Консультация для родителей "Роль загадок в воспитании дошкольника"
консультация на тему

Федяева Ольга Анатольевна

Консультация для родителей 2 младшей группы детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zagadki.docx94.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29»

Консультация для родителей:

«Роль ЗАГАДОК в воспитании дошкольника»

C:\Users\Оля\Desktop\razvivaem_naviki_obsheniya_u_detej_ot_3_do_7_let_724_710.jpg

2018

Роль загадки в развитии старших дошкольников  

         В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым.

        Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка - это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.

        Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.   Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорной сферы.  

        Виды загадок с примерами.  

  1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок.

Стихотворная форма:

Серая шейка,  Жёлтый носок,  Плавает в речке  Как поплавок. Ответ: уточка.

      2. Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово  так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

  1. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:   

Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... (мишка,  белка)

С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)

Ржёт на поле поутру Длинногривый ... (кенгуру, конь)

Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)

  1. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. 

У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы) По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь)

У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазан воском, Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

  1. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:

Скоро 10 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)

Методика работы с загадками  

        Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении. Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.

Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок. Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания. Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак. Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.  

Литература:  

Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.

Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.

 Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.

Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Воспитание нравственности у дошкольников».

             Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему с определенной нравственной позиции – сложный педагогическ...

Консультация музыкального руководителя с родителями. (для младшей и средней групп). ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Даный материал помогает воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения,приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине,совершенствовать художественный вкус, развивать творческ...

Консультация по экологическому воспитанию дошкольников

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников»

Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании дошкольников»Виктория Телушко Консультация «Актуальность использования лэпбука в музыкальном воспитании...

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольника"

       Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально – положительного отношения к окружающему....

Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Родителям о музыкальном воспитании дошкольников"...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание дошкольников в летний оздоровительный период»

В консультации даны рекомендации как наиболее удачно организовать работу по физическому воспитанию в летний-оздоровительный период....