Готовность к школе
методическая разработка на тему

Кононова Светлана Александровна

Что такое готовность к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность к школе

Это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье.

Уровень биологического развития определяется по двум показателям:

  • смене молочных зубов. Если к 6-7 годам у ребенка началась смена молочных зубов, значит его «паспортный» возраст соответствует биологическому. Если смена молочных зубов еще не началась, то биологический возраст ниже «паспортного»
  • выполнению филиппинского теста. Ребенок должен встать ровно и, закинув руку через голову, достать пальцами правой руки левое ухо или левой рукой правое ухо. Голову следует держать прямо, не наклоняя.

При наличии в карте записи ММД, АНС, АНР, СДВГА, ЗПР, ЗЗР – уточните у невропатолога как поддерживать ребенка медикаментозно в трудные месяцы (ноябрь и март) достаточно ли будет одних витаминов.

Развитие моторики

  • умение ориентироваться в пространстве (слева, внизу, над – под,..) и в собственном теле (левый глаз, правое ухо,..);
  • общая координация движений (четкие и плавные с хорошей амплитудой отдельные и одновременные движения тела, руками, ногами);
  • правильно ли ребенок держит ручку (не зажимает ли ее в щепоть, в кулак, не держит ли ее вертикально, нет ли сильного напряжения);
  • координация графических движений (ровность и четкость штриха).

Познавательные функции

  • организация внимания и деятельности: воспринимает ли ребенок инструкцию с первого раза, или нужно повторять;
  • планирует ли деятельность или работает хаотично, без определенного плана; о
  • оценивает ли свою работу по ходу деятельности, вносит поправки, просит и принимает ли помощь; работает сосредоточенно, без отвлечений или очень быстро отвлекается;
  • память: объем информации, быстрота запоминания, время хранения информации, точность запоминания;
  • речь: имеется ли достаточный запас слов;
  • правильно ли грамматически соединяются слова во фразе;
  • умеет ли вести диалог, задавать вопросы и отвечать на них; правильность словесно-логических рассуждений;
  •  умение выполнять простейший звукобуквенный анализ (назвать 1-й звук в слове «дом», 2-й звук, 3-й звук);
  • правильное произношение всех звуков речи. К моменту поступления в школу произношение всех звуков родного языка  должно быть без нарушений!
  • имеет ли ребенок необходимый запас сведений и знаний об окружающем мире, быте;
  • мышление (умение находить общее и различное в предметах, явлениях, процессах),
  • способность ребенка к самостоятельным рассуждениям, выводам, пониманию смысла;
  • зрительное восприятие (способность ребенка выделять, различать и классифицировать по характерным признакам буквы, цифры, фигуры);
  • зрительно-моторные координации: способность копировать фигуры, сочетания фигур, буквы, цифры с соблюдением размеров, соотношения и направления штрихов.

Социальные умения

  • легко ли ребенок устанавливает контакты;
  • считается ли с другими (взрослыми и детьми) как с партнерами;
  • следует ли правилам, умеет ли играть по правилам;
  • умеет ли ребенок управлять своим поведением (не бросает игру при неудаче, требует от взрослых уступок и т.п.);

Личностное развитие

  • самосознание:

предучебный тип — интерес ко всему, что связано с предстоящим обучением – школьные принадлежности, новые ситуации, новые друзья и т.п. Ребенок готов работать в присутствии взрослых, при поддержке взрослых, но недостаточно самостоятелен;

учебный тип — самостоятелен, хорошая адаптация в новых условиях, адекватное отношение к сверстникам и взрослым;

дошкольный тип — могут работать только в игре, готовы делать в основном то, что интересно. Часто они неадекватны в оценке ситуации, собственных удач и успехов, им сложно удерживать ровные отношения со сверстниками и взрослыми. Этим детям сложно адаптироваться  в школе, понять новую систему отношений со взрослыми и сверстниками и включиться в нее.

  • самооценка — не забит ли ребенок негативными оценками взрослых, не считает ли себя «малышом-плохишом»;
  • мотивация — отношение к новой деятельности, умение работать самостоятельно, положительное отношение ребенка к занятиям (работе), умение оценить ее качество и результат, выстроить адекватные отношения со взрослым в ходе этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные параметры готовности к школе детей дошкольного возраста

Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для нормального речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми, для успешного овладения грамотой, а при поступ...

Что такое "психологическая готовность к школе"?

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...

речевая готовность к школе

           Какие критерии, на ваш взгляд, наиболее ярко характеризует подготовленность ребёнка к обучению в школе ( пронумеруйте по степени убывания: 1-й – н...

Речевая готовность к школе

Материал для выступления на собрании для родителей будующих первоклассников...

Психологическая готовность к школе

Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...

Презентация по стратовой диагностике "Готовность к школе"

Стартовая диагностика по готовности детей к школе....

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...