Влияние семьи на появление трудных детей.
статья на тему

Елена Васильевна Кичаева

Статья посвящена воспитанию детей в семье, какие причины возникают в семьях где появляются «трудные дети», пути выхода из сложившейся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_na_poyavlenie_trudnyh_detey.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 316.346.342 – 053.2 (470.44 Кичаева Елена Васильевна, аспирантка

кафедры методологии образования

СГУ им. Н.Г.Чернышевского,

социальный педагог

Влияние семьи на появление трудных детей.

Аннотация: Статья посвящена воспитанию детей в семье, какие причины возникают в семьях где появляются «трудные дети», пути выхода из сложившейся ситуации.

Ключевые слова: трудный ребенок, воспитание трудных детей, семья, особенности семей.

Kichayeva Elena Vasilyevna, graduate student

chairs of methodology of education

SGU of N.G.Chernyshevsky,

social teacher

SOSh Municipal Educational Institution No. 2 of genitive Mokrous

Influence of a family on appearance of difficult children.

Article is devoted to education of children in a family, what reasons arise in families where there are "difficult children", exit ways from current situation.

Keywords: difficult child, education of difficult children, family, features of families.

Детство – подготовка к взрослой жизни. Будет оно хорошо организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Тяжелое детство – не всегда самое плохое. Плохое детство – беспризорное, неласковое, в котором ребёнок потерялся, как ненужная вещь.

Вначале ребёнок становится трудным. Трудный ребёнок – это тот, кому трудно. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок – страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки. Обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться приводит этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.

Трудно самому ребёнку. Это его неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным.

Ребёнок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.

К трудным обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам.

Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Лучший пример – это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему родители требуют от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют.

Семья, как первичная ячейка общества является воспитательной колыбелью человечества. Дети главным образом воспитываются в семье. Здесь ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения в социуме.

Каковы особенности той или иной семьи, вызывающие или способствующие возникновению трудностей в поведении школьников? На этот счет существуют разные мнения. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «трудные» дети. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют, а иногда повторяют друг друга. Остановимся на них.

Л. С. Алексеева различает следующие, виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная семьи. [1 ]. Г.П. Бочкарева выделяет семью с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю. [2 ]. Имеются также семьи, в которых нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи. Ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви родителей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непоследовательность. [3 ].

Воспитание трудных детей никогда не было и не будет легкой задачей. Разные родители пользуются для решения этой задачи различными подходами.

Необходимо помочь родителям пройти через все это, а также понять, что они не единственные, кто находится в такой ситуации. Подростковый возраст длится не вечно, поэтому не следует зацикливаться на том, что ребенок навечно останется трудным. Вместо этого нужно помочь ребенку справиться с имеющимися у него проблемами.

Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха. В семье должна поддерживаться оздоровительная среда, где ребенок в праве надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно- психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.

Для профилактики или ликвидации «трудного» поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос: как применять наказание и поощрение в семье? Достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний. Неверно, если за поздний приход домой один раз наказывают, а другой — нет. Большую роль играет реагирование старших на хороший и плохой поступок ребенка. Родители трудных детей этого часто не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно ругают за плохое поведение. Такие родители нередко уделяют слишком много внимания проступкам детей. Они не понимают, что подчас отрицательное поведение вызвано желанием привлечь внимание родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родители закрепляют его у ребенка. Поэтому правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка в случае положительных действий, высказывая ему одобрение. Важны и многие другие факторы: время реакции (лучше быстрая); последовательность и принципиальность дисциплинарных требований, их осознанность детьми; характер отношений родителей с ребенком (более эффективны воспитательные воздействия любимых и уважаемых родителей), баланс поощрений и наказаний (первые желательно применять чаще, чем вторые). Ребенку лучше привить немного согласованных правил поведения, чем много несогласованных. Важно не только поощрять хорошее поведение ребенка и тормозить плохое, но и сформировать у него внутренний механизм контроля своего поведения. Для этого требуется создать у ребенка и подростка собственную систему жизненных ценностей. Тогда он будет вести себя правильно вне зависимости от одобрений и поощрений со стороны родителей и других людей.

Таким образом, проблема «трудных» детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания, проституция, преступления в раннем возрасте сегодня не являются редкостью. Общественность с одной стороны, борется с девиацией: организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных» детей и подростков, стараются обеспечить их занятость в общественно-полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и отказа от наркомании и курения. С другой стороны, это же общество провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя этой теме много внимания.

Возникает девиантное и делинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьёй и обществом.

«Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.

С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо усилиться, всё дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребёнка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.

Литература

1.​ Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России, 2005. № 2.

2.​ 

3.​ Раттер М. Помощь «трудным» детям. М.: Прогресс, 1987. 228


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогически трудные дети. Родителям трудных детей.

Трудные дети...какие они? Как вовремя рассмотреть отклонения в поведении ребёнка? Что делать родителям и как помочь детям с отклонениями в поведении?...

«Влияние семьи на здоровье детей»

Статья презназначена для социальных работников и педагогов общеобразовательных школ....

Особенности работы с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выступление социального педагога на педагогическом совете на представленную тему, выявление типов неблагополучных семей и контроль за детско-родительскими отношениями....

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

"Система межведомственного взаимодействия МКОУ ЧЦСРС по вопросам реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Создание эффективной модели межвдомственного взаимодейтсвия с организациями и ведомствами городского округа Чехов по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...