Правила в стихах
материал (5 класс) на тему

Кузютина Маргарита Сергеевна

Запомнить правило всегда легче, если оно в стихах! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1n.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа в 5 классе по теме «Фонетика».

1.Продолжить ответ по данному началу.

 Фонетика – это

 Алфавит – это

 В русском языке  … гласных букв.

 Буквы е, ё, ю, я после мягкого согласного обозначают

 В начале слова буквы е, ё, ю, я обозначают

 Назовите буквы, которые не обозначают звуков -                 (приведите           примеры слов с этими буквами) -

 Какие звуки всегда мягкие?

 Какие звуки всегда шипящие?

2.Подчеркните правильную характеристику звуков. Добавьте необходимое.

 Лаял

 Звук л – гласный, сонорный, твердый, непарный,

 Звук а – согласный, мягкий, непарный, ударный,

 Звук й – согласный, твердый, звонкий,

 

 Звук а – гласный, ударный, мягкий,

 Звук л согласный, ударный, твердый, непарный, глухой,

 3.Указать количество звуков и букв в словах, не делая фонетического  

  разбора.

  Январь -                           букв,                              звуков.

  Чтобы  -                           букв,                              звуков.

  Аллея -                             букв,                              звуков.

  Лестница -                       букв,                              звуков.

  Грусть                              букв,                              звуков.

  Хороший –                       букв,                              звуков.

  Июнь -                              букв,                              звуков.

4.Разделите слова на слоги, как для переноса.

 Далекий, елка, дарить, территория, маршрут, подъезд, рассмотреть,

 Объявление, съел, огород, редкостный, деревья.

5.Дополните каждую строчку словом так, чтобы сохранилось единство  написания. Вставьте, где необходимо мягкий знак.

 а) неудач..ник, ноч..ник,

 б) коч..ка, моч..ка,

 в) ноч..ной, печ..ной,

 г) угол..щик, пил..щик,

 д) обман..щик, бетон..щик,

6.Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием.

 Лодка, пробка, скользкий, старушка, утка, город, гром, ремень, цыган,

 Глотка, вязок, скот, пастбище, теннис, стол, текст.

7.Выделите слова, где все согласные:

 глухие – писать, витрин, поклон, присмотреть;

 звонкие – говорил, поил, мешал, выкармливал;

 мягкие – веселей, плетень, ступени, тюлень;

 твердые – повторение, колос, связки, турне.

Е  -  И  в корнях  с чередованием

1.Нахожу в данном слове корень.

2.Определяю, следует ли за корнем     суффикс а:

             

           да                              нет                  

                                                           

    пишу и              пишу е

Предложение простое или сложное?

1.Определяю, имеет ли данное предложение одну или две (несколько) грамматические основы:

 2.           одну                               две

                                                         

                     это предложение

   простое               сложное  

Как найти корень слова?

1.Выясняю лексическое значение    слова.

2.Подбираюродственников»            (слова, несущие сходное лексическое значение, имеющие в своем написании похожую часть)

3.Учитываю, что могут встретиться чередования гласных(е//и, о//а) и согласных(б//л, в//вл, п //пл, м//мл, ф//фл, д//ноль звука, т//ноль звука и другие).

3.Делаю вывод: общая часть родственных слов и есть корень. 

Как найти в слове окончание?

1.Пытаюсь изменить форму слова:

  не изменяется             изменяется

2.Вывод:                   2.Вывод:                                                                        

   слово

   неизменяемое,        изменяемая          

   у него нет и не        часть слова

   может быть             и есть

                                    окончание                         окончания(наречие,

деепричастие,

междометие,

несклоняемое

существительное)

Как найти в слове приставку или суффикс?

1.Выясняю лексическое значение слова.

2.Нахожу окончание и корень.

3.Подбираю слова с такими же частями, имеющими ту же  «смыслиночку» (например: начало, конец, мгновенность действия, уменьшение и т.д.).

3.Делаю вывод: общая часть таких слов и есть приставка(если она стоит перед корнем) или суффикс(если стоит после корня);при этом помню о «скрытых» приставках в середине сложных(2 корня)слов и «хитрых» суффиксах –ся (-сь), иногда пропускающих вперед окончание.

Как различить слова с одинаковым произношением, но разным написанием?

1.Определяю «круг общения» данного слова (нахожу соседей).

2.Выясняю лексическое значение слова.

3.Нахожу его «родственников» (подбираю однокоренные слова).

4.Применяю нужное правило.    

Не с глаголами

Не выучил – не делай

Не знаешь – не спеши!

С глаголами раздельно

частицу не пиши!

- ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

И в глагол его мы вносим.

Глаголы – исключенья

Знай глаголы – исключенья

Как таблицу умноженья:

Брить, стелить, вертеть, обидеть,

Видеть, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и смотреть,

Гнать, дышать, держать, терпеть.

Чередующиеся гласные в корне

Чтобы нам не ошибаться

В написании – КАС - /КОС-/,

Мы должны чуть-чуть напрячься,

Отвечая на вопрос:

-Есть за корнем суффикс А -?

-Да? – Напишем - КАС всегда.

Если же его там нет,

- КОС – пиши - таков ответ.

ЗАГОЛОВОК-окошко для взгляда  вперед.

Посмотри и подумай: что тебя там ждет?

ЗАГОЛОВОК- это не просто слова:

Эти слова – всему голова.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе-

Ты только вдумайся,

только всмотрись-

Кроется САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой-

ТЫ ТОЛЬКО ВДУМАЙСЯ, ТОЛЬКО ВСМОТРИСЬ-

КРОЕТСЯ САМАЯ ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ.

Ни строительство дома, ни путь капитана,

Не получаться,

Если их делать без плана.

Будь как строитель и капитан

Готовишься к делу –

Обдумывай план

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз.

Это трудно – много раз,

Это нудно - много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нем:

ЧТО РАССКАЗАНО? О ЧЕМ?

ЧТО ЗА ЧЕМ ПРОИЗОШЛО

И К ЧЕМУ ВСЕ ПРИВЕЛО?

Прочитайте еще раз

И запомнится рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила в стихах по курсам математики 5 - 6 класса

Творческая работа учащихся 6 класса МОУ "СОШ № 110" г. Омска. ...

Математические правила в стихах

Математические понятия и правила сформулированы в стихотворной форме...

Правила в стихах по русскому языку.

Материалы к оформлению стендов в кабинете русского языка. Правила в стихах для облегчения запоминания правил....

Правила в стихах

Правила        в         стихах...

Правила в стихах "Правописание приставок"

Материалы помогут учащимся подготовиться к выполнению задания №4 ОГЭ 9 кл...

Правила в стихах (плакаты) 5-7 класс

В занимательной форме представлены основные правила орфграфии...

Правила в стихах

Правила в стихах помогут учащимся быстрее запомнить правила и развить интерес учащихся к изучению предмета....