"Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи"
консультация на тему

Козлова Инна Владимировна

"Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях как условие развития речи"

 

    Известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому принадлежит высказывание « Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке.

    Доказано, что специальная работа по формированию мелкой моторики пальцев рук благотворно влияет на процесс развития речи, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, а также мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и, следовательно, уровня развития мышления, памяти и внимания.

    Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесса. Отмечу также, что к сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие всяческих движений. Это и примитивные жесты, такие как захват различных объектов, это и очень мелкие движения, от качества которых зависит почерк человека. Вязание – это один из ярких примеров действий мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика?

     Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».

Способов, которые совершенствуют мелкую моторику, очень много:

1.     Использование развивающих игрушек

2.     Пальчиковая гимнастика

3.     Массаж и самомассаж.

4.     Изобразительная деятельность (лепка, рисование, резание по контуру, вырезание предметов на глаз).

5.     Ручной труд.

 
При этом происходит:

- развитие мозга ребенка;
- стимулирование развития речи;
- развитие творческих способностей;
- развитие фантазии;
- расслабление мышц рук и всего тела;
- улучшение произношения звуков.

 1. Использование развивающих игрушек.

     В настоящее время современным рынком предлагается множество интересных детских игрушек, цель которых – развитие мелкой моторики у детей, как средство развития речи. Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

 Игрушки-шнуровки.

   Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, речи, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Различные пирамидки.

   Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка . Этаигрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов. Пирамидка, изготовленная из дерева, несёт в себе положительную энергию деревянной игрушки. Элементы такой пирамидки приятно держать в руках, поскольку они всегда тёплые на ощупь, а шероховатая поверхность отлично развивает тактильную чувствительность ребенка.

Кубики

    При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики. 

Конструкторы

Доски Сегена (рамки, вкладыши)

     Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребенок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

 Фигурки на магнитах

    Используя магнитную мозаику  у ребенка развивается мелкая моторика, координация движений и пространственного мышления. А фантазии ребенка помогут раскрыться различные фигурки в виде разноцветных букв, цифр и геометрических фигур.

Кубы-сортёры

   Благодаря таким занятиям ребенок развивает мелкую моторику пальцев рук, а также знакомится с различными геометрическими фигурами и различными цветами. Ну чем не увлекательное занятие!

 Пазлы

    Собирая красочные картинки, ребенок  развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

 Мозаика

    Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

2.Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

    Пальчиковые игры народная мудрость принесла к нам из глубины веков. Всем нам хорошо известны игры «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» и многое другое. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребенка.

    По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Пальчиковые игры проводятся прямо за партой в сопровождении веселых стишков. Стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но чтобы и вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и самой пальчиковой игрой.

    Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

     В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью.

      Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

                                          Вот на улице мороз!
                                          Эх, быстрей потрите нос!
                                          Каждый пальчик согреваем!
                                          Сильно – сильно растираем!

    Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание и т.д.Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снимает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

     На логопедических занятиях можно организовывать пальчиковый театр. Это увлекательная дидактическая игра, которая стимулирует развитие мелкой моторики, развивает воображение, память, мышление, внимание, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции, формируя творческие способности.

3. Массаж и самомассаж.

     Самомассаж является прекрасным средством развития мелкой моторики рук. Самомассаж можно выполнять, как с предметами, так и без них (пальчиковые игры).

      Одним из приемов самомассажа  является использование массажеров разной формы и величины (мячики «ежики»). Чтобы данный вид тренинга оказался для детей скучным и утомительным занятием, предлагаю веселые стихотворные тексты. На занятиях часто использую игровые упражнения с использованием массажного шарика «Су Джок». Детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм.

      Использую в своей работе по развитию мелкой моторики бельевые прищепкиразного цвета и формы. Занятия с прищепками начинаю с того, чтобы показать детям, как прищепка может «открывать» и «закрывать» рот.

       Исходное положение для каждого упражнения: рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами. В последующих занятиях можно задействовать обе руки и ритмично закрывать и открывать прищепки по ходу проговаривания текста.

      Можно бельевые прищепки надевать на ногтевые фаланги пальцев

(кроме большого) и ударять пальчиками по парте на каждый ударный слог.

Левая рука:

Правая рука:

                    Вот проснулся, встал гусенок,
                    Пальцы щиплет он спросонок.

                    - Дай, хозяйка, корма мне
                    - Раньше, чем моей родне!

     С помощью прищепок может получиться волшебство! Из круга солнышко (Солнышко утром рано встает. Лучики тянет – тепло нам дает), из треугольника елочка. Работая с прищепками дети развивают не только мелкую моторику, но и цветовое восприятие.

      На логопедических занятиях успешно применяю игровые упражнения с пуговицами. Благодаря такому массажу стимулируются кончики пальцев рук и ладоней, происходит активизация сенсорно – моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром.

       Некоторые игры, которые можно применять для развития мелкой моторики рук.

       Коробка заполняется пуговками разного размера, разного цвета, формы, предлагается выполнить следующие упражнения:

 - опустите руки в коробку;
 - поводите ладонями по поверхности
 - пересыпать из ладошки в ладошку;
 - найти самую большую пуговицу, самую маленькую, самую квадратную, гладкую и т.д.;
 - пересыпать пуговицы в прорезь банки.

   Используется для массажа рук и природные материалы – шишки, грецкие орехи:

           Я катаю мой орех,
           Чтобы стал круглее всех.

( два грецких ореха ребенок держит в руке и вращает их один вокруг другого).

    С помощью счетных палочек выкладываем буквы. Различные фигуры. Желательно, чтобы счетные палочки были ребристыми (служат дополнительным массажем). Выполняем массаж пальчиков с помощью карандашей, губок для мытья посуды, проволоки.

         Игры с крупами тоже эффективный прием в развитие мелкой моторики рук («Пересыпаем крупу», «Прячем ручки», «Найди игрушку» и т.д.).

  3. Изобразительная деятельность.

   Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:

    1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов, штриховка и т.д.

    Применяется на логопедических занятиях и способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками на манной крупе

(Игра «Волшебный поднос»). Можно написать букву, слово или пофантазировать на понравившуюся тему. Такая деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования, позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Кроме того развивает память, внимание, учит ребенка думать, анализировать, сочинять и воображать. Рисование пальчиками на крупе можно отнести и к самомассажу.

    2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста.

      Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт.  Например, игра «Забавные картинки» (равномерно распределитьпластилин на картон и с помощью различных горошин выкладывать рисунки).

     Все перечисленные способы развития мелкой моторики рук оказывают благотворное влияние на развитие речи ребенка. Поэтому важно как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Уделяя должное внимание упражнениям, играм на развитие мелкой  моторики, мы решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, ребенок быстрее и лучше начинает говорить. Нужно помнить, что чем «умнее» руки,  тем умнее ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     ...

Развитие мелкой моторики у детей логопедической группы

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     ...

"использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях"

Использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

Данная работа содержит материал, который рассказывает и показывает приемы развития  мелкой моторики у учащихся с умеренной степенью умственного развития....

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...