Родительское собрание на тему "Учиться всегда пригодится. Роль отца в воспитании и учёбе ребёнка".
методическая разработка по теме

Тема: Учиться всегда пригодится. Роль отца в воспитании и учёбе ребёнка.

Цель: Способствовать привлечению отцов к активному процессу воспитания школьника, формировать у родителей культуру межличностного общения.

 ПЛАН СОБРАНИЯ

1.     Вступительное слово учителя.

2.     Анализ анкет, рисуночный тест

3. Выступление школьного психолога

4. Беседа с родителями. Обсуждение предлагаемых учителем ситуаций.

5. Пять путей к сердцу ребёнка.

6. Рефлексия. Памятка для пап «Как помочь ребёнку учиться».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие» Дж. Родари

Тема: Учиться всегда пригодится. Роль отца в воспитании и учёбе ребёнка.

Цель: Способствовать привлечению отцов к активному процессу воспитания школьника, формировать у родителей культуру межличностного общения.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разослать приглашения на собрание для пап.

2. Приготовить небольшую диагностику.

3. Оформление классной комнаты. Фотографии отцов. Эпиграф на доске.

“Без хороших отцов нет хорошего воспитания”. М. Карамзин.

Оформить выставку «Это сделал мой папа».

4. Провести с детьми тест незаконченных предложений.

 ПЛАН СОБРАНИЯ

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Анализ анкет, рисуночный тест

     3. Выступление школьного психолога

     4. Беседа с родителями. Обсуждение предлагаемых учителем ситуаций.

     5. Пять путей к сердцу ребёнка.

     6. Рефлексия. Памятка для пап «Как помочь ребёнку учиться».

ХОД СОБРАНИЯ

1.   Здравствуйте уважаемые папы! Мы очень рады видеть вас в нашем уютном классе. Сегодня мы пригласили Вас, чтобы обсудить одну из важнейших тем – «Роль отца в воспитании и учёбе ребёнка». Пожалуйста, пожмите друг другу руки, познакомьтесь.

   Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Мать, как правило, действует на ребенка лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, рыцарство способен сформировать у мальчика именно отец своим примером, поступком. «Сын, ведь мы с тобой мужчины», – тихо говорит отец, когда в автобус входит женщина. Мальчик, по примеру отца, моментально встает с сиденья.

    Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни.  Его надежность, его чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашние заботы, сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.

2. Я просила вас в приглашениях ответить на следующие вопросы:

1.В чём, по-вашему, заключается функция отца в семье?

2.Сколько времени проводите с ребёнком.

3.Чем занимаетесь в свободное время?

4.Ругаете ли ребёнка при посторонних?

5.Просит ли вас ребёнок почитать с ним, поиграть, и что вы делаете, если у вас на это времени нет?

6.Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?

7.Есть ли у вас общие интересы и любимые занятия с ребёнком.

8. Кто собирает детей в школу?

Проанализировав Ваши ответы, мы пришли к выводу, что большая часть отцов считает, что его главная функция в семье – это «кормилец», «добытчик». С детьми если и проводите время, то крайне мало, в школу ребят в основном собирают мамы.

Но ведь папа не должен быть отрешенным от воспитания детей, отец не только «кормилец», но он должен быть и воспитателем.

Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

  • Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.
  • В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.
  • Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”.
  • Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.

Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Важные условия правильного семейного воспитания:

Прежде всего, сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка. Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.

Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье. Очень важно, какое место в режиме дня школьника занимает организация труда. Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только к учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участия детей в работах по самообслуживанию.

Любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни семьи. Ребенок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем.

Авторитет родителей. Авторитет родителей – это влияние отца и матери на детей, основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Очень значимым в становлении авторитета является то, как относятся к родителям окружающие люди – уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием. Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом они стремятся копировать своих родителей. Важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения.

Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен. Дети могут четко отметить все плюсы и минусы в поведении отца. Накануне ребятам было предложено закончить предложения:

1. Я люблю, когда мой папа …

2. Я хочу, чтобы мой папа всегда …

3. Мне не нравится, когда папа …

4. Когда я буду отцом, я никогда …

Послушайте, что у них получилось. (Анализ анкет).

Вслушайтесь в ответы своих детей, ведь они очень любят вас. Они видят в Вас всё самое хорошее, положительное. Услышьте, какими они хотят, чтоб Вы были.

3. Выступление психолога

Издавна повелось, что отец – это добытчик, а мать – хранительница очага и воспитатель детей. А как, уважаемые папы, вы смотрите на роль отца в семье в современном обществе? (Ответы родителей).

Какие интересы объединяют вас с вашим ребенком?

Как по вашему у кого больше авторитет в вашей семье?

А сейчас мы частично попытаемся ответить на вопрос: “Какой вы отец?”

Тест

  1. Помогаете ли вы собственным родителям?
  2. Внимательны ли вы к жене и ее родственникам?
  3. Умеет ли ваша семья распределять финансовые средства так, чтобы дети имели самое необходимое?
  4. Пытаетесь ли вы избежать семейных ссор с супругой в присутствии детей?
  5. Занимаетесь ли вы собственным ребенком, развивая его физически и интеллектуально?
  6. Всегда ли вам удается выполнить обещание?
  7. Имеет ли ваш ребенок обязанности по дому?
  8. Знаете ли вы с кем дружат ваши дети?
  9. Доверяет ли ребенок вам свои тайны?
  10. Считаете ли вы себя хорошим отцом?

Если на все вопросы вы ответили положительно, значит, вы хороший отец.

Если вы ответили “да” на 4-6 вопросов – вам надо серьезно заняться семьей и полностью пересмотреть отношение к детям.

Если у вас 1-3 очка – вы все прекрасно поняли, и пересмотрите свое отношение к семье и детям.

Задумайтесь над результатами, которые у Вас получились и сделайте, пожалуйста, так, чтоб в следующий раз они были ещё лучше.

4. Беседа с родителями.

Общие вопросы для всех:

  • Какова роль отца в воспитании детей?
  • Каково значение родительского примера (отца) в воспитании детей?

Вопросы для обсуждения в группах.

I группа: С какого возраста можно разрешить детям попробовать спиртное, стоит ли это делать? Если стоит, то каким образом?

II группа: Вы обнаружили сигареты в кармане вашего сына. Ваша реакция.

Обсуждение предлагаемых учителем ситуаций.

Родители обсуждают ситуации и дают свои комментарии.

5. Заключительное слово учителя

“Брак – это многолетний труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей”. Бернард Шоу

В.А. Сухомлинский, обращаясь к родителям, писал: “Есть десятки, сотни профессий, специальностей, работ: один строит железную дорогу, другой возводит жилище, третий выращивает хлеб, четвертый лечит людей, пятый шьет одежду. Но есть самая универсальная, самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье, - это творение человека”.

Учитывая большую роль отца в воспитании детей, поставьте себе цель создание необходимых условий для воспитания ребенка в семье. А это:

  • Атмосфера семейного благополучия.
  • Рационально организованный быт, режим жизни ребенка в семье.
  • Любовь к своему ребенку.
  • Уважение личности ребенка.
  • Авторитет родителей.
  • Единые согласованные требования к детям всех членов семьи, а также семьи и школы.
  • Уважаемые родители, чаще проводите время со своими детьми, гуляйте с ними, посещайте культурные места, возите на природу и просто общайтесь, интересуйтесь, спрашивайте у них.

Закончите предложения:

- Для меня было неожиданным, новым …

- Я задумался сегодня о …

- Я бы провел собрание …

Воспитать трудолюбивого и духовно богатого, социально адаптированного человека надо! Воспитать детей такими, чтобы они были счастьем и гордостью семьи, школы, страны, трудно! Но преодолеть эту трудность и воспитать настоящего человека прекрасно!

Чтобы воспитать золотого медалиста к выпускному классу, родителям надо приучать ребёнка к тому, что школа – это постоянный труд, с первых же лет учёбы.

Но именно первые школьные годы самые трудные.

      Иногда наши дети говорят на языке, который нам понять нелегко. Однако и они не всегда понимают нас, взрослых, потому, что, разговаривая с ними, мы часто не можем ясно выразить свои мысли. Но что еще хуже, мы не всегда можем ясно выразить ребенку свои чувства и особенно любовь. Каждому ребенку свойственно понимать любовь родителей по-своему. И если родители знают этот «язык», ребенок лучше понимает их. Любовь нужна каждому ребенку, иначе ему никогда не стать полноценным взрослым. Любовь – самый надежный фундамент спокойного детства. Если это понимают взрослые, ребенок вырастет щедрым, сердечным человеком.

   5. «Пять путей к сердцу ребенка» познакомят вас с пятью моделями поведения родителей для того, чтобы помочь определить, какой именно путь приведет вас к сердцу вашего ребенка. Узнав нужный путь общения с вашим ребенком, вы должны изучить и остальные четыре пути, которыми вы сможете доказать ребенку свою любовь, т. к. все пойдет ему на пользу. Кроме того, бывает, что способы общения, способы выражения ваших чувств, надо менять – ведь и ваш ребенок меняется – он растет.

     Как ни грустно, лишь немногие дети уверены, что родители будут их любить и заботиться о них, чтобы ни случилось. В то же время почти все родители любят своих детей. Откуда такое противоречие? Главным образом оно возникает из-за того, что родители не умеют донести любовь до сердца ребенка. Некоторые считают, что их любовь настолько очевидна, что ребенок не может о ней не знать. Другим кажется, что достаточно просто время от времени говорить ребенку: «Я тебя люблю». К сожалению, это не доказательство. Выражать свою любовь нужно через поступки, это несложно: обнять ребенка, приготовить ему ужин, поиграть с ним и т. д.

    Первый способ выражения любви. Прикосновение – поцелуи, объятия. Мама, усадив малыша на колени, читает ему сказку. Отец подбрасывает в воздух сынишку, кружит по комнате дочь, и они хохочут от радости. Все это - способы выразить свою любовь через прикосновение. Однако исследования показывают, что многие родители прикасаются к своим детям лишь по необходимости: когда одевают их, переводят через улицу, укладывают в постель. Они словно не понимают, как ребенку нужна их ласка, они не видят, как просто, пользуясь этим языком, наполнить сердце ребенка ощущением того, как он нужен, необходим, как его любят. Поставьте перед собой цель – приласкайте малыша хотя бы раз в день. Позже вы сможете так общаться и по нескольку раз в день. Каждому под силу выучить «этот язык», и если он родной для вашего ребенка – ваши старания не пропадут даром.

    Второй способ выразить любовь ребенку. Слова поощрения – похвала, ласковые слова, ободряющие слова, наставления. Если вы хотите, чтобы ребенок ценил ваши похвалы, чтобы они действительно что-то значили для него, будьте очень внимательны. Не нужно хвалить его слишком часто, иначе слова постепенно утратят всякую силу и смысл. Гораздо лучше похвалить ребенка, когда он сам доволен сделанным и ждет похвалы. Например, ваш сын играет в футбол, он бьет по воротам – мимо. Вы же кричите ему: «Молодец! Хороший удар!» Возможно, вы хотели подбодрить его. Но похвала незаслуженная, и он понимает это. Дети чувствуют, когда им просто льстят. И часто такая неискренность им не по душе. Необдуманные похвалы опасны и по другой причине. Некоторые дети настолько привыкают к ним, что не могут без них обойтись. Мы любим своих детей, и нам хочется почаще хвалить их. И все-таки помните: каждая похвала должна быть обоснованной и искренней. Иначе ребенок поймет, что ему льстит, а возможно, даже решит, что его обманывают.

    Третий способ выражения любви –проводить время вместе. Значит, отдать ребенку все внимание целиком. Всем нам не хватает времени. Родителям приходится многим жертвовать. Приласкать было бы гораздо легче. Чтобы побыть с ребенком, нам, возможно, придется отложить другие дела.

Помните, время – это ваш подарок ребенку, вы словно говорите ему: «Ты нужен мне. Мне нравится быть с тобой». Тогда ребенок ощутит, что он нужен, необходим. Он почувствует вашу любовь, т.к. вы целиком принадлежите ему. Не забывайте, что он – ребенок, вы должны учитывать уровень его развития, физического и эмоционального. Он учится ползать, вы сидите возле него на полу. Он делает первые шаги, вы идете рядом. Он возится в песочнице, играет в мячик, вы по-прежнему должны быть с ним. Его мир с годами становится шире: школа, уроки, церковь, спорт, и вы всегда должны идти рядом с ним. Чем ребенок старше, тем это сложнее. Особенно, если он у дел не один и нужно найти время для каждого из детей.

    Четвертый путь к сердцу ребенка – подарки. Для некоторых детей именно это единственный верный путь. Однако подарок становится символом любви лишь тогда, когда ребенок видит, что родители действительно заботятся о нем. Поэтому говорить только на языке подарков нельзя, необходимо сочетать его с остальными доказательствами. Тогда подарок выражает искреннюю любовь.

    Пятый способ выражения любви – «языком помощи». Помогая ребенку, вы можете воспитать в нем ответственность и трудолюбие. Некоторые родители считают, что ребенок все должен делать сам, только так можно воспитать его умелым и самостоятельным. Они забывают, что помощь – это еще и выражение любви. Когда мы говорим с ребенком на этом языке, когда мы делаем для него то, чего он сам делать еще не умеет, мы не только преподаем ему необходимые навыки, мы подаем пример. А значит, он всегда будет готов помочь другому.

Если же ваш ребенок слишком часто просит и даже требует подарков и помощи, призадумайтесь. Может быть это всего лишь сиюминутная прихоть и не стоит потакать ему. Велик риск того, что вы вырастите эгоиста. Надо быть осторожным, но если вы научились правильно говорить на этих языках, опасности нет.

Кроме того, вы должны помнить, сколько вашему ребенку лет. Делайте за него только то, чего он сам делать еще не может. Помогать детям – не значит полностью обслуживать их. Когда они подрастут, мы должны научить их всему, чтобы и они помогали нам.

Даже если ребенок не говорит «на языке помощи», забота родителей ему необходима. Когда ребенок просит вас починить велосипед или куклу, ему не просто хочется, чтобы игрушка вновь была целой, ему нужна ваша любовь.

Задача родителей – услышать эти просьбы и ответить на них.

Вот мы и рассмотрели все пять языков любви. Вы уже узнали, какой путь ведет к сердцу вашего ребенка, или по-прежнему не уверены и теряетесь в догадках? Чтобы определить, на каком языке он говорит, понадобится время.

Если для доказательства любви использовать все пять способов, ребенок научится дарить свою любовь людям. Он должен уметь это. Только так он вырастет гармоничной личностью и сможет легко адаптироваться в обществе. Он станет отзывчивым и заботливым, удовлетворяя свои собственные эмоциональные потребности и потребности окружающих.

6. Памятка

Почему ребёнку трудно учиться?

          Как помочь ребёнку учиться?

Что делать?

  • Урок выучил, а вышел к доске – молчит.

В чём проблема? «Не в памяти, а в низкой самооценке», - считают психологи. Ребёнок зажат, боится ошибиться, боится насмешек. Что делать?

Хвалить ребёнка за любой маленький успех. Внушать веру в себя, в собственные способности. 

  • Грязь в тетрадке, кривые буквы… 

Откуда? От неразвитых мышц руки.

Срочно покупаем пластилин и лепим зверушек, человечков, вырезаем ножницами картинки, раскрашиваем мелкие рисунки. Месяц занятий даст ощутимый результат.

  • Он делает глупые ошибки, просто пропускает буквы.

Это бывает, если плохо развит фонетический слух.

Приучите ребёнка дважды медленно прочитать написанное, прежде чем сдать работу на проверку.

  • Всё бывает – в одно ухо влетело, в другое вылетело.

Значит надо тренировать память

(см. «Упражнения для развития памяти»).

  • Не может сосредоточиться? Легко возбудим? Вертится на уроке? 

Это может быть следствием нарушения режима дня. 

Не допускайте, чтобы ребёнок просиживал перед компьютером или телевизором полдня.

Обязательны прогулки, физические нагрузки, спорт, подвижные игры. Еда и сон вовремя. 

 Полезные советы

        Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.

        Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.

        Составьте распорядок дня, а затем следите за его выполнением.

        Когда человек учится, у него может что-то не получаться. Это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.

        Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь к специалистам: психологу, логопеду, окулисту.

        Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.

Успехов вам, уважаемые папы, в воспитании ваших детей!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для пап "Роль отца в воспитании детей в семье"

Мероприятие  раскрывает роль и  задачи отцовства в современных семьях. Дает рекомендации и советы на многие актуальные вопросы....

родительское собрание "Роль отца в воспитании ребёнка"

презентация к родительскому собранию "Роль отца в воспитании ребёнка"...

Протокол родительского собрания "Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка"

Первое собрание в 5 классе проходит совместно с детьми  в форме круглого стола, создаёт дружественную атмосферу...

Родительское собрание на тему "Роль отца в воспитании детей"

Изучая проблемы воспитания, мы обратили внимание на то, что меньше всего изучена проблема авторитета родителей, в частности отца. Мужчина в современном мире перестает быть главой. Эта роль переходит ...