Мотивация школьников в учебной деятельности
материал (9 класс) на тему

Жиличкина Ольга Александровна

Цель: Рассказать родителям  о понятии мотивация, видах мотивов, о результатах анкетирования учащихся 9-1 класса по оценке уровня школьной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_motivatsiya_shkolnikov_v_uchebnoy_deyatelnosti.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Жиличкина О.А.,

МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска»

классный руководитель 9-1 класса

Разработка родительского собрания

«Мотивация учащихся в учебной деятельности»

Цель: Рассказать родителям  о понятии мотивация, видах мотивов, о результатах анкетирования учащихся 9-1 класса по оценке уровня школьной мотивации.

Добрый вечер, я очень рада видеть вас на родительском собрании в стенах нашего лицея. Уважаемые родители, вы прекрасно знаете, что детям не всегда хочется идти в школу, выполнять домашнее задание и готовиться к урокам. К тому же в этом учебном году им предстоит сдавать экзамены, а это значит, что необходимо изучить или повторить большой объем информации. Сегодня я хотела бы свами поговорить на тему «Мотивация учащихся в учебной деятельности».

Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели.

Рассмотрим виды мотивов:

Познавательные мотивы: они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым. Внутренние мотивы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др.

        Классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом не уверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность". Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

        Из вышесказанного можно сделать вывод, что  необходимо развивать у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

Родители влияют на мотивацию учащихся. Поэтому для формирования положительной мотивации к учению родителям хотела бы порекомендовать следующие советы: 

  • интересоваться делами, учёбой ребёнка;
  • по возможности помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;
  • объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал;
  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться.

При подготовке к родительскому собранию я предложила учащимся ответить на вопросы анкеты, чтобы проанализировать уровень мотивации школьников в учебной деятельности в нашем классе.

Анкета по оценке уровня школьной мотивации

Для возможности дифференцирования детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций - 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по - разному и т.п.) - 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации - 0 баллов.

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень} - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования.Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов - низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к щколе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно - психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Вопросы анкеты по оценке уровня школьной мотивации

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

- мало

- много

- нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся                        - не очень                             - не нравятся

Результаты анкеты уровня школьной мотивации учащихся 9-1 класса (опрошено 21 учащийся)

Уровень мотивации

Количество учащихся

25-30 баллов

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

2 учащихся

20-24 балла

Хорошая школьная мотивация

4 учащихся

15-19 баллов

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами

9 учащихся

10-14 баллов

Низкая школьная мотивация

6 учащихся

Ниже 10 баллов

Негативное отношение к школе

0 учащихся

        Если кого-то заинтересовало, какая мотивация у ваших детей, можно подойти после собрания, я индивидуально вам расскажу.

Мы, учителя, знаем,  что  школьника  нельзя  успешно  учить,  если  он относится  к  учению  и  знаниям  равнодушно,  без  интереса  и,  не  осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Но школа без семьи не справится в одиночку со многими проблемами учащихся в учении, поэтому я хотела бы раздать для ознакомления рекомендации по формированию и поддержанию учебной мотивации для родителей.

Приложение

(раздаточный материал для родителей)

Рекомендации для родителей по формированию и поддержанию учебной мотивации с учетом ведущего типа деятельности:

  1. Демонстрируйте ребенку собственную заинтересованность материалу, изучаемому на конкретном учебном предмете и обсуждайте его дома.
  2. Постарайтесь исключить из семейных разговоров высказываний о негативном отношении к школе, к учителям, к педагогической профессии в целом.
  3. Проговаривайте ребенку собственные ожидания в отношении учебных достижений ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и  возможностей семьи.
  4. Вводите в семью традиции обсуждения просмотренных фильмов, прочитанных книг, обменивайтесь знаниями по какой–либо теме.
  5. Общайтесь с ребенком! В общении происходит обучение, но исключайте слова «а вот мы в свое время…».
  6. Учите, помогайте работать с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
  7. Совместно с ребенком структурируйте его дневное время.
  8. Оказывайте психологическую поддержку своему ребенку в его учебной деятельности

Список литературы

  1. Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции [Электронный ресурс] https://psyera.ru/uchebnaya-motivaciya-sushchnost-istochniki-klassifikaciya-harakteristika-funkcii_9648.htm
  2. Мотивация в учебной деятельности и ее формирование [Электронный ресурс] http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/28.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...

"Психологические аспекты мотивации школьников в проектной деятельности. Выявление мотивационной направленности школьников "

Разработал: Александрова Дарья Юрьевна преподаватель физической культурыГБОУ Средняя школа №12 с углубленным изучение английского языка Наиболее благоприятные условия для формирования учебно...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....