, что смогут справиться с тревогой на экзамене

В основном, как подтверждают дополнительные исследования, дети, показавшие высокий уровень тревожности, от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, переживают стресс.

 Дети со средним уровнем тревожности волнуются, переживают, сомневаются в своих силах. Предстоящие экзаменационные испытания для них чрезвычайно значимы. И с приближением ЕГЭ тревога может нарастать. (ситуативное повышение)

   

Таким образом, самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий

Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:

Слайд 9

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Очень важно оказать помощь ребенку в организации режима подготовки.

В  распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него  достаточно времени для этого.

    Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним-двумя друзьями.

В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью. Ребенок может, например,  помыть посуду, спеть свою любимую песню, подвигаться и затем вновь вернуться к занятиям. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления.

Важно определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова") и  пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем нужно заниматься и "совам", и "жаворонкам". Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

Договоритесь с ребенком также о том, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Слайд 10

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, и т.д.

Слайд 11

Дайте возможность ребенку просветить вас по изучаемым темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Скажите о том, что помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой. И пользоваться в этом случае ею не придется.

Побуждайте ребенка выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который будет сдаваться в форме ГИА

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Так как  в этот период дети становятся особенно мнительными и тревожными, постарайтесь поддерживать их положительными эмоциями. В свободное время вместе с ним вспоминайте прошлое, когда ему было хорошо - какие-то праздники, отдых, путешествие. Стройте планы на будущее, которые вдохновят ребёнка: ты сдашь экзамены - и мы поедем отдыхать, съездим за город, купим тебе новые джинсы, и пр.

Организм, при подготовке и сдаче экзамена, испытывает сильное нервно-психическое напряжение. Поэтому хочу порекомендовать вам способы для снятия этого напряжения и познакомить с приемами, которые помогут мобилизовать интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.

Слайд 12

Способы снятия нервно-психическое напряжение:

спортивные занятия;

контрастный душ;

стирка белья;

мытье посуды;

скомкать лист бумаги и выбросить;

громко спеть свою любимую песню;

покричать то громко, то тихо;

вдохнуть глубоко 10 раз;

погулять;

потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и "буйную".

Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.

На экзамен необходимо прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

                             

Слайд 13

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней с помощью выполнения физического упражнения «Перекрестный шаг».

Проводится следующим образом (предложить родителям вместе выполнить данное упражнение):

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание» (выполняется вместе с родителями).

Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков.

Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты.

Слайд 14

Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации. Все в ваших руках.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

03.05.17 Педагог-психолог Лазеева А.М. Роль родителей и их практическая помощь при подготовке детей к экзаменам

Слайд 2

Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете. Г. Селье

Слайд 3

Сомнение в полноте и прочности знаний Стресс незнакомой ситуации Стресс ответственности перед родителями и школой Сомнение в собственных способностях Психофизические и личностные особенности

Слайд 4

Владением информацией о процессе проведения экзамена Отказом от упреков, доверием ребенку Пониманием, поддержкой, любовью и верой в его силы

Слайд 5

Результаты диагностики

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Окажите помощь ребенку в организации режима подготовки: в распределении учебного материала по дням; в определении ежедневной нагрузки; в составлении плана подготовки; в поиске подходящей формы досуга; в организации коротких перерывов; в определении вместе с ребенком его «золотых часов» («жаворонок» или «сова»); в обеспечении полноценного отдыха.

Слайд 10

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам: важно определить ключевые моменты , уловить смысл и логику материала; полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану, составлять памятки.

Слайд 11

Дайте возможность ребенку просветить Вас по изучаемым темам Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок Побуждайте ребенка выполнять как можно больше различных опубликованных тестов по предмету, который будет сдаваться в форме ГИА Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять Обеспечьте дома удобное место для занятий Обратите внимание на питание ребенка Поддерживайте ребенка положительными эмоциями

Слайд 12

Скомкать лист бумаги и выбросить Громко спеть свою любимую песню Покричать то громко, то тихо Вдохнуть глубоко 10 раз Погулять Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную» Во время подготовки к сдаче экзаменов нужно спать не менее 9 часов. На экзамен необходимо прийти в точно назначенное время, так как ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.

Слайд 13

Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды Физическое упражнение «Перекрестный шаг» Прием «Косой крест» Прием «Энергетическое зевание»

Слайд 14

03.05.17 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей и их практическая помощь в подготовке к экзаменам

1.      Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.2.      Отработка с родителями психологических п...

Родительское собрание в 11 «А» классе "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭЗадачи:Оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ЕГЭ со стороны родителей.Отработка с родител...

Роль родителей и их практическая помощь в подготовке к ЕГЭ.

Данная презентация может быть использована на родительском собрании в 11 классе....

Выступление на родительском собрании «Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Материал для выступления на рождительском собрании для родителей учащихся 9, 11 классов...

Родительское собрание "Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к экзаменам"

quot;Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к экзаменам"Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ЕГЭ.Задачи:Оценка значимости и действенности ...