Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
статья по теме

Показаньева Мария Сергеевна

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomroditel.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации

родителям гиперактивного ребенка

  1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
  1. проявите достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  2. помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;
  3. контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  4. не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  5. стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  6. избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребенку;
  7. реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);
  8. повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;
  9. не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  10. выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  11. для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  1. Изменение психологического микроклимата в семье:
  1. уделяйте ребенку достаточно внимания;
  2. проводите досуг всей семьей;
  3. не допускайте ссор в присутствии ребенка.
  1. Организация режима дня и места для занятий:
  1. установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;
  2. чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  3. снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  4. оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  5. по возможности избегайте больших скоплений людей;
  6. помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  7. организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
  1. Специальная поведенческая программа:
  1. придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  2. не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  3. чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  4. составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  5. воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;
  6. не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  7. постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;
  8. не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  9. не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  10. помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;
  11. не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
  12. объясните  ребенку его проблемы и научите с ними справляться.

Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как  ребенок еще не готов к такой форме работы.

Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

  1. лишения удовольствия, лакомства, привилегий;
  2. запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;
  3. прием «выключенного времени» (изоляция, угол, "скамья штрафников"," домашний арест", досрочное укладывание в постель); удержание в «железных объятиях»; внеочередное дежурство на кухне и т.д.