Рекомендации родителям гиперактивного ребенка
консультация ( класс) на тему

Евстифеева Ирина Александровна

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_giperaktivnogo_rebenka.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.

В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:

1.  Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

  • проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
  • помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
  • контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
  • не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
  • стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
  • избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
  • реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
  • повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
  • выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
  • для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2.  Изменение психологического микроклимата в семье:

  • уделяйте ребенку достаточно внимания;
  • проводите досуг всей семьей;
  • не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3.  Организация режима дня и места для занятий:

  • установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
  • чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
  • снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
  • оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
  • избегайте по возможности больших скоплений людей;
  • помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  • организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.

4.  Специальная поведенческая программа:

  • придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
  • не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
  • чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
  • составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
  • воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
  • не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
  • постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
  • не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
  • не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
  • не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
  • объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

         

   Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.

          Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":

  • лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
  • запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
  • прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
  • чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
  • холдинг, или простое удержание в "железных объ-ятиях";

внеочередное дежурство по кухне и т.д.

       

   Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.

  • если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить "урок жизни". Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам;
  • если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам;
  • если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок, это обязательно окажет свое воспитательное воздействие.
  • если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь. Пусть ищет. В следующий раз он более ответственно будет относиться к своим вещам.

       

   Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки "принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.

          Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

Практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка....

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

Как помочь гиперактивному ребенку, как вести себя в общении с ним....

Рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"

Представлены практические рекомендации для родителей "Гиперактивный ребенок"...