Гиперактивный ребенок - как помочь быть успешным?
методическая разработка на тему

Ильенко Елена Владимировна

Правила, которые взрослым необходимо соблюдать

·         Не должно быть очень много требований и запретов со стороны взрослых. 

·         Все инструкции, предъявляемые ребенку, должны быть четкими и понятными, обоснованы и обсуждены заранее. 

·         Указания должны быть короткими, немногословными (не более 10 слов). .

·         Требования должны быть реальными, соизмеримыми с возможностями ребенка.

·         То же относится и к мерам наказания, которые взрослый обещает реализовать в случае, если ребенок не исполнит условия договора. 

·         Необходимо соблюдать твердость и последовательность в своих действиях и требованиях

·         Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. 

·         Обязательным является наличие четкого режима дня, расписания выполнения заданий, посильной физической нагрузки.

·         Необходимо регулировать учебную нагрузку в соответствии с возможностями ребенка, т.к. при увеличении нагрузок возникает переутомляемость, что ведет к отказу от учебы. 

·          Стараться избегать ситуаций, которые могут приводить ребенка в возбуждение, – избегать мест большого скопления людей, не приглашать домой много гостей. 

·         Необходимо приучать ребенка доводить начатое дело до конца, т.к. он достаточно быстро теряет интерес к какому-либо занятию и переключается на другое.

·         Важной является подготовка ребенка к новой деятельности или изменению ситуации. Гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы его заранее подготовили, настроили на то, как нужно себя вести в той или иной ситуации. 

·         Обязательным является использование похвалы и других знаков внимания в общении с такими детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnost.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперактивный ребенок. Способы коррекции.

Но является ли залогом неблагоприятного

развития гиперактивность ребенка?

Есть ли у родителей и педагогов возможность

 каким-то образом повлиять на формирование

личности взрослеющего человека?

Конечно, есть. Ведь ребенок растет в социуме, он усваивает те нормы поведения, которые транслируют ему окружающие, действует в соответствии с теми правилами, которые формируют взрослые.

  1. дети с СДВГ для закрепления пройденного на уроке нуждаются в дополнительной проработке учебного материала дома с родителями.
  2. Если педагог  видит, что ребенок начал сильно отвлекаться, необходимо дать ученику возможность сделать паузу. Лучше попросить его вытереть доску, помыть тряпку, принести что-нибудь, пройтись по классу и собрать тетради и т.п.
  3. Если ребенок делает домашнюю работу важно создать для них максимально спокойную и тихую обстановку и ни в коему случае не отвлекать.

Диагностика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Итак, выделяют три наиболее ярких признака данного синдрома: гиперактивность, импульсивность, нарушения внимания. Однако может быть только повышенная двигательная активность, но без дефицита внимания. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью диагно- стируется, если присутствуют по крайней мере 8 из 14 описанных ниже признаков, которые проявляются в возрасте до 7 лет и в течение 6 и более месяцев4 .

 1 Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости).

2 С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо заданий.

3 Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4 С трудом ожидает очереди для вступления в игру.

5 Отвечает на вопросы, не подумав, и раньше, чем вопрос закончен.

6 С трудом исполняет инструкции других.

7 С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях.

8 Часто переключается от одного незаконченного дела к другому.

9 Во время игр беспокоен. 10 Часто чрезмерно разговорчив.

11 В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью».

12 Часто кажется, что не слышит, что сказано ЕМУ или ЕЙ.

13 Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.).

14 Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»).

Важно обратить внимание на тот факт, что по отмеченным признакам можно лишь предположить наличие данного синдрома у ребенка, но для уточнения предполагаемого диагноза необходимо обратиться к детскому невропатологу, так как только врач может подтвердить или опровергнуть диагноз и назначить соответствующие меры профилактики и коррекции.

Если взрослый фиксирует отмеченные выше признаки по- ведения у ребенка, то это повод задуматься над тем, является ли поведение ребенка, которое его «выводит из себя», непослушанием или это такие особенности его развития, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании генеративного ребенка

Содержание

Пути решения

1

Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого уходом за ребенком

Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам»

2

Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка

Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю)

3

Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом

Обучать ребенка управлять гневом

Для таких детей абсолютно неприемлемы «крайние» вари- анты воспитания: попустительский и жестко-авторитарный.

Правила, которые взрослым необходимо соблюдать

  • Не должно быть очень много требований и запретов со стороны взрослых. Иначе ребенок их не запомнит и не сможет им следовать. Например, можно заранее обсудить с ребенком, чего ему нельзя делать ни при каких условиях. Эти «запрещенные действия» можно сформулировать вместе с ребенком и оформить их на отдельном листе в виде договора. При этом важно, чтобы их было не более 3–5.
  • Все инструкции, предъявляемые ребенку, должны быть четкими и понятными, обоснованы и обсуждены заранее. Причем обсуждаются не только требования и ограничения (чего делать нельзя и почему), но и возможные последствия и санкции (наказания).
  • Указания должны быть короткими, немногословными (не более 10 слов). Иначе ребенок «выключится» и не услышит вас. Именно поэтому нельзя ему давать сразу несколько заданий: «Иди убери игрушки, помой руки и скушай кашу». Каждое последующее указание нужно давать только тогда, когда будет завершено предыдущее. Выполнение заданий нужно обязательно проконтролировать.
  • Требования должны быть реальными, соизмеримыми с возможностями ребенка. Например, если для определенного ученика нереально выполнить контрольную работу на «5», то не стоит от него этого требовать, по крайней мере, на данном  этапе. Иначе это требование все равно будет им воспринято как нереалистичное, и он не будет стремиться к его выполнению.
  • То же относится и к мерам наказания, которые взрослый обещает реализовать в случае, если ребенок не исполнит условия договора. Не должно быть разрыва между словом и делом. Например, мама требует, чтобы ребенок выполнил к определенному времени домашнее задание, и в случае невыполнения грозится, что не возьмет его в гости к своим друзьям. Но при этом понимает, что она сама очень хочет пойти к подруге и скорее всего не сможет отказаться от такого визита. И если ребенок не выполнит задание (а вероятность этого очень велика, т.к. сын будет отвлекаться, крутиться), то она должна будет либо тоже отложить визит, либо что-то придумывать, как-то выкручиваться из этой ситуации, чтобы объяснить ребенку, почему они все же идут в гости, несмотря на нарушенные договоренности. Таким образом, либо не озвучивайте угроз, которые вы не в состоянии выполнить, а если уж пообещали какие-то санкции, то терпите неудобства, но обязательно держите слово и исполняйте то, что посулили.
  • Необходимо соблюдать твердость и последовательность в своих действиях и требованиях. В противном случае ребенок становится жертвой настроения взрослого. И станет бояться не конкретного наказания, а эмоциональной вспышки роди- теля или педагога. Это приведет к увеличению уровня тревожности ребенка и, как следствие, к развитию лживости как средства самозащиты.
  • Требования всех членов семьи должны быть одинаковыми. Например, недопустимо, чтобы бабушка говорила, что можно сначала пойти погулять, отдохнуть, а потом делать уроки, если мама озвучила другое условие – сначала уроки, а потом прогулки. При таком разногласии ребенок выберет то условие взрослых, которое ему будет более выгодно. Таким образом, родители должны между собой урегулировать разногласия, прежде чем предъявлять требования ребенку.
  • Обязательным является наличие четкого режима дня, расписания выполнения заданий, посильной физической нагрузки. Для детей с СДВГ важно, чтобы они в одно и то же время вставали, шли гулять, обедали, играли, ложились спать и т.д. Очень полезны физические нагрузки, чтобы активный ребенок мог куда-то «выплеснуть» свою энергию. Это могут быть различные спортивные секции или просто подвижные игры на улице.
  • Необходимо регулировать учебную нагрузку в соответствии с возможностями ребенка, т.к. при увеличении нагрузок возникает переутомляемость, что ведет к отказу от учебы. Часто кажется, что такие дети никогда не устают. Однако это не так, просто их усталость проявляется в увеличении двигательной активности. Поэтому очень важно, чтобы ребенок днем лег поспать.
  •  Стараться избегать ситуаций, которые могут приводить ребенка в возбуждение, – избегать мест большого скопления людей, не приглашать домой много гостей. Например, одна мама, забирая сына из детского сада, никак не могла вечером справиться с его неуемной энергией. Причем такая активность, которая никуда не расходуется, может переходить в агрессию, раздражительность, плаксивость и т.п. Тогда мама нашла хороший выход из этой ситуации. После детского сада она с ребенком шла не домой, а в парк и выпускала на волю своего сына, который бегал часа два, с криками наворачивая круги. Потом уже уставшего ребенка вела домой, кормила и укладывала спать. Почему сын не выплескивал эту энергию в детском саду в играх с детьми? Потому что он должен был там следовать установленным правилам поведения, выполнять указания взрослых: рисовать, лепить, вырезать, клеить и т.д. И ребенок действительно стремился быть послушным мальчиком, хотя ему хотелось бегать, прыгать, кувыркаться. А это в детском саду, если и не запрещено, то максимально ограничено. Поэтому гиперактивный ребенок целый день находится в большом напряжении, стремясь выполнять правила поведения в детском учреждении. А к вечеру, когда мама забирает его домой, происходит «взрыв», всплеск эмоций. Эту энергию необходимо куда-то девать. И самый лучший способ – направить ее в двигательную активность.
  • Необходимо приучать ребенка доводить начатое дело до конца, т.к. он достаточно быстро теряет интерес к какому-либо занятию и переключается на другое. Если уж записался в спортивную секцию, то должен проходить хотя бы 1 год, чтобы хоть чему-то научиться и понять, получается у него в этом виде спорта добиться каких-то результатов, пусть и небольших, или нет. Если ребенок занят каким-то делом, не нужно его отвлекать, дайте ему возможность завершить начатое. Например, не зовите его обедать, если он наконец-то сел делать уроки, ведь ребенку потребовалось так много усилий, чтобы собраться и начать выполнять домашние задания. Пообедать он может и чуть позже.
  • Важной является подготовка ребенка к новой деятельности или изменению ситуации. Гиперактивный ребенок нуждается в том, чтобы его заранее подготовили, настроили на то, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Например, необходимо предварительно проговорить правила поведения на празднике, у врача, в гостях. Дети с СДВГ очень эмоционально реагируют на различные события. Например, могут кричать, плакать, убегать при посещении врача. Чтобы таких реакций не возникало непосредственно в кабинете у доктора, нужно заранее подготовить ребенка, обсудить, что и как там будет происходить, успокоить его, дать ему какой- то предмет, который поможет справиться со страхом, обещать вознаграждение (не обязательно материальное) за смелость и выносливость. И потом обязательно похвалить, даже если с вашей точки зрения, ребенок не очень успешно справился со своими эмоциями. То же касается и визита в гости. Если вы не хотите столкнуться с такой ситуацией, когда «все дети как дети», а ваш носится как неугомонный, то нужно (пусть даже в сотый раз!) повторить правила поведения в гостях перед выходом из дома. И затем необходимо помогать ребенку контролировать свою активность и эмоции. Если вы увидели, что он перевозбудился, отвлеките ребенка, переключите разговор на какую-нибудь нейтральную тему, дайте ему попить воды, чтобы он немного успокоился. Потом напомните о своих договоренностях, о том, как следует вести себя в гостях. Так как такому ребенку сложно быстро переключиться с одной деятельности на другую, следует его заранее предупредить об этом. Например, сказать, что через 20 минут вам нужно будет уходить.
  • Обязательным является использование похвалы и других знаков внимания в общении с такими детьми. Гиперактивного ребенка достаточно часто ругают дома, в детском саду и в школе. От этого страдает его самооценка. Поэтому очень важно хвалить его и отмечать любые, даже незначительные, достижения и успехи, как в поведении, так и в учебе.

Развивающие занятия

Воспитательные воздействия очень важны, но полезными также являются и специально подобранные игровые и развивающие упражнения, которые помогают сформировать определенные навыки.

Лютова Е.К., Монина Г.Б.6 строят работу с гиперактивными детьми в трех направлениях:

 1 развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

2 отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

3 работа с гневом (т.е. управление эмоциями).

Игры и упражнения

Эти игры  могут быть использованы на переменах, уроках, на прогулках, причем не только с гиперактивными детьми, а со всеми ребятами.

  1. Игра «День-ночь», в которой по команде ведущего «Ночь» все участники замирают в неподвижном состоянии, по команде «День» начинают двигаться.
  2.  Игра «Море волнуется». Здесь ведущий дает команды, в соответствии с которыми участники должны выполнять те или иные действия.
  3.  Игра «Третий лишний». Все игроки становятся в круг по двое. Два участника (убегающий и догоняющий) бегают вокруг. В какой-то момент убегающий становится впереди любой пары. Тот, кто оказывается стоящим сзади образовавшейся тройки, должен убегать от догоняющего.
  4.  Игра «Краски». Ведущий (продавец) говорит тихо на ушко каждому участнику, какой цвет краски у него будет. Затем в магазин приходит покупатель, который должен угадать какую либо краску и «купить» ее. Как только покупатель верно назвал цвет краски какого-то из игроков, этот игрок должен быстро вскочить и убежать, чтобы покупатель не успел его поймать.
  5.  Игра «Съедобное-несъедобное». У водящего в руке мяч, который он бросает по очереди каждому из стоящих игроков, называя при этом любое слово, например: арбуз, книга, телефон, хлеб, картошка и т.д. Если водящий называет что-то съедобное, то игрок должен поймать мяч, если несъедобное – не ловить.
  6.  Игра «”Да” и “нет” не говорить, черное и белое не носить». Ведущий задает всем участникам различные вопросы: длинные и короткие. По условиям игры при ответах на вопросы нельзя использовать слова: «белый», «черный», «да», «нет».
  7.  Игра «Колечко, выйди на крылечко». Водящий вкладывает в руки одному из участников кольцо (или любой маленький предмет). Потом говорит: «Колечко, выйди на крылечко» – и в этот момент участник, у которого в руках оказалось кольцо, должен быстро выбежать, чтобы другие дети не успели его задержать. Кроме хорошо известных нам по детству игр, можно использовать те, которые описаны в литературе. Приведем здесь некоторые из них.
  8. «Морские волны». Игру можно использовать во время занятий для переключения внимания с одного вида деятельности на другой, для снятия мышечного напряжения. Когда взрослый дает команду «Штиль!», все дети в классе «замирают». Если раздается команда «Волны», дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают те дети, которые сидят за первыми партами. Через 2–3 секунды поднимаются сидящие за вторыми партами. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают, и все вместе хлопают в ладоши. После этого дети, вставшие за первыми партами, садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм!» характер действий и последовательность их выполнения повторяется, только дети не ждут 2–3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль!».
  9.  «Говори! . Игра направлена на развитие умения контро- лировать импульсивные действия. Учитель говорит детям: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно только тогда, когда я дам команду: “Говори!”. Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”» Педагог делает паузу. «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?» Пауза. «Говори!» «Сколько будет семь плюс девять?» Пауза. «Говори!» и т.д. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе.
  10.  Игра «Сто мячей» Игра способствует развитию навыка распределения внимания и умения устанавливать контакт с окружающими. Игра проводится молча и состоит из нескольких этапов. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч, который он бросает кому-нибудь из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-нибудь, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих – поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол. Переход ко второму этапу происходит только тогда, когда участники отработают навык невербального общения при передаче мяча. Между первым и вторым этапом может пройти не одна неделя, но не стоит форсировать события, иначе игра не удастся, и дети быстро потеряют интерес. На втором этапе игра проводится точно так же, как и на первом этапе. Только ведущий вводит еще один мяч, тем самым усложняя проведение игры. На следующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и более мячей. Необходимо также не допустить падение мячей. Если мяч все же упал, количество мячей сокращается на один.
  11.  Игра «Наперсток» Игра способствует развитию наблюдательности и сосредоточенности. Учитель сообщает детям: «Я спрятала в классе наперсток (или любой другой небольшой предмет), который вам нужно найти. Вы можете ходить повсюду, заглядывать во все углы. Нет необходимости искать его на ощупь, открывать шкафы и парты, т.к. он лежит на видном месте. Тот, кто найдет наперсток, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первый найдет наперсток, в следующий раз прячет его». Затем можно обсудить с детьми: как они искали наперсток, трудно ли им было, все ли участники придерживались правил.
  12. Игра «Стон королевы». Данная игра способствует развитию у детей чувственного восприятия и навыков управления своим поведением. Ведущий сообщает детям инструкцию: «Я хочу предложить вам игру с настоящей Королевой. Королева садится на стул в центре класса, а все остальные садятся или становятся по одну сторону от нее. Вам нужно будет по очереди один за другим перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы болит голова, поэтому она очень стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно кто-то из вас должен перемещаться на противоположную сторону класса. Если Королева услышит кого-нибудь, то застонет, т.е. сообщит, что услышала шум. И тогда этот человек должен будет вернуться на свое место. На глаза Королевы мы завяжем платок (или можно тонким платком накрыть голову), чтобы она не подглядывала». Затем выбирается Ко- ролева (или Король). Можно усложнить задание: при перемещении переносить на голове книгу или тетрадь, идти парами, прижавшись друг к другу спинами, перемещаться тройками.
  13.  Игра «Смеяться запрещается» Эта игра развивает умение управлять своими эмоциями. Также это хороший способ успокоить возбужденную группу и создать у нее сосредоточенное и радостное настроение. Ведущий говорит инструкцию: «Сядьте кругом. Кто-то один встанет посредине и будет водить. Его задача состоит в том, чтобы выбрать кого-нибудь из сидящих и заставить его заговорить или улыбнуться. Для достижения своей цели он может делать все, что угодно. Однако он не должен ни до кого дотрагиваться, и сам не имеет права говорить. Те, кто сидит в кругу, не должны отворачиваться или закрывать глаза. Каждый водит не более одной минуты. Если водящий не смог разговорить или рассмешить, то он берет себе в пару еще кого-нибудь и пробует еще раз. Если водящий добивается успеха, он меняется местами с тем, кого заставил улыбнуться или заговорить».
  14. Упражнение «Что нового» Упражнение способствует развитию умения концентрировать внимание на деталях. Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру, например круг или квадрат. Затем к доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
  15.  Упражнение «Найди 10 отличий». Такие задания направлены на развитие навыков концентрации внимания. Ребенку предлагаются две картинки, которые отличаются друг от друга десятью деталями. Такие картинки есть во многих детских журналах и книжках. Вы можете придумывать свои игры или модифицировать описанные выше, добавляя в них новые нюансы и условия в соответствии с ситуацией и особенностями детей.

 Итак, что необходимо помнить, взаимодействуя с гиперактивными детьми? Эти дети имеют свои особенности психики, но они тоже хотят быть успешными и любимыми. Однако им сложнее, чем другим сосредоточиться, усидеть на одном месте, контролировать свои действия и эмоции. Им нужна помощь взрослых, которая выражается в правильных воспитательных воздействиях и готовности использовать различные развивающие и коррекционные упражнения и игры для развития недостающих им функций.

Список литературы:

Гринспен С. Ребенок – тиран. Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносовъ, 2010. 464 с. 2

Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2011.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: в 4 т. / Пер. с нем.; М.: Генезис, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Гиперактивный ребенок. Как ему помочь?

В данном материале описаны основные признаки СДВГ и пути коррекции. Даны советы родителям, имеющим детей с СДВГ....

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"...

Консультация для родителей «Как помочь гиперактивному ребенку»

Данная статья раскрывает понятия "гиперактивность", " дефицит внимания".Также в статье даются пошаговые инструкции при работе с гиперактивными детьми....