Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу
материал по теме

Жаденова Татьяна Валерьевна

 

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_ustnoy_rechi.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу

1. Исследование сенсомоторного уровня речи

а) Проверка состояния фонематического восприятия и  сформированность фонематического слуха

Инструкция. «Слушай и повторяй за мной как можно точнее»:

ба-па- …………………                  па-ба-…………….

са-за-…………………..                   за-са-……………..

жа-ща-…………………                   ща-жа-…………..

са-ша-………………….                   ша-са-……………

жа-ша-жа-………………                 ша-жа-ша-……….

ца-са-ца-………………..                 са-ца-са-………….

ра-ла-ра-………………..                 ла-ра-ла-………….

Оценка:

1 бал - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла неточное воспроизведение обеих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов- отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

б) Различие высоты, силы, тембра голоса

1.Инструкция. « Отвернись и догадайся кто тебя позвал»

2.Инструкция: « Послушай как лает взрослая собака и щенок, найди нужную картинку»

Оценка:

1бал- точное выполнение задания;

0,5 балла- допускает негрубые ошибки;

0 баллов- отказ или невыполнение задания.

в) Исследование артикуляционной моторики

1.Инструкция: « Повторяй за мной движения»

-губы в улыбке;

-губы трубочкой;

-язык лопаткой;

-язык «иголочкой»;

-«вкусное варенье»;

- «маятник»;

- чередование движений губ: «улыбка»-«трубочка».

Оценка:

1бал- точное выполнение задания;

0,5 балла- допускает негрубые ошибки;

0 баллов- отказ или невыполнение задания.

г) Исследование  звукопроизношения и  сформированности звуко-слоговой структуры слова

 Инструкция. «Повторяй за мной слова»:

- собака – маска - нос;

- сено – василек – высь;

- зима - магазин;

- цапля – овца – палец;

- жук – ножи;

- чайка – очки – ночь;

- щука – вещи – лещ;

- рыба - корова – топор;

- лампа – молоко – топор;

- скакалка;

- космонавт;

- милиционер;

-сковорода;

- кинотеатр.

Оценка:

 1балл - правильное и точное воспроизведение;

0,5 балла - замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение  звуко-слоговой  структуры слова;

0 баллов - невоспроизведение.

2. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция. « Ответь на вопросы»:

1.Сколько слов в предложении?

День был теплый.

2. Сколько слогов в слове?

дом;

молоко.

3. Сколько звуков в слове?

рак;

сумка;

домик.

4. Составить слово из слогов «наоборот».

 Ка-лож, на-ши, радь-тет, тух-пед.

Предложения из слов, данных в начальной форме.

Мальчик, открывать, дверь.

Доктор лечить, детей.

Рисовать, карандаш, девочка.

Оценка:

1балл-правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла- правильный ответ со второй попытки;

0баллов-неверный ответ с третьей попытки.

3. Исследование  сформированности  лексико - грамматического строя речи и навыков словообразования

1.Инструкция. « Покажи где нарисовано ….?»

мяч, кружка, карман, пояс, поезд, листья, плоды, почки.

2. Инструкция. « Покажи на себе …..?»

лоб, брови, щеки, ногти, спину, плечо, руку.

3. Инструкция. « Скажи кто это………..?»

(темы: домашние и дикие животные, и птицы)

Ласточка             лошадь           олень

Воробей              собака             еж

Галка                   корова             лиса

4. Инструкция. «Скажи, кто что делает?»

Лошадь-(скачет)             строитель-(строит)

Гусеница- (ползет)          врач-(лечит)

Рыба- (плавает)               учитель- (учит)

5. Инструкция. « Назови детенышей животных по образцу» .

Образец: у кошки – котята:

- у козы-………….

-у волка-…………..

 -у утки -……………

- у лисы-……………

- у собаки -…………

- у курицы-………….

- у коровы-…………….

6. Инструкция. « Назови предметы по образцу».

Образец: большой мяч, а маленький – это мячик.

-маленький стол - это……….

-маленький стул – это……….

- маленький дом – это………..

-маленький круг – это………..

7.Инструкция. « Вставь пропущенное слово в предложение»

- Лена наливает чай…… чашки.

- Почки распустились…… деревьях.

- Птенец выпал…….. гнезда.

- Щенок спрятался ……..крыльцом.

8. Инструкция. «Назови слово по образцу».

Образец: кукла из бумаги-она бумажная.

- шляпа из соломы – она……………

- кисель из клюквы – он…………….

- салат из моркови – он……………….

- варенье из яблок – оно………………

- варенье из малины – оно…………….

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

- Если днем мороз, то день -…………

- Если днем солнце, то день -………..

- Если днем дождь -…………………

-Если днем холод, то день-………….

Образец: у собаки лапа – собачья.

- у кошки лапа -………..

- у медведя лапа -………..

- у волка лапа -……………

- у белки лапа -………….

- у зайца лапа -……………

Оценка:

1балл- правильный ответ:

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0 баллов – невыполнение.

 

4. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии картинок.

2. Пересказ прослушанного текста.

( В. Сутеев «Под грибом» )

Оценка:

1балл – рассказ оформлен грамматически правильно;

0,5балла – встречаются случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

0баллов- невыполнение задания даже при наличии помощи.

 

                       

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика устной речи младших школьников

С целью отслеживание динамики речевого развития детей младшего школьного возраста и оценки эффективности коррекционного воздействия, предлагаю используемую мною и удобную в применении подборку методик...

Протокол тестовой методики диагностики устной речи младших школьников.

В 2000 году в серии «Библиотека практикующего логопеда» была представлена «Тестовая методика диагностика устной речи младших школьников» Т. А. Фотековой. Практическое использование материала для...

Т.А.Фотекова Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Москва 2000 Аркти

Предлагаемая методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста: качественной и количественной оценки нарушения, получения и анализа стру...

Диагностика устной речи

Материал для проведения диагностики речи, которвм могут воспользоваться учителя, родители....

Диагностика устной речи. Речевая карта.

Для обследования устной речи младших школьников используется методика Фотековой Т.А....

Тестовая методика диагностики устной речи дошкольников Т.А. Фотекова

Коррекционная работа в логопедической группе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение....