Как помочь учащимся подготовиться к ГИА и ЕГЭ
презентация к уроку (9, 11 класс) по теме

Наумова Светлана Валерьевна

Результаты психологического исследования и рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon seminar_egeh_i_gia_16.12.16.pdf787.67 КБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 « Как помочь учащимся  подготовиться  к  ЕГЭ и ГИА»

( 1 слайд )

- Мы всю сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении  на работу. Более того в последние годы экзамены в школе стали обычным делом,  часто они проводятся даже в начальных классах, а заканчиваются эпопеей выпускных и вступительных экзаменов .

( 2 слайд)

Продолжите высказывание « Для меня ГИА и ЕГЭ это…,  « Для моих учеников ГИА ЕГЭ это…( анализируя результаты, психолог фиксирует внимание на общих трудностях педагогов и обучающихся – усталость, нехватка времени, перегрузки .

( 3 слайд )

- Готовность педагогов и выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений ,качеств позволяющих  успешно выполнять определенную деятельность. В готовности  к сдаче экзамена в форме ГИА и ЕГЭ могут быть выделены следующие составляющие:

- информационная   готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная  (готовность по определенному предмету , умение решать тестовые задания );

- психологическая готовность – ( состояние готовности – « настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

В нашей школе проведено исследование по психологической готовности учащихся 9-11 классов по подготовке к экзаменам.

 ( 4 слайд)

Волнуют ли тебя предстоящие экзамены?

Ответ

9 класс

11 класс

Да

33 чел.

16 чел.

Немного

11чел.

9 чел.

Нет

1чел.

1 чел.

Мне все равно

0 чел.

0 чел.

По результатам , можно отметить, что почти все учащиеся испытывают волнение перед экзаменами.

 (   5  слайд)

Какие эмоции вызывают у тебя предстоящие экзамены?

Ответ

9 класс

11 класс

Волнение

24 чел.

18 чел.

Страх

10 чел.

10 чел.

Переживание

23 чел.

16 чел.

Ответственность

27 чел.

14 чел.

Спокойствие

1 чел.

4 чел.

Другое

0 чел.

0 чел.

Волнение, переживание, присутствуют у большинства учащихся.

( 6 слайд)

Начал ли ты готовиться к экзаменам?

Ответ

9 класс

11 класс

Да

41 чел.

24 чел.

Не совсем

7 чел.

2 чел.

Многие учащиеся уже заранее начали готовиться к экзаменам.

(7 слайд)

Кто помогает тебе готовиться?

Ответ

9 класс

11 класс

Сам

30 чел.

20 чел.

Учителя

24 чел.

23 чел.

Родители

9 чел.

10 чел.

Репетитор

12 чел.

14 чел.

По подготовке к экзаменам, учащиеся  опираются на свои знания, обращаются за помощью к учителям, родителям, репетиторам.

( 8 слайд)

Как ты оцениваешь свою готовность к экзаменам на сегодняшний день?

Ответ

9 класс

11 класс

Я боюсь сдавать

8 чел.

5 чел.

Я не уверен в себе

13 чел.

7 чел.

Я немного волнуюсь

27 чел.

15 чел.

Я готов к сдаче

4 чел.

4 чел.

На  сегодняшний день уверены в своих знаниях и готовы к сдаче 8 учащихся, остальные испытывают волнение, тревогу

(9 слайд)

Нуждаешься ли ты в помощи, если да, то от кого хотел бы ее получить?

Ответ

9 класс

11 класс

Не нуждаюсь

14 чел.

12 чел.

От учителя

20 чел.

8 чел.

От родителей

7 чел.

6 чел.

От репетитора

7 чел.

8 чел.

От психолога

10 чел.

3 чел.

 Результаты тестирования подтверждают, что учащиеся нуждаются в помощи учителей, психолога, репетитора.

В своей работе использую программу « Путь к успеху» психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену

Цель: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к единому государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

Методы: групповая дискуссия, игровые методы, медитативные техники.

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков уверенного поведения.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Развитие чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
5. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Название темы

Кол-во академ. часов

1.

Как лучше подготовиться к экзаменам

3

2.

Поведение на экзамене

3

3.

Способы снятия нервно-психического напряжения

3

4.

Как бороться со стрессом

3

5.

Эмоции и поведение

3

Пожелания учащихся к учителям по подготовке к экзаменам:

(10 слайд)

Что по твоему мнению, надо сделать учителям-предметникам и классному руководителю для подготовки к ЕГЭ?

9 классы

11 класс

Позаниматься с нами

Меньше запугивать

Заниматься больше по обществу и по алгебре

Дополнительные занятия

Поддерживать эмоционально

Индивидуальные занятия

Подготовить лучше

Как можно больше тестов

Настроить учеников только на ЕГЭ

Совместно заучивать информацию которая бы помогла на ЕГЭ

Понятно объяснять

Уделять внимание сложным темам, в которых ученики плохо разбираются

Побольше проводить уроки

По результатам проверочных работ прорабатывать пробелы с каждым учеником

 (11слайд)

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. На сегодняшнем семинаре я расскажу о тех группах детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче единого государственного экзамена, и предложить некоторые возможные пути оказания поддержки этим детям.

(12 слайд)

Затруднения при сдаче экзаменов испытывают : правополушарные дети, тревожные дети, дети испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации, перфекционисты и отличники, астеничные дети,  гипертимные дети. Педагогам следует в первую очередь обращать внимание на таких детей.

(13 слайд)

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.

Основные трудности, возникающие при сдаче Единого государственного экзамена

Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Как правило, они хорошо справляются с гуманитарными предметами, испытывая сложности с предметами естественно-математического цикла. Само по себе тестирование исключительно сложно для правополушарных детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями, фактами, требует умения анализировать и сопоставлять различные факты. То есть деятельность, связанная с тестированием, «левополушарна» по своей сути.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой теоретический материал важно проиллюстрировать примерами или картинками.

( 14 слайд)

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическаяхарактеристика

Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Каким образом можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли.
Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности

Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

( 15 слайд)

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК  ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

Краткая психологическаяхарактеристика

Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться,

Основные трудности

ЕГЭ требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

(16 слайд)

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Краткая психологическая характеристика

Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Основные трудности

ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения и не нужно будет делать все подряд.

(17 слайд)

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.
Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

Основные трудности

ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени
(3 часа). Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности.

Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

(18 слайд)

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности. Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.

Основные трудности

Процедура ЕГЭ требует высокой собранности, концентрации внимания, тщательности и аккуратности, а эти качества обычно являются слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, обладают хорошей переключаемостью, что помогает им справиться с экзаменационными заданиями.

Стратегии поддержки

На этапе подготовки. Очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Он все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно. Необходимо развивать у таких детей функцию контроля, то есть навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал — проверь». Кроме того, необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

(19 слайд)

Любые экзамены – стресс. Они требуют от человека мобилизации всех сил, и не только интеллектуальных. Рассчитывать, что пройти это нелегкое испытание удастся, шутя, вряд ли стоит. Вопрос в другом: как сделать чтобы затраты труда, времени и нервов использовались с максимальной эффективностью и в конечном счете привели к достижению поставленной цели. Несколько советов педагогам и обучающимся помогут определить собственную формулу успеха. 

Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА.

Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

(20 слайд)

В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.

Не запугивайте ученика, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.

Великий французский просветитель Вольтер был прав, сказав однажды:  « Эмоции- это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его. Так давайте постараемся все вместе, не передавать нашу тревогу детям, а вести их к эффективным результатам. Ваше понимание и уверенность помогут .

А сейчас у нас  с вами есть возможность расслабиться, набраться уверенности, оптимизма для дальнейшей вашей работы.

Упражнение “Найди свою звезду”.

Цель: возможность расслабиться набраться оптимизма ,уверенности в достижении цели.

 Психолог: “Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… (звучит спокойная музыка).

А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других бесчисленное число ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки.

Посмотрите внимательно на эти звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может быть, она вам напомнила о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья?

Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите ее поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь проведите ладонями по коленям, вниз и сладко потянитесь, откройте глаза”.

Возьмите ту звезду, которая больше всего похожа на вашу ,на одной  стороне напишите название звезды ,а на другой пожелание на будущее.

  Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно! Они наполнены нашей энергией, добротой, оптимизмом, верой в завтрашний день, победами и достижениями.
Теперь каждый из вас пусть возьмет свою звезду, которая будет ему светить и направлять по дороге мудрости, знаний, удач, счастья, любви. И если станет очень трудно, вспомните о наших звездах, они вам подскажут верный путь и помогут решить ваши проблемы.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям

Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей....

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в...

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.

Рекомендации для родителей при подготовке ребенка к экзаменам....

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР, для учителя, ученика, родителей...

3.Семинар для учителей «Как помочь учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ»

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной м...