Что делать, если ребенок боится выступать на публике(перед классом)
статья на тему

Зайцева Алла Валерьевна

В данной статье приведены методы решения проблемы "боязни сцены". Но, если данная статья вам не поможет, вы всегда можете обратиться к классному руководителю и психологу своего учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_boitsya_vystupat_pered_klassom.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫСТУПАТЬ ПЕРЕД КЛАССОМ. КАК ЕМУ ПОМОЧЬ?

Данная статья подготовлена на основе статьи психотерапевта Натальи Лобановой. 

Как и когда возникает страх?

Наталья Лобанова: «Страх отвечать у доски или на экзамене возникает не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется, ведь здесь трудно избежать выступления, ребенок стоит под огнем оценивающих взглядов соучеников и педагога»

Испытывающих страх детей можно разделить на две группы:

  • дети, получившие разовый негативный опыт выступления. Для коррекции этот вариант наиболее простой — достаточно обсудить с ребенком и помочь ему пережить случившееся;
  • застенчивые дети, которые в принципе смущаются и робеют перед ответом на публику. Такое поведение могло возникнуть на фоне семейной системы — например, никто из близких не любит публичных выступлений, а может стать результатом высоких ожиданий от ребенка, когда родители так и видят, что их сын или дочь будут блистать на публике. Как следствие, ребенок боится разочаровать, смущается, у него возникает страх быть непринятым родителями, и он попадает в психологическую ловушку: ты не имеешь права ударить в грязь лицом, ты обязан встать и ответить.

Как помочь справиться?

Приведены некоторые способы помощи детям

  • Вслух признать факт, что испытывать тревогу перед выходом «на люди» — это нормально.
  • Поддержать. Каждому ребенку нужна своя поддержка. Кому-то важно сказать: «Иди, я в тебя верю». Кого-то нужно привести за руку, кому-то предложить: «Хочешь, я постою рядом, пока ты расскажешь стишок». Когда родитель предлагает разные варианты поддержки, вплоть до крайнего: «Не захочешь — не будешь рассказывать!», — ребенок понимает, что у него есть выбор, и напряжение спадает.
  • Помочь найти опору в себе и дать выплеснуться здоровой тяге к публичности: «Да, я тревожусь, но я не теряю себя, мне не хочется сбежать, ведь я же готовился, меня влечет будущее выступление, я пойду и сделаю это».
  • Оцените, получает ли ребенок поддержку, действительно ли он может опереться на нас, родителей? Вполне возможно, мы просто не умеем этого делать. Например, критические комментарии, приправленные фразой, которую мы сами часто слышали в детстве: «Я тебе правду говорю, кто ж тебе еще правду-то скажет, кроме матери», — поддержкой не являются и имеют ровно противоположный эффект.
  • Стараясь поддержать, проверьте, ту ли поддержку вы оказываете ребенку, которую он ждет. В моей практике был случай, когда родители приходили поддерживать сына на соревнования с дудками и плакатами, а он мечтал, чтобы они тихонько дождались его за дверью.
  • Иногда, когда тревоги очень много, ее удается снять с помощью ритуалов — например, «счастливый свитер», «удачная дорога в школу», «пять рублей под пятку наудачу». Важно не зацикливаться на этих ритуалах, но в разумных пределах это помогает.
  • Задача родителя — помочь наладить внутренний монолог по схеме: я готовился, я читал и знаю, у меня есть опыт успешных выступлений, если я выступлю неудачно, то трагедии не случится. Этот внутренний поддерживающий голос формируется, если есть внешняя поддержка, исходящая от родителя, друга, учителя.
  • Поддерживая ребенка, помогите ему вспомнить уже приобретенный опыт выступлений. Если это позитивный опыт, он должен быть проговорен и присвоен: «Я такой молодец, я это сделал сам, я и правда был крут, это произошло не случайно, я это умею, так проявились мои сильные стороны!». Если опыт был неудачный, он тоже должен быть прожит, возможно, проплакан и конструктивно проанализирован, что стоит делать, а что нет: «Пожалуй, не надо во время выступления отвлекаться на тех, кто показывает тебе язык!».
  • Еще одна из форм поддержки — показать ребенку, что кто-то из его окружения будет его поддерживать, а кто-то — нет. Очень неплохо переговорить с учителем, чтобы этим разрушающим фактором — вольно или невольно — не стал именно учитель. Объясните ребенку, что те, кто его не поддерживают, необязательно хотят идти на конфронтацию, возможно, у них просто иное мнение. Тем самым смещается точка зрения, и возможный оппонент ребенка уже перестает выглядеть врагом.

Что нельзя делать?

  • Ни в коем случае нельзя давать ребенку успокоительное перед выступлением.
  • Нельзя внушать, что он чемпион и всех сейчас победит. Это опасная позиция. Один-два раза с таким настроем он выступит неплохо, а потом найдется учитель или соученик, которые свергнут его с пьедестала. И тогда ребенок будет страшно переживать, именно по поводу того, что он не лучший. «Чемпионский» настрой надо менять на: «Я хорошо делаю свою работу, я готов, я это сделал так, как я мог, на свои 100%, я не могу все на свете выучить, но сделал все, что мог»».
  • Не надо давить на ребенка: «Тебе сейчас предстоит выступление, и это так важно!». Так вы усилите его переживания.
  • Если родитель сам боится публичных выступлений, он может «заразить» этим страхом ребенка. Поэтому, в первую очередь, именно родителю нужно научиться справляться со своим страхом. Если не получается, можно честно признаться: «Я тоже боюсь выступать, в этом ничего стыдного нет, страх — нормальное и необходимое нам чувство».

Что делать нужно?

  • Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает. Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда — смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.
  • Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает — это очень полезное чувство, и оно нам необходимо. Поэтому бояться того, что ты боишься — не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх — одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.
  • Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка. Нужно очень хорошо готовиться, и тогда ответ/выступление имеет все шансы быть хорошим. Если ребёнок понимает, что сделал работу на 100% хорошо и сделал все зависящее от него, то с таким настроем выступать будет намного легче. Боязнь определенного педагога можно преодолеть, донеся до ребенка мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают». Мне могут возразить, рассказав о детях, круглых отличниках, которые до дрожи боятся выступать. Такими детьми нужно сказать: «Да, страх есть, он с тобой, но ты его переживешь, начинай говорить, и он от тебя отступит». Мы зацикливаемся на страхе, потому что только о нем и думаем. А стоит думать об ответе.
  • Робким детям поможет, как при обучении вождению, «наездить определенное количество часов» — выступать и все, не стесняться, поднимать руку, «проходить» через свой страх. В то же время не нужно ребенка заставлять раз за разом тренировать будущее выступление, достаточно прорепетировать один раз, да и то лучше постараться превратить это в игру, заинтересовать материалом. Например, когда мы с сыном, когда учим стихи, не зазубриваем неистово, а сначала разбираем, о чем в стихотворении говорится, какая должна быть интонация, где расставляются акценты. Надо постараться добавлять больше удовольствия в обучение. Школа и так режимное заведение, зачем еще и дома муштра?
  • Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет. Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.
  • В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей — там ребенка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений».
  • В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя — общаться с аудиторией. Публичное выступление — это, прежде всего, диалог, а не донесение информации. 
  • Главное — помнить, что на формирование любого навыка нужно время. Не требуйте от детей немедленного результата, дайте им возможность полюбить ораторское искусство»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы школьного психолога: "Если ребенок боится отвечать у доски"

В данной статье даны психолого-педагогические рекомендации по формированию уверенности в себе....

Консультация для родителей: "Что делать если ребенок не говорит"

В работе раскрываются физиологические несовершенства звукопроизношения у детей, т.е что считается нормой неправильного произношения у трех - четырехлетних детей, так же что способствует правильному ра...

Консультация для родителей "Что делать если ребенок кусается и дерется?"

Что делать если ребенок кусается и дерется?       Наверное, нет таких родителей, которые бы не оказывались в ситуации, когда их милый малыш вдруг агрессивно сжимал кулачки или брос...

Памятка для родителей «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

В данном материале рассматриваются психологические проблеммы детей, причины их возникновения, а также пути предупреждения и коррекции....

Презентация.Заметки для родителей.Что делать, если ребёнок боится врачей?

Никогда не пугайте ребенка врачами. Очень распространенная ошибка в воспитании детей возникает, когда родители запугивают докторами. Именно в такие моменты и откладывается негативное представлени...